Успешное контрнаступление советских войск под Москвой зимой 1941-1942 годов породило у командования Красной армии убеждение, что вермахт сломлен и напряжением сил можно заставить его бежать, в кратчайшие сроки освободив оккупированные территории. Благими намерениями.... Широкомасштабное наступление по всему фронту привело к бесполезному расходованию небольших накопленных резервов, большим потерям, катастрофам Юго-Западного и Крымского фронтов весной 1942 года.
Увы, ни командование РККА, ни войска еще не были готовы к проведению масштабных стратегических операций. Учеба обходилась дорого. На юге фронт к августу откатился до Сталинграда и Кавказа. Пал Севастополь, задыхался в блокаде Ленинград. Второго фронта не было, союзники продолжали решать свои тактические задачи на территориях колоний.
В этих условиях увеличение поставок военных материалов и оружия от союзников имело огромное значение. Увы, именно в это судьбоносное время, летом 1942 года, союзники взяли "паузу".
Первые конвои осени 1941 года шли практически без помех и потерь. Первые 6 (вместе с "Дервишем") разгрузились в Архангельске, а PQ-6 20 декабря принял Мурманск.
Арктический маршрут военных поставок вынес на себе около четверти всего грузопотока, при этом он был самым оперативным, в пределах двух недель груз уже был на советских складах. Зато и немецкие базы в Норвегии и Финляндии были рядом.
За всю войну северным маршрутом прошли 42 конвоя. С 1942 года он стал самым опасным, потери несли и транспортные суда и боевые корабли эскорта. Если до места назначения дошли 722 транспорта, то у 58 это не получилось. Еще 33 вернулись назад по разным причинам.
Обратных конвоев было 35, из 715 судов 8 вернулись, 29 погибли в пути. Основная часть потерь (69 судов) пришлась на 1942 год, когда германское командование приняло серьезные меры по борьбе с конвоями. Подводные лодки, авиация, тяжелые надводные корабли-на зачистку "зоны судьбы" , объявленной Гитлером в Арктике, были брошены значительные силы.
В истории арктических конвоев наиболее известны два, которые были отправлены в Россию весной-летом 1942 года, в самый трагический момент наибольшего напряжения сил на советско-германском фронте. Это PQ-16 и PQ-17. Первый оказался одним из самых эффективных, а второй пережил страшный разгром.
Хотя основную часть конвоев составляли английские и британские суда, советское командование мобилизовало для перевозок и все доступные ресурсы нашего торгового флота. Каждая тонна грузов была очень нужна для фронта и для Победы. В прошлой статье речь шла об участии в конвое старого и изношенного лесовоза "Ижора".
Но для перевозок были мобилизованы и более крупные и новые суда. В том числе и крупнотоннажные лесовозы, в количестве 15 единиц построенные в 1930-35 годах на Адмиралтейском заводе и Северной верфи. Это были прекрасные суда, высокоманевренные, остойчивые, мореходные, с корпусами, усиленными для плавания в северных морях.
Многие из них служили на Дальнем Востоке, перевозя те же ленд-лизовские грузы из США, в т.ч. американские паровозы. А большой лесовоз «Старый большевик», состоявший в Мурманском морском пароходстве, принял участие в полярных конвоях.
Его первый поход состоялся еще 27 сентября 1941 года, в первом ответном после "Дервиша" конвое на Запад, одним из семи советских судов.
«Старый большевик» . Северная верфь, Ленинград. Построен в 1933 году.
Водоизмещение — 8780 т, грузоподъемность — 5700 т генеральных грузов или 5100 т лесных материалов. Дедвейт (полная грузоподъёмность) 6100 тонн. Длина около 111 м, ширина 15,7 метров, Двигатель завода «Русский дизель», 2400 лошадиных сил . Скорость не менее 9 узлов, максимальная до 11 узлов.
Однопалубный теплоход. Палуба повышенной прочности (до трети лесного груза размещалось именно на ней высотой до 4 м), усиленный корпус и ледовые подкрепления.
Вооружение- два зенитных орудия и несколько пулеметов. Союзниками установлены два спаренных пулемёта, четыре ракетницы, баллоны со смесью для дымовой завесы.
С 1930 по 1935 годы — построено 15 судов. Девять лесовозов сдал Адмиралтейский завод, еще шесть — Северная верфь.
В конце марта 1942 года «Старый большевик» прибыл в Нью-Йорк. Здесь он получил свой груз- 4 130 тонн снарядов, бомб и взрывчатки, авиабензина, а также полтора десятка самолетов. В начале мая судно ушло в исландский Рейкьявик, где формировался очередной северный конвой.
