Найти тему
Клуб «Советские фильмы»

Кинохит пятидесятых, где два коммуниста делили одну женщину

Драма «Возвращение Василия Бортникова» (1953) стала последним фильмом режиссёра Всеволода Пудовкина, патриарха отечественного кино, стоявшего у его истоков. Главную женскую роль в нём сыграла актриса Наталья Медведева, которую кинозрители увидели впервые, хотя Наталья была далеко не юна: ей исполнилось 35. Однако

режиссёр был буквально заворожен и сдержанной красотой исполнительницы, и её актёрским даром и обещал ей роли во всех последующих работах.

Увы, воплотиться этим планам не удалось: через три месяца после премьеры Всеволод Пудовкин неожиданно ушёл из жизни, а карьера Натальи Медведевой в кино ограничилась всего несколькими заметными ролями.

Кадр из фильма «Возвращение Василия Бортникова»
Кадр из фильма «Возвращение Василия Бортникова»

Клуб «Советские фильмы» в Telegram

Всеволод Пудовкин пришёл в кинематограф, когда тот ещё был немым, и параллельно с режиссурой вплоть до последних лет выступал и как актёр. Однако в зрелости он всё чаще сетовал, что

современное ему кино забывает о выразительности визуального ряда и старательно заменяет словами то, что нужно показывать. Это, по его мнению, тормозило развитие кино и существенно ограничивало диапазон режиссёрских и актёрских возможностей.

С таким энергичным настроем он приступил к съёмкам новой картины «Возвращение Василия Бортникова», основой для которой стал роман писательницы Галины Николаевой «Жатва», напечатанный в 1950.

К написанию сценария привлекли саму писательницу. Но поскольку опыта в этой части у неё не было, в напарники Галина Николаева получила опытного сценариста Евгения Габриловича. В ходе работы над сценарием между соавторами неоднократно возникали горячие споры:

вместить все сюжетные линии в односерийный фильм было невозможно, но Галине Николаевой не хотелось жертвовать своими героями ради сокращения экранного времени.

И это вполне объяснимо: писательница лично знала тех, кто жил в её книге, ведь многие герои были списаны с реальных людей, и в первую очередь сам Василий Бортников, прототипом которого был председатель колхоза «Трактор» в Горьковской области. Побывал в колхозе и познакомившись с людьми, Николаева и задумала роман «Жатва». Тем не менее часть персонажей пришлось всё же вывести, а ряд линий сократить или полностью удалить. Кроме того, действие сместили по времени: если в романе всё происходит сразу после войны, в 1946-1947 годах, то в кино герои живут уже в 1950-1951, что наложило отпечаток на их характеры, которые тоже местами корректировались по сравнению с книжными.

Первым, кого увидели зрители на экране, стал сам Василий Бортников, который возвращается после войны домой. До войны он был председателем передового колхоза, у него были жена, дочки. И сейчас он идёт по родной земле, предвкушая встречу.

Кадр из фильма. Сергей Лукьянов в роли Василия Бортникова
Кадр из фильма. Сергей Лукьянов в роли Василия Бортникова

Однако в доме его встречает не только жена Авдотья, но и другой мужчина. Объяснение этому одновременно просто и сложно:

Авдотья получила на мужа похоронку, и помог ей оправиться от горя Степан, теперешний механик местной машинно-тракторной станции.
Кадр из фильма. Николай Тимофеев в роли Степана
Кадр из фильма. Николай Тимофеев в роли Степана

Но Василий на самом деле не погиб: после ранения он несколько лет пробыл в госпитале в тяжёлом состоянии и лишь теперь поправился. Кому же в этой ситуации уйти: Степану, который во всех смыслах отогрел Авдотью, или Василию, которого когда-то Авдотья полюбила, но с которым, по её словам, жизнь была не такой лёгкой, как всем вокруг казалось? Авдотье предстоит крайне сложный выбор. Параллельно Василий занимается восстановлением колхоза: за годы его отсутствия колхоз перестал быть преуспевающим, регулярно возникают проблемы с техникой, необходимо оптимизировать работу животноводов, и всё это требует и времени, и душевных сил, и финансов, и, конечно же, нескончаемого общения с колхозниками, которое порой сопровождается скандалами.

Кадр из фильма. Наталья Медведева в роли Авдотьи
Кадр из фильма. Наталья Медведева в роли Авдотьи

Роль Василия Бортникова получил Сергей Лукьянов, его соперника, уважаемого односельчанами механика Степана сыграл Николай Тимофеев, а вот с образом Авдотьи пришлось помучиться. Всеволод Пудовкин никак не мог найти подходящую актрису, и его ассистенты отправились по московским театрам подыскивать претенденток. Так не пробы попала актриса Московского драмтеатра на Спартаковской (в будущем ставшего Театром на Малой Бронной) Наталья Медведева, и именно её режиссёр утвердил. Правда, этот выбор некоторым его коллегам показался спорным. Дело в том, что в театре Наталья репетировала роль Марии Стюарт, а в фильме ей нужно было играть деревенскую женщину, доярку, которая и в город-то попала впервые уже в зрелом возрасте.

