Найти тему
Морская коллекция

Корветы. Скромный герой северных конвоев. «Розелис»

Оглавление

В 1939 году предсказанное маршалом Фошем 20-летнее перемирие в мировой войне закончилось, империалистические вновь вцепились друг другу в горло. И если на суше правила ведения войны изменились полностью, сменив позиционную борьбу блицкригом, то на море было сплошное дежавю, разве только с увеличением значения авиации.

Вновь в Атлантику ринулись стаи германских подлодок, снова Британия оказалась в шаге от полной блокады. И рецепты спасения оказались похожими. Конвои транспортов и сотни эскортных судов для их сопровождения.

Первую часть Битвы за Атлантику англичане практически проиграли, лорды не готовились даже к прошлой войне и эскортный флот пришлось строить заново, а в качестве экстренной меры даже продать имперское первородство американцам за полсотни ржавых "флэшдеккеров" с консервации.

Но реальный перелом обеспечили построенные в гигантских количествах специализированными патрульными кораблями. Аналоги Т-34 и Ил-2 в английской военной истории стали корветы типа «Флауэр». Помимо противолодочной обороны трансатлантических конвоев они также тянули на себе патрульную и минно-тральную службу.

В 1939 году, столкнувшись с реинкарнацией кайзеровской подводной угрозы, англичане впервые с 1877 года вернули в классификацию корветы, которые и должны были стать основным противником германских субмарин. Первым делом переклассифицировали в них 112 конвойных (или эскортных) шлюпов, построенных в 1915-1938 годах. Но этого было крайне мало.

Проект современного корвета военного времени, простого, дешевого, массового и эффективного, был выбран из нескольких вариантов. В итоге он был заказан фирме Smith’s Dock Со. Ltd South Bank в Мидлсбро. Техзадание предусматривало возможность строительства на гражданских верфях.

Инженеры взяли за прототип свое 160-футовое (48 м) китобойное судно Southern Pride с прочным корпусом, простой в эксплуатации паровой машиной, односторонними огнетрубными котлами «шотландского» типа на нефти. Корпус удлинили на 9 метров под размещение погребов боезапаса и кубриков экипажа. Турбогенератор на 15 квт с напряжением 220в тянул на выбор либо ГАС либо радар.

Скорость в 16 узлов позволяла догнать подводную лодку, а короткий корпус позволял рисовать циркуляцию практически на месте (диаметр циркуляции около двух длин корпуса).

Вооружение корвета состояло из четырехдюймового орудия с барбетом, иногда двухфунтового зенитного орудия «пом-пом» на круговой платформе в корме, а также пары пулемётов «Льюис» или «Виккерс» на мостике.

Первая серия «Флауэров» (корабли этого типа в британском флоте получали имена различных цветов) получилась не очень удачной, на апрельских 1940 года испытаниях головного корабля на волне экипажи из резервистов быстро укачивало, из-за короткого полубака палубу заливало вплоть до надстройки.

Семь кораблей ранних серий в дополнение к штатному вооружению получили тралящее оборудование. Устранение недостатков корвета привело к созданию серии «Модифицированный Flower» с полубаком, удлиненным сначала до половины , затем до двух третей длины корпуса. Это уменьшило заливаемость, экипаж увеличился с 47 до 95 человек, а вместо пулеметов поставили 20-мм Эрликоны. Увеличение водоизмещение уменьшило метацентрическую высоту и качка стала более плавной.

Значительная часть «Флауэров» была модернизирована по этому стандарту в середине и в конце войны (часть единиц “Чрезвычайной программы” и большинство программы 1941 года).

Собственно «Флауэров» было построено 203 штуки, «Модифицированный Flower» еще 52 штуки. По другим данным было построено 267 корветов обоих проектов или даже общее количество построенных на британских и канадских верфях к 1944 году- более 290 единиц этого типа (225 обычных и 69 модифицированных).

Первые корветы были заказаны 25-26 июля 1939 года по довоенной программе.

Кроме Великобритании корветы строили в Канаде. Канадские «Flower» отличались водотрубными котлами (кроме «Dundas»).