19-21 мая 1942 года караван PQ-16,самый большой к этому времени, вышел в Мурманск. В состав конвоя входили 35 грузовых судов ( пять советских-«Аркос», «Революционер», «Чернышевский», «Щорс» и «Старый большевик») и 17 эскортных кораблей (в т.ч. 5 эсминцев, 4 сторожевых корабля, 4 траулера, тральщик и корабль ПВО, на одном из судов поставили катапульту с истребителем «Харрикейн»). Силы прикрытия включали 4 крейсера и 3 эсминца, они отвечали за маршрут до острова Медвежий.
Начало пути прошло спокойно- ни немецких самолетов ни немецких подлодок не было видно до утра 25 мая. Тогда на конвой обрушилось около двух десятков немецких самолетов ( ок. 16 торпедоносцев и 6 бомбардировщиков, по другим данным 8 и 12 соответственно). Дни в мае оказались очень долгими: атаки шли непрерывно. Пик налетов пришелся на 27 мая. Конвой атаковали около сотни самолетов.
Многие суда получили повреждения, один транспорт вернулся назад. 26 мая конвой атаковали подводные лодки, которые потопили один из транспортов.
«Старый большевик» шел замыкающим, внимания от атакующих ему доставалось больше. Судно вело непрерывный зенитный огонь, а капитан умело маневрировал, не давая "юнкерсам" прицельно отбомбиться. Трижды пароход уклонялся от авиаторпед. Тандем опытного капитана-северянина с 20 летним морским стажем Ивана Ивановича Афанасьева и бывшего военного балтийского моряка, рулевого Бориса Ивановича Аказенка неоднократно спасал судно, пережившее 47 атак немецких самолетов!
Однако, лимит удачливости все-таки был не безграничным. Когда в полдень 27 мая теплоход одновременно атаковали сразу 9 бомбардировщиков, одна из бомб попала в полубак, прямо перед надстройкой. Взрыв уничтожил носовое зенитное орудие вместе с расчетом, контузил капитана Афанасьева. Рулевая рубка и машинное отделение получили повреждения и маневр стал невозможен. В трюме, где перевозили боеприпасы, начался пожар.
Судно с 4000 тонн боеприпасов и взрывчатки представляло собой огромную пороховую бочку, стоило огню добраться до груза-и от судна не осталось бы ничего.
Помполит, тоже бывший балтийский моряк (он еще и Зимний брал!), Константин Макси́мович Петровский, организовал живой конвейер, по нему ящики с боеприпасами из загоревшегося трюма перенесли в безопасное место. Часть груза пришлось сбросить за борт.
Невозможно поверить, но Борису Ивановичу Аказенку пришлось не только как рулевому уводить судно от бомб и торпед. Потом из кормового зенитного орудия ему удалось сбить немецкий самолет. В горящий трюм за снарядами он тоже спустился первым.
К горящему транспорту с боеприпасами подошел английский эсминец, чтобы снять экипаж и потопить поврежденный корабль.
У союзных конвоев был определенный и отработанный регламент для подобных случаев- с поврежденного судна корабли эскорта снимали экипаж, а само судно добивали торпедами или артиллерией. Останавливаться для помощи поврежденным собратьям и держать в строю подранков было запрещено. Жестокая логика войны- задержавшийся конвой мог стать добычей немецких подлодок и авиации.
Опять же, "у короля много", большой транспортный флот Британской империи и присоединившихся к нему норвежцев, голландцев, поляков, французов, греков, вкупе с неограниченными судостроительными возможностями США (одних 15 тысячетонных транспортов типа "Либерти" американцы построили 2710 штук!), был практически неисчерпаем.
Советский же флот испытывал острый дефицит судов всех классов, да и боеприпасы были жизненно необходимы сражающейся армии. В общем со «Старого большевика» ответили :«Мы не собираемся хоронить судно». Забрав четырёх тяжелораненых, эсминец вернулся к конвою.
«Один в огне! На нем, конечно, поставили крест. Такие не возвращаются. Это не люди, это уже покойники…»,(В.С. Пикуль)
Конвой, согласно правилам, продолжил движение, оттянув на себя основные силы немецкой авиации, а горящий транспорт продолжил борьбу за спасение корабля и груза. Восемь часов экипаж боролся с огнем и пробоинами, параллельно отбивая воздушные атаки из единственного оставшегося орудия.
Очаги пожара заливали водой из шлангов, в недоступные места передавали ведра с водой по цепочке даже женщины из экипажа судна.
Пожар был погашен, на пробоины завели пластырь, старший механик Н. Пугачев со своими товарищами устранил повреждение машины и рулевого управления.
А затем транспорт продолжил путь, нагоняя конвой. При этом судну пришлось отразить налет двух бомбардировщиков. Афанасьеву снова удалось уклониться от бомб, а единственная оставшаяся зенитная пушка вместе с одним из пулеметов сбили одного из налетчиков-он загорелся и упал в море на глазах наших моряков.
На следующий день обгоревший транспорт со сбитой трубой, без грузовых стрел и части надстройки, с заделанными наспех пробоинами присоединился к PQ-16. Командир охранения приказал поднять сигнал «Сделано хорошо», сдержанную, но высшую похвалу для экипажа «Старого большевика».
Вскоре к конвою подошли три советских эсминца, а в небе появились советские истребители.
Вечером 29 мая конвой PQ-16 разделился. Двадцать транспортов пошли в Мурманск, а шесть — в Архангельск. Но немецкая авиация продолжала атаки. Самые жаркие бои были 30 мая, уже на подходе к Мурманску. Конвой атаковали 45 "юнкерсов" под прикрытием истребителей. В этот день было сбито 7 стервятников, мы потеряли три истребителя. Среди погибших был командир 2-го Краснознамённого гвардейского смешанного авиационного полка ВВС Северного флота, дважды Герой Советского Союза Б.Ф. Сафонов (в этом бою он сбил трех фрицев).
В Кольский залив конвой вошел вечером 30 мая. В Мурманск были доставлены: более 300 танков, 100 самолетов, 2500 машин и тонны другой необходимой военной техники, в том числе и 4000 тонн взрывчатки и боеприпасов. «Старого большевика» на рейде приветствовали артиллерийским салютом с кораблей.
Командование флота получило телеграмму от старшего офицера эскорта капитана 2 ранга Р.Дж. Онслоу -«Разрешите передать вам мое личное восхищение, восхищение всего нашего офицерского состава и всех английских моряков героическими действиями вашего теплохода "Старый большевик". Так могли поступить только русские».
Вскоре отметились и из Адмиралтейства-«От имени Королевского военно-морского флота хочется поздравить ваши суда по поводу прекрасной дисциплины, храбрости и решимости, проявленных во время боя в течение шести дней. Поведение команды "Старого большевика" было великолепным».
Во время боя на теплоходе погибло четверо моряков ( на самом деле вечером 27 мая в море похоронено пять погибших: Николай Никифоренко, Павел Карашманов, Гергард Кухаржевский, Трофим Пискус и Николай Гаврилов). Все члены экипажа, в том числе и посмертно, были награждены орденами и медалями. Капитан лесовоза Иван Афанасьев, помполит Константин Петровский и рулевой Борис Аказенок 28 июня 1942 года были удостоены звания Героя Советского Союза.
Капитана Афанасьева в начале 1943 года наградили орденом Британской Империи гражданской службы 4-го класса, старшего механика Н.Н. Пугачёва орденом Британской империи 5-го класса.
К сему прилагалось королевское послание: «Георг VI милостью Божьей Король Великобритании… поздравляет Ивана Ивановича Афанасьева, капитана теплохода «Старый большевик» Морского флота СССР, в связи с тем, что мы сочли Вас достойным именовать и назначить почётным офицером высшего ордена Британской империи по гражданскому отделу. Этим мы присваиваем Вам звание почётного офицера нашего ордена и даём Вам право носить это звание… и пользоваться привилегиями, к нему относящимися и принадлежащими».
Теплоход «Старый большевик» был награжден орденом Ленина, изображение ордена появилось на флаге судна.
В июне 1942 года лесовоз с обратным конвоем ушел в Англию, затем перешел на Тихий океан и до ноября 1945 года служил в Дальневосточном морском пароходстве, доставляя из США грузы по ленд-лизу. К третьей годовщине Победы приказом министра Морского флота СССР на теплоходе была установлена мемориальная доска, напоминающая о подвиге моряков .
Судно трудилось на благо Родины до 1969 года. Имя орденоносного корабля перешло к построенному в Ленинграде для ДВМП судну.
К 30-летию Победы в ДВМП появилось новое судно «Константин Петровский», названное в честь Героя Советского Союза первого помощника капитана «Старого большевика».
В Мурманске с 1960 года трудится спасательное судно-буксир «Капитан Афанасьев».
В 2011 году на Окской судоверфь был построен для Азовского моря универсальный сухогруз «Капитан Афанасьев» (тип RSD44 «Герои Сталинграда», серия из десяти судов).
Разумеется, при нынешней системе надеяться на появление в нашем флоте носителя имени славного корабля- напрасный труд. Нет сейчас ни на Севере, ни на Дальнем Востоке судна «Старый большевик». Нет больше и престижного всесоюзного молодёжного турнира по классической борьбе на призы теплохода «Старый большевик».
А ведь то, что «Сделано хорошо»-надо помнить. Всегда.
систематизированный каталог статей канала-по ссылкам:
Флоты мира 1860-1945. Справочник.
Флот 21-го века.
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам