Найти тему

Любите ли вы KPI так как люблю их я?

Полагаю, скорее всего, нет. Трудно найти человека, который не пострадал от KPI в том или ином виде: кто-то не дотягивал до целевых показателей, кто-то столкнулся с субъективной оценкой, а кто-то поработал, уволился, но так и не смог узнать, из чего состояли те самые KPI, которые в компании даже упомянуть боялись.

И вроде бы хорошее дело: в показателе тебе транслируют цель компании, ты делаешь всё для её достижения, в конце месяца получаешь премию или другой бонус. Прозрачная игра, честные ставки. Но нет, KPI превратились в страшного и неудобного монстра, который то и дело норовит подстегнуть нерадивых, но при этом ничего не даёт исполнительным сотрудникам. Что-то с этими показателями не так!
Давайте разберемся.

Это инструмент управления и классная штука измерения результата. Но гораздо чаще я вижу как руководители делают из KPI оружие массового поражения мотивации и подавления духа сотрудников. Как пример создание руководителями субъективных оценок в KPI (как правило, это балльная система или +- шкалы). Субъективные KPI — это те, которые имеют привязку к «оценочным» характеристикам, таким как: «готовность помочь коллегам», «следование корпоративной этике», «принятие корпоративной культуры», «ориентированность на результат», «позитивное мышление». Увы, нередко наличие таких KPI превращает всю систему в орудие корпоративных разборок, метод приближения нужных и отдаления сотрудников, которые невыгодны (не всегда это плохие сотрудники).

Это ошибка. Субъективных KPI не должно быть. Хотите поощрять личностные качества — внедрить геймификацию на корпоративном портале, внутреннюю валюту, наклейки, фантики. KPI это о целях бизнеса и о работе. Не допускайте формирования в компании коллектива с чётко разграниченными кланами, которые будут больше бороться, чем вести вашу компанию к поставленным целям.

Каждому руководителю необходимо запомнить что KPI должны быть
-  измеримыми,
- точными,
- исполнимыми,

Но самое главное эти показатели должны быть адекватными.
Вот еще несколько факторов которые ни в коем случае нельзя допускать при определении KPI:

- Нельзя чтобы KPI были созависимы, то есть на выполнение индивидуальных KPI одного сотрудника влияла бы работа других сотрудников (классика 1: маркетолог приводит лиды, а его KPI — объём продаж, если отдел продаж недорабатывает, страдает маркетинг, который не может никак повлиять на коллег; классика 2: KPI тестировщика включают скорость исправления бага, на которую он тоже практически не может влиять);

- KPI слепо тиражировались на всех сотрудников (“а давайте сделаем выполнение плана продаж KPI для всей компании-разработчика” — вот так нельзя, а вот сделать коэффициент достижения общей цели поводом к премированию — вполне можно);

- KPI влияли на качество работы, то есть количественное измерение было бы в ущерб качественной оценке.

При составлении KPI самое главное что вам надо помнить это - Не существует готовых шаблонов для KPI. Для расчёт ключевых показателей эффективности для ваших сотрудников необходимо сесть и хорошенько подумать. Да, разработка системы KPI займет время, но сделав её раз, вы избавите себя от кучи проблем с сотрудниками и сможете одинаково управлять как командой в офисе, так и сотрудниками на удалёнке.

Помните что KPI — это показатель, благодаря которому можно оценить эффективность чьих-либо действий (без него невозможно управлять бизнес-процессами). Вся компания в целом имеет некий KPI, как бы он ни назывался (прибыль, рост стоимости и т. д.). Но все её достижения — это успехи её работников, людей.

А значит, каждый из них вносит свой вклад в этот измеримый результат, в общее дело. Остается понять что, в конце концов влияет на общий успех, и можно ли это измерить

в деятельности каждого сотрудника. Если правильно это определить, то появляется возможность контролировать данный параметр. Таким образом, управляя конкретным сотрудником, вы будете прямо влиять на результат работы всей компании.

В моей книге “Кадровая (не)Зависимость” вы можете подробно изучить методы и системы построения системы KPI  в вашем бизнесе. Пользуйтесь.
Книгу можно скачать в интернете, или вы всегда можете обратится за советом ко мне.

Успехов.