После начала мировой войны французский флот заказал 18 корветов типа «Флауэр», 12 на британских верфях, два в Ateliers et Chantiers de France (Дюнкерк) и четыре на Ateliers et Chantiers de Saint-Nazaire Penhoët (Сен-Назер). Дюнкеркские в итоге отменили, а Сен-Назере достроили в итоге три из четырех, но уже для Кригсмарине. В 1943-44 годах они вошли в эксплуатацию как патрульные корабли ( Patroillenboot Ausland, PA 1-PA 4 ). Четвертый был потоплен в Нанте недостроенным.

В Британии Smiths Dock Company достроила по французскому заказу четыре корвета этого типа. Один из них, “La Bastiaise”, погиб на мине 22.6.1940 во время ходовых испытаний. Остальные три (“La Dieppoise”, “La Malouine”, “La Paimpolaise”) были конфискованы британцами после выхода Франции из войны в начале июля 1940 года.

Во второй половине войны на корветах было усилено ПВО. Вместо 12,7-мм пулеметов установили от двух до шести 20-мм “эрликонов”. На примерно 30 кораблях поставили по две 57-мм противокатерные пушки “Гочкис”. Противолодочное вооружение усилено до 4 бомбомета и 2 бомбосбрасывателя (70 глубинных бомб), некоторые дополнительно получили реактивные бомбометы “Хеджехог”. Многие корабли с коротким полубаком его удлинили (в т.ч. почти на всех канадских). На “Meadowsweet”, “Balsam”, “Godetia”, “Potentilla” и “Tamarisk” запас топлива увеличили до 308 – 337 тонн.

Если по мореходности и боевым качествам корветы «Флауэр» вполне соответствовали задачам, то для их экипажей служба была крайне тяжелой. Условия на борту для офицеров были еще терпимыми, но матросы жили в переполненном, душном и заливаемом водой холодном кубрике. На небольшом корабле не было возможности хранить скоропортящиеся продукты и люди питались неделями однообразным меню из сухого пюре и солонины. Организмы молодых матросов страдали от морской болезни. Боролись с этим более щедрым предоставлением отпусков. Морякам даже выплачивалась специальная надбавка к жалованию за трудную службу на этих кораблях.

У нас на корабле шутили: «корвет подвержен бортовой качке и на мокрой траве», и мы быстро убедились в горькой правде этой поговорки. Жизнь на корветах была несносна в любую погоду – на тесных, мокрых, шумных и ужасно неудобных. Их качало вдоль и поперёк, крутило винтом с живодёрской настойчивостью, если дул даже легчайший бриз.— «Жестокое море», Николас Монсаррат

После выхода Франции из войны 18 июня 1940 года в обращении генерала де Голля к французскому народу было объявлено о создании движения «Сражающаяся Франция» ( до июля 1942 года «Свободная Франция»), которое заявило о продолжении борьбы с Германией. 26 июня 1940 года к де Голлю присоединилась подлодка Narval, были созданы "Военно-морские силы свободной Франции" (Les Forces Navales Françaises Libres, или FNFL).

В 1941 году силам Свободной Франции передали корветы “Alyssum” (переименован в “Alysse”), “Aconite” (“Aconit”), “Ranunculus” (“Renoncule”), “Sundew” (“Roselys”) и “Lobelia”, в 1942 году “Lotus” (1-й) (“Comandante D’Estienne D’Orves”), “Coriander” (“Comandante Detroyat”), “Chrysanthemum” (“Comandante Drogou”) и “Mimosa”.“Alysse” и “Mimosa” были потеряны во время войны.

Одним из девяти корветов класса «Флауэр», переданных «Свободной Франции» был HMS Sundew. Его название в переводе- "росянка", род плотоядных растений. Корвет был заказан 21 сентября 1939 года, построен он был в Абердине компанией J. Lewis and Sons Ltd (заводской №155). Заложен он был 4 ноября 1940 года, был спущен на воду 28 мая 1941 года. Корвет окончательно ввели в эксплуатацию 19 сентября 1941 года.

Обычно французы просто переводили названия цветов-корветов на французский. Однако росянка по французски- rosée du matin (буквально "утренняя роса") была сочтена неподходящим названием. Выбрали женское имя Розели ("Роза-Лилли"). Корвет назвали «Розелис» (Roselys).

Аконит в окраске 1942 года
Аконит в окраске 1942 года
Ранняя версия проекта
Ранняя версия проекта

«Розелис» Roselys HMS Sundew J. Lewis and Sons Ltd., Абердин, Шотландия. Завод. №155. Заказан 21 Сентября 1939. Заложен 4 ноября 1940. Спущен на воду 28 мая 1941. Выведен из эксплуатации 17 сентября 1941 – передан Свободной Франции. Номер вымпела: K57. Списан в Труне в 1948 году. Франция-FFL Roselys. Приобретен 17 Сентября 1941. Введен в эксплуатацию 19 Сентября 1941. Вернулся в Королевский военно-морской флот в 1947 году

Водоизмещение 925 длинных тонн (940 тонн; 1036 коротких тонн). Длина 205 футов (62,48 м)o / a. Ширина 33 фута (10,06 м). Осадка 11,5 футов (3,51 м).
Двигатели- 1 × паровой двигатель тройного расширения, 2 × шотландских котла, один вал, 2 750 л.с. Скорость 16 узлов. Дальность 3500 морских миль со скоростью 12 узлов. Экипаж 85 человек
Радар 1 × SW1C или 2C, 1 × гидролокатор типа 123A или типа 127DV
Вооружение- 1 × 4-дюймовая (101,6 мм) пушка BL Mk.IX, 2 спаренных пулемета Льюиса, 2 × спаренных пулемет Виккерса, 2 × бомбометателя глубинных бомб Mk.II, 2 × направляющие глубинных бомб с 40 глубинными бомбами. Первоначально с оборудованием для траления, позже демонтирован

Спаренная зенитная установка пулемётов «Льюис».
Спаренная зенитная установка пулемётов «Льюис».

После примерно полугодового обучения корвет начал службу по сопровождению северных конвоев.

30 января 1942 года «Розелис» заметил подводную лодку примерно в 400 ярдах от себя и попытался таранить ее. Подводная лодка смогла погрузиться, но корвет все-таки успел задеть ее. Затем на нее были сброшены глубинные бомбы. Подводная лодка, вероятно, получила лишь легкие повреждения.

С 21 мая 1942 года по 1 июня 1942 года корвет под командованием лейтенанта Андре Бержере охранял конвои PQ 16 (35 торговых судов) и QP 12 (15 торговых судов)между Рейкьявиком и Кольским заливом. PQ 16 лишился 8 судов, одно вернулось из-за неисправности и семь было потоплено. Встречный конвой потерь не имел.

Конвой PQ-16 направляется в Мурманск
Конвой PQ-16 направляется в Мурманск

Потерь у PQ 16 могло быть больше. 27 мая одна из немецких авиабомб попала в шедший замыкающим советский теплоход «Старый большевик». Судно шло с грузом в 4000 тонн, в том числе взрывчатки и боеприпасов, а также бомбардировщики A-20 Boston на палубе. Детонации, к счастью, удалось избежать, но начавшийся пожар угрожал чудовищным взрывом. Экипаж, наполовину женский, героически боролся с огнем, продолжая зенитным огнем отбиваться от немецких самолетов. На судне были убитые и раненые, а бомбой был выведен из строя пожарный трубопровод.

Первую помощь судну оказал находившийся рядом британский эсминец HMS Martin. Покинуть судно капитан отказался. Врач эсминца оказал помощь раненым, а на «Старый большевик» с эсминца перебросили пожарные шланги и подключили свои помпы для откачки воды.

С возобновлением немецких налетов эсминец отошел.

"В 14 часов 15 минут британский эсминец «Ашанти», головной корабль охранения, просигналил корвету «Розелис» из военно-морских сил «Свободной Франции», чтобы тот спешно выдвигался на подмогу «Старому большевику».
Русский сухогруз тащился в кильватере за конвоем, окутанный клубами черного дыма, сквозь которые проглядывали языки багрового пламени, вырывавшиеся из носовой части судна. Когда корвет подошел поближе и метрах в двадцати застопорил ход, капитан «Старого большевика» крикнул в рупор по-английски, что в его судно попала бомба и что на борту есть убитые и раненые. Взрывом бомбы, кроме того, был разрушен пожарный трубопровод. А в трюмах «Старого большевика», между прочим, лежала взрывчатка — сотни килограммов тротила.
«Розелис» подошел еще ближе — метров на десять, и перебросил пожарные рукава на борт «Старого большевика». И оба корабля двинулись дальше, почти соприкасаясь друг с другом бортами. А воздушный налет все продолжался. И счастье еще, что бомбардировщики атаковали в другой стороне. Вскоре пожар на «Старом большевике» удалось погасить."- Ж.Блон "Северные конвои".
Андре БЕРЖЕРЕ (1904–1966), офицер торгового флота, охранявший конвои во время войны.
Андре БЕРЖЕРЕ (1904–1966), офицер торгового флота, охранявший конвои во время войны.