Кадр из фильма. Наталья Медведева
Кадр из фильма. Наталья Медведева
Многие сомнвались, что Наталья Медведева быстро сможет перейти от английской королевы к русской сельчанке. Однако режиссёр был уверен в актрисе,

и Наталья Медведева уже с первых дней оправдала это доверие, идаельно вписавшись в образ и прочувствовав жизненную драму героини. Правда, ей, истинной горожанке. на съёмках пришлось осваиваться в деревне и приучаться к будничной жизни колхозницы: Наталья научилась доить коров, стирать в реке бельё, бегать по непроходимой грязи. Но в итоге Авдотья получилась самой настоящей, очень колоритной сельчанкой, не мыслящий жизни без земли.

Кадр из фильма. Клара Лучко
Кадр из фильма. Клара Лучко

В других ролях задействовали молодых, но уже известных исполнителей. Роль инженера Дудко сыграла Клара Лучко, супруга Сергея Лукьянова. Актёры встретились на съёмках музыкальной комедии «Кубанские казаки» (1949), где у них завязался роман, хотя по сюжету у их героев были другие возлюбленные. Позже Клара Лучко и Сергей Лукьянов поженились. Занятно, что и в «Возвращении Василия Бортникова» они вновь сыграли не супругов, а коллег.

Кадр из фильма. Инна Макарова
Кадр из фильма. Инна Макарова

В роли местной активистки, задиристой, но справедливой Ефросиньи — Инна Макарова, небольшую роль трактористки получила Нонна Мордюкова.

Кадр из фильма. Нонна Мордюкова
Кадр из фильма. Нонна Мордюкова

Также ищите Всеволода Санаева, Анатолия Чемодурова, Андрея Петрова.

Кадр из фильма. Всеволод Санаев
Кадр из фильма. Всеволод Санаев

В небольшой роли комсорга — Николай Добронравов, который в будущем прославится вовсе не как актёр, а как один из лучших, не побоюсь даже сказать, величайших советских поэтов-песенников.

Любопытный факт: в картине есть эпизод, когда Авдотья обсуждает личную жизнь с бабушкой и рассказывает о Василии и Степане, сожалея о расставании с последним. Бабушка с этим соглашается и говорит такую фразу: «Словно опустело на земле без него». Не чудится ли вам в этом что-то знакомое?
Кадр из фильма. Анатолий Чемодуров и Николай Добронравов
Кадр из фильма. Анатолий Чемодуров и Николай Добронравов

На съёмочной площадке, как вспомнили потом артисты, царило полное взаимопонимание и единство. Всеволод Пудовкин, который всегда трепетно относился к актёрскому мастерству, много и тщательно работал с исполнителями, в том числе занятыми в эпизодах. При этом режиссёр выступал и как педагог, помогал выстраивать образы, буквально жил вместе с актёрами перед камерой. Но на съёмках всегда оставалось место для актёрских импровизаций и находок: Пудовкин охотно разрешал «самовыражаться», если видел, что актёр проникнут ролью.

Местом съёмок Всеволод Пудовкин выбрал ту самую Горьковскую область, где находился колхоз «Трактор», в кино фигурирующий как колхоз имени 1 мая. У колхоза имелся собственный самолёт Ан-2, он же знаменитый «кукурузник», и на нём разрешили летать Всеволоду Пудовкину и оператору Сергею Урусевскому, чтобы выбирать натуру. Работу Урусевского нужно отметить отдельно: природа в кадре показана великолепно, завораживающе, это настоящее биение жизни (особенно в финальной части, когда надвигается гроза). То мощное объёмное дыхание, тот живительный воздух, которые льются с экрана, не даст никакая компьютерная графика. Вообще картинка — это отдельное достоинство фильма (плюс, видимо, отличная плёнка), поэтому, несмотря на некоторую неизбежную идеологичность, лента смотрится хорошо.

«Возвращение Василия Бортникова» вышло весной 1953 года и быстро завоевало зрительские симпатии: лента вошла в число лучших фильмов года. Всеволоду Пудовкину удалось сделать всё, что он задумал. Журнал «Искусство кино» писал о фильме:

«Пудовкин как проницательный психолог улавливает душевные состояния в тончайших оттенках. В звуковом фильме он не торопит слова себе на помощь — использует пластическую силу кинематографа, о которой к тому времени забыли многие режиссёры, «избалованные» звуком. Его работа над пластикой образа получает великолепное развитие в актёрском мастерстве психологических углублений и детализации. Режиссёрские и актёрские средства кинематографической выразительности действуют теперь в полном согласии, не борясь за преобладание».

А вы помните этот фильм? Как вы думаете, прав ли был Всеволод Пудовкин, отдававший предпочтение визуальности, или всё-таки в кино слова важны так же, как и картинка? Или, может, слова даже важнее?

Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296

-11

В новых выпусках:

Какая реальная история легла в основу детектива «Два билета на дневной сеанс»? Кто снабдил нарядами Людмилу Чурсину, сыгравшую аморально-роскошную Инку-эстонку? Чем прославился Владимир Кенигсон, ставший в фильме главным злодеем? Всё, что вы не знали о знаменитой картине — в выпуске подкаста:

Почему сценарий фильма «Выйти замуж за капитана» несколько лет пылился в архивах и чем не нравился чиновникам главный герой, после премьеры ставший мечтой всех советских женщин? Историю создания знаменитой мелодрамы раскроет выпуск подкаста: