С каждым годом все больше внимания уделяется экологии и охране окружающей среды, в том числе — вопросам по учету и контролю состояния зеленых насаждений. Часть субъектов России ещё в 2023 году запустили планомерную процедуру проведения инвентаризации: одни на уровне всего региона, другие же точечно — в отдельных районах и городах. В этой статье мы поговорим о том, что под собой подразумевает учет насаждений в городах, почему эта процедура так необходима и какие изменения можно ожидать в данной сфере в ближайший год.
Итак, инвентаризация зеленых насаждений — это процесс учета и оценки их состояния на определенной территории. В ходе процедуры специалисты определяют количество растений и представленные виды, оценивают их состояние и возраст, а также выявляют возможные проблемы, связанные с уходом за насаждениями.
Законодательной базой для проведения инвентаризации зелёных насаждений выступают следующие документы:
- Правила создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации, утвержденные Приказом Госстроя РФ от 15.12.1999 № 153
- МДС 13-5.2000 Правила создания, охраны и содержания зелёных насаждений в городах Российской Федерации
- Методика инвентаризации городских зеленных насаждений, 1997 года, составленная на основании решения Комиссии Президиума СМ СССР по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов № 5 от 28.07.1988 г.
- ГОСТ 28329-89. Государственный стандарт Союза ССР. Озеленение городов. Термины и определения
- СП 34.13330.2021. Свод правил. Автомобильные дороги. СНиП 2.05.02-85
- Гражданский кодекс Российской Федерации
- Градостроительный кодекс РФ
- Земельный кодекс Российской Федерации
- Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»
- Федеральным законом от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
- Лесной кодекс Российской Федерации
Какие объекты подлежат учету?
Согласно действующему законодательству, инвентаризации зеленых насаждений подлежат все зеленые насаждения независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности. При этом зеленые насаждения должны находиться в пределах городской черты, иметь установленные границы и быть предоставлены в пользование ответственными землепользователями.
Почему это так важно?
Благодаря процедуре власти могут оценить состояние зеленых зон в городах и населенных пунктах, определить потребность в новых насаждениях и уходе за существующими, а также разработать планы по улучшению экологической ситуации в регионе. Проще говоря: своевременно проводя учет и оценку состояния зеленых насаждений, власти будут видеть актуальную картину состояния вверенных им в управление территорий.
Кроме этого, процедура позволяет:
- Обеспечить контроль за соблюдением законодательства в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов
- Проводить научные исследования и разрабатывать новые технологии в области экологии и природопользования
- Создавать на основе результатов базы данных о зеленых насаждениях для дальнейшего мониторинга и контроля их состояния.
Несет ли процедура пользу для местных жителей?
По логике вещей, учет и оценка должны привести к улучшению экологической обстановки в регионе или городе. То есть, если инвентаризация будет проводится в срок, квалифицированными кадрами и с соблюдением всех необходимых норм, жители получат здоровую окружающую среду в своем населенном пункте.
Ранее мы уже рассказывали о том, какую функцию несут зеленые насаждения в городах для жителей. Почитать об этом можно по ссылке.
Инвентаризация позволит поддерживать состояние окружающей среды в муниципальном образовании на должном уровне: повысит качество воздуха, улучшит микроклимат и даже может поспособствовать в повышении психологического комфорта граждан.
Кроме этого, результаты учета и оценки обеспечат безопасность жизни и имущества людей. Например, благодаря своевременному отслеживанию состояния деревьев можно избежать падения аварийных и сухостойных растений. То есть, зная, в каком состоянии находятся растения в городе, власти могут легко избежать рисков причинения ущерба как имуществу и жизни граждан, так и репутации самого органа власти и бюджетным средствам.
Подробнее об этом в статье «Упавшие деревья в черте города: как администрациям этого избежать?»
Стоит ли ждать изменений в сфере проведения инвентаризации зеленых насаждений в 2024 году?
С уверенностью отвечаем: конечно!
Для этого есть множество предпосылок — как минимум то, что законодательство не стоит на месте, а федеральные власти постоянно трансформируют сферу управления для большей прозрачности и эффективности.
1. Глобальная инвентаризация на уровне всей страны
Законодательством страны уже давно установлены если не четкие, но все же сроки обязательного проведения инвентаризации для каждого муниципального образования. Об этом мы обязательно поговорим в следующий раз.
Однако, как показывает практика, не каждый муниципалитет следует данным рекомендация: часто бывает такое, что учет и оценка не проводятся в городах годами, а то и десятилетиями.
Поэтому, в связи с участившимися случаями подобных нарушений, возможно ожидать того, что федеральные власти могут обязать каждый субъект страны провести четкую инвентаризацию насаждений.
Подобный подход также позволит сформировать единый, а главное — полный реестр данных.
На уровне региона, к примеру, подобную работу уже успели запустить в Ростовской области. Там по итогам заседания экспертной площадки «Благоустройство, чистота и порядок: проблемы и пути их решения» был сформирован перечень поручений губернатора, который включает в себя требование провести работу по инвентаризации зеленых насаждений на территории каждого муниципального образования. Выполнить поручение главы администраций должны до 15 мая 2024 года.
2. Цифровизация направления
Из первого пункта вытекает и возможная работа по обязательной цифровизации сферы зеленых насаждений.
Связано это с тем, что специфика бюджетной сферы сегодня требует от специалистов органов местного самоуправления постоянной актуализации данных. И если раньше сбор и хранение информации был возможен только на бумажных носителях, то сегодня организации — как коммерческие, так и государственные, могут открыть для себя большое количество новых инструментов, которые существенно облегчат им взаимодействие с данными.
Цифровизация как раз и подразумевает под собой внедрение в работу цифровых технологий. Многие муниципалитеты уже освоили самую простую методику цифровизации, когда оригиналы документов хранятся в бумажном формате, а внесение правок осуществляется в копии, сохраненные на персональных компьютерах у специалистов.
Следующим шагом к полной цифровизации станет использование «облачных» сервисов — инструментов, которые позволят целиком отказаться от использования бумажных носителей и перейти на удобный и практичный цифровой формат.
«Облачные» сервисы применяются во многих сферах жизни человека: их используют как для хранения личной информации, так и рабочей. С развитием технологий появляется все больше систем, которые могут предложить не только хранение, но и гораздо больший функционал в зависимости от области, в которой они применяются.
Одним из них является и цифровая система «Единая среда» — мощный инструмент, позволяющий органам местного самоуправления упростить процесс учета всех элементов благоустройства и зеленых насаждений города за счёт удобной и функциональной системы сбора и систематизации информации об объектах.
Наша страна активно движется в этом направлении: к примеру, Москва и Московская область все больше переходит на цифровые инструменты, а следом за ними подтягиваются и остальные субъекты России.
Поэтому, как минимум в ближайший год, стоит ожидать централизованного перехода на «цифру» в том числе и в области проведения инвентаризации зеленых насаждений.
А что на ваш взгляд может измениться в сфере учета и оценки зеленого фонда городов в ближайший года? Делитесь своими идеями в комментариях.
Подписывайтесь на наш канал «Единая среда», чтобы узнать больше интересного о благоустройстве и учете в сфере городской и природной инфраструктуре.