«Розелис» участвовал в сопровождении конвоя QP 13 из 35 торговых судов в сопровождении пяти эсминцев ( Achates , Garland , Inglefield , Intrepid и Volunteer) ; двух противолодочных тральщиков («Гусар» и «Нигер») и четырех корветов «HMS Honeysuckle (K27)», «HMS Hyderabad (K212)» , «Розелис» и «HMS Starwort (K20)» , а также корабля ПВО «HMS Alynbank (F84)». Конвой шел навстречу злополучному конвою PQ-17. 29 июня дополнительный местный эскорт из советских и британских кораблей сменили три эсминца класса «Хант»( «Бланкни» , «Миддлтон» и «Уитленд»).

30 июня конвой был обнаружен немецкой воздушной разведкой, но немецкое командование приказало своей авиации и подводным лодкам игнорировать в основном пустые суда обратного конвоя, сконцентрировавшись на оставшемся без охраны конвое PQ-17.

Но суда конвоя столкнулись с не менее грозным противником. 5 июля 1942 года они вошли в плотный туман. В условиях плохой видимости тральщик HMS Niger (J73) принял айсберг за северо-западный мыс Исландии и завел шесть торговых судов на минное поле SN72 « Северный заграждение», выставленное за месяц до того у входа в Датский (Гренландский) пролив.

Все семь кораблей подорвались на морских минах. Первым подорвался тральщик. Погиб командир и большая часть команды. Через 5 минут с тральщика пришла радиограмма об ошибке и изменении курса. После нескольких взрывов коммодор конвоя увел оставшиеся корабли на юг. На месте трагедии остались корвет «Розелис» и траулеры-спасатели «Сент-Эльстан» и «Леди Маделин». При 7-8 балльном шторме они до двух часов ночи поднимали с воды выживших. Видимость составляла не более полумили.

На волнах в пределах видимости были десятки тел. Спасатели, убедившись, что им уже не помочь, продолжали поиски. Больше повезло тем, кто успел сесть в шлюпки, их находили по сигнальным ракетам и спасательным огням.

Один из офицеров «Розелиса», участвовавший в той спасательной операции, позднее так описывал «зрелище, способное ввергнуть в ужас кого угодно». «Заметив в волнах человека, мы подошли поближе и бросили ему спасательный конец, но ухватиться за него он все никак не мог: должно быть, от холода у него одеревенели пальцы.
Когда же мы наконец были готовы его зацепить, он уже совсем выбился из сил и камнем пошел ко дну. А через некоторое время, когда мы подошли к большой шлюпке, сидевшие в ней люди приготовились перепрыгнуть к нам на борт все разом, хотя мы умоляли их этого не делать. Потом накатила волна, подняла шлюпку вровень с верхней палубой, и они прыгнули всем скопом.
Но троим не повезло: как видно, они не рассчитали сил, а может, не успели ухватиться за релинги и упали в воду. И тогда следующей волной их зажало между нашим бортом и шлюпкой. Я даже слышал, как от страшного удара им размозжило головы: они раскололись с треском, как орехи. И мне вдруг впервые стало не по себе».

«Розелис» продолжал поиски и вскоре на борту небольшого корабля было не протолкнуться, спасенных разместили даже в машинном и котельном отделениях. Только убедившись, что все плоты и шлюпки пусты, корвет ушел с минного поля на юг. В назначенном месте он встретил «Леди Маделин» и «Сент-Эльстан».

«Леди Маделин» спасла 40 человек, «Сент-Эльстан» — 27, а «Розелис» — 179. В тот же день пополудни они с приспущенными флагами прибыли в Рейкьявик.

