Найти тему

Скульптура Древней Греции


Следующей после Древнего Египта крупнейшей эпохой в истории искусства стала эпоха расцвета Греческих городов-государств.
В эту пору благодаря многочисленным скульпторам и архитекторам искусство вышло из измерения вечности и приблизилось к человеку, стало внутренне, по своему содержанию, соразмерно ему.

Искусство античной Греции столь обширно, что в одном посте не уместить и скульптуру и архитектуру и живопись (дошло до наших дней из которой очень немногое). Поэтому остановимся сначала на скульптуре.

В период архаики, в 7-6 столетиях до н.э. формы, изображавшие человека были еще весьма условны, словно только прорывались в мир из своего древнего оцепенения. Именно таковы Куросы и Коры (соответственно - фигуры юношей и девушек).

Греческий Курос, ок. 600 г. до н.э
Греческий Курос, ок. 600 г. до н.э

Греческая Кора, ок. 530 г. до н.э.
Греческая Кора, ок. 530 г. до н.э.

Клеобис и Битон, ок 600 г. до н.э.
Клеобис и Битон, ок 600 г. до н.э.

В эпоху классики, в 5-4 столетиях до н.э. скульптура получает свое наиболее возвышенное звучание, стремящееся передать идеал красоты человеческого тела и духа. В эту пору авторы статуй, многофигурных композиций и рельефов на стенах храмов уже не анонимны как было в эпоху архаики. Имена Фидия, Пеония, Мирона, Поликлета, Праксителя в эпоху классики, а позже, в пору эллинизма - Лисиппа, Скопаса и многих других на века остались в истории как одни из самых великих скульпторов в истории искусства, предопределивших его дальнейшее развитие.

Фидий, Изображение Ириды, богини Радуги, с фриза Парфенона, сер. 5 в. до н.э.
Фидий, Изображение Ириды, богини Радуги, с фриза Парфенона, сер. 5 в. до н.э.

Фидий, 27-я метопа с фриза Парфенона. Битва лапифов с кентаврами, сер. 5 в. до н.э.
Фидий, 27-я метопа с фриза Парфенона. Битва лапифов с кентаврами, сер. 5 в. до н.э.

Пеоний. Ника, ок. 450 г. до н.э.
Пеоний. Ника, ок. 450 г. до н.э.

Надгробие Гегесо, ок. 400 г. до н.э.
Надгробие Гегесо, ок. 400 г. до н.э.

Пракситель. Гермес с младенцем Дионисом, ок. 340 г. до н.э.
Пракситель. Гермес с младенцем Дионисом, ок. 340 г. до н.э.
Скопас, Битва греков с амазонками. Фрагмент фриза Галикарнасского Мавзолея, ок. сер. 4 в. до н.э.
Скопас, Битва греков с амазонками. Фрагмент фриза Галикарнасского Мавзолея, ок. сер. 4 в. до н.э.

Наконец, поздний период греческого искусства, называемый эллинизмом (к. 4 в. до н.э. - сер. 2 в. до н.э.) стал временем появления очень лиричных образов человеческого тела, словно обретших в мраморе настоящую живую плоть, а также сложных многофигурных композиций, поражающих своим мастерством, но подчас потерявших некоторую внутреннюю цельность.

Ника Самофракийская, ок. 190 до н. э.
Ника Самофракийская, ок. 190 до н. э.

Венера Милосская, ок. 130–100 гг. до н. э.
Венера Милосская, ок. 130–100 гг. до н. э.

Аполлоний Тралесский и Тавриск Фарнезский бык. 150-е до н. э.
Аполлоний Тралесский и Тавриск Фарнезский бык. 150-е до н. э.

Агесандр Родосский, Полидор, Афинодор, Лаокоон и его сыновья, вт. пол. 1 в. до н. э.
Агесандр Родосский, Полидор, Афинодор, Лаокоон и его сыновья, вт. пол. 1 в. до н. э.

Вслед за этим временем наступила уже другая эпоха в истории скульптуры - Римская, с ее собственными художественными особенностями.