Из попавших на мины судов спасся только панамский сухогруз «Экстерминатор» (Exterminator , 6,115 GRT).

Из 127 человек на борту тральщика «Нигер» выжили только восемь. 4 американских и одно советское судно затонули. «Массмар» ( Massmar , 5,825 GRT) затонул вместе с 17 моряками торгового флота, 5 американсими артиллеристами и 26 спасенными с потопленного в конвое PQ 16 американского сухогруза Alamar ( 5689 GRT, постройки 1916 г.). Сухогруз типа "Либерти" «Джон Рэндолф» (John Randolph) разломился надвое и затонул, унеся с собой пятерых. На «Хеффрон» ( Hefron, 7,611 GRT) погиб один член экипажа. По другим данным всего на гражданских судах погибло 46 членов экипажа и 9 морских артиллеристов.

На «Экстерминатор», «Хиберт» ( Hybert , 6,120 GRT) и советском сухогрузе «Родина» (4,441 GRT) погибших не было. Среди погибших были супруга и двое детей русского военно-морского атташе в Лондоне. Однако поднять их тела, хотя они и были обнаружены, не удалось.

-7

10 марта 1943 года «Розелис» подобрал 81 выжившего с британского торгового судна Tucurina (5,412 тонн), торпедированного U-221 к юго-востоку от мыса Фэрвелл.

В июне 1943 года корвет участвовал в сопровождении большого конвоя SL 131 из Фритауна в Англию, а в декабре 1943 года-январе 1944 года объединенные конвои OS 61 / KMS 35 и OS 65/KMS 39 из Плимута в Фритаун и в средиземноморские порты.

«Розелис» был одним из девяти эскортных кораблей «Сражающейся Франции», которые поддерживали высадку в Нормандии 6 июня 1944 года, а затем защищали передвижения десантных судов и судов снабжения через Ла-Манш. На счету корвета за войну три поврежденных подводных лодки противника.

-8

Андре Бержере с 1 июня 1942 года параллельно принял командование 1-й дивизией корветов, в апреле 1943 года получил звание лейтенанта-коммандера, в начале 1944 года он покинул корвет ради штабной работы в должности заместителя начальника штаба FNFL. С сентября 1944 года он снова в море, командир фрегата Croix de Lorraine (F710) (бывший HMS Strule), патрулирующего Ла-Манш.

Повышен в звании до капитана фрегата в апреле 1945 года, после 50 месяцев боевых действий. 18 июня 1945 года генерал де Голль вручил ему в Париже Крест Освобождения. После войны служил во втором управлении Генерального штаба ВМФ, затем в кабинете министра общественных работ Жюля Моха. С 1948 по 1950 год служил в Индокитае. Затем вернулся в качестве капитана 1-го  класса в компанию Messageries Maritimes. В 1959 году он был назначен навигационным инспектором компании.

Из наград в его коллекции Командор Почетного легиона, Военный крест 1939–1945, орден «За морские заслуги», Почетная медаль за мужество и преданность ( бронза), Крест за выдающиеся заслуги (Великобритания), Офицер Ордена Почетного легиона (США).

-9
Генерал Шарль де Голль на борту FFS ROSELYS в Гриноке, Шотландия, во время визита на ВМС Свободной Франции для вручения медалей, 24 декабря 1942 года.
Генерал Шарль де Голль на борту FFS ROSELYS в Гриноке, Шотландия, во время визита на ВМС Свободной Франции для вручения медалей, 24 декабря 1942 года.
Генерал Де Голль посетил сражающийся французский военно-морской флот - Медаль для моряков с "Розейлса", протаранивших подводную лодку. 24 декабря 1942 года, Гринок
Генерал Де Голль посетил сражающийся французский военно-морской флот - Медаль для моряков с "Розейлса", протаранивших подводную лодку. 24 декабря 1942 года, Гринок

«Розелис»
«Розелис»

Корвет был возвращен Королевскому военно-морскому флоту в 1947 году. Был продан 23 октября 1947 года и списан в Труне в мае 1948 года.

Теперь и телеграмм-канал !

систематизированный каталог статей канала-по ссылкам:

Флоты мира 1860-1945. Справочник.

Флот 21-го века.

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам