Как я уже говорил, Екатеринбург поднялся до столицы Урала при советах, а значит его лицо в значительной степени (но не полностью) определяется советской застройкой. В этой статье покажу её самые яркие экземпляры.
Другие статьи о столице Урала:
Екатеринбург. Часть 1: Ельцин-центр
Екатеринбург. Часть 2: транспорт
Екатеринбург. Часть 3: дореволюционка
Екатеринбург. Часть 4: конструктивизм
1. Итак, в рассказе об истории города я остановился на ужасном расстреле царской семьи в подвале дома Ипатьева в ночь с 16 на 17 июля 1918 года...
Уже спустя 10 дней Екатеринбург был занят частями Белой армии, и, видимо, с возможным их успехом как раз и связано желание высшего большевистского руководства (Ульянова и Свердлова) уничтожить опального царя. Снова захватить эту местность красным удалось 14 июля 1919 года. С тех пор Екат непрерывно является административным центром губернии/области.
На рубеже 1920-х и 1930-х началась индустриализация (не забываем, что комбинаты строились как правило американцами или немцами), Урала этот процесс коснулся особенно. Конкретно в Екатеринбурге был построен флагманский Уральский завод тяжёлого машиностроения (УЗТМ), более известный в стране как Уралмаш. Оборудование для гигантского предприятия, стоящего в одном ряду с "Магниткой", ГАЗом, Челябинским тракторным заводом, закупалось в Германии.
На этот период пришлась короткая эпоха конструктивизма, в связи с чем столица Урала получила большое количество памятников этого стиля. Они представлены во всех районах города, в том числе и в самом центре, например, на улице Малышева:
2. Во время большевистской диктатуры в области стала массово концентрироваться оборонная промышленность, что породило запрет на её посещение иностранцами (как будто в СССР было много иностранцев) и множество закрытых городов в округе. А так как оборонка при советах была главной отраслью в ущерб тем отраслям, которые действительно нужны гражданам, то и город развивался стремительно - уже к 1970-му он стал миллионником.
Один из ярких образцов местного конструктивизма - Дом контор (1929, Георгий Валёнков) на углу улиц 8 марта и Малышева:
3. Это, вероятно, дореволюционка, перестроенная в 1930-е в духе времени (угол Малышева и Вайнера):
4. Сталианс логично показать в этой же статье, так что вот неплохое здание (1950-е, Моисей Рейшер) с симпатичной башенкой на углу Хохрякова (Тихвинской) и Малышева (Покровского проспекта):
5. Конструктивизм встречается по всему городу. Достаточно стандартный жилмассив на улице Челюскинцев (Северной):
6. Напротив раскинулось здание управления Екатеринбургской железной дороги (1925-1928) в нехарактерном для того десятилетия неоклассицизме, так начнут строить лишь в середине 1930-х, когда начнёт выстраиваться абсурдная идеология «сталинской империи». По неизвестной мне причине железнодорожные управления по всей стране исключительно монументальны - характерный пример есть в Воронеже.
Архитектор этого здания Константин Бабыкин (1880-1960) известен по дореволюционной филармонии из прошлой части. Будучи выпускником киевского Политеха, он запроектировал целый ряд зданий в Екате, поработав и в модерне, и в конструктивизме, и в сталиансе.
7. Как следствие высокой индустриализации области при совке, в 1990-е тут случился настоящий коллапс, что «бандитскому Петербургу» даже и не снилось. Расцвет организованной преступности («Уралмашевские») совпал с ужасающей ситуацией с употреблением наркотиков: в малых городах типа Верхней Салды и Новой Ляли употребляли все молодые люди от 14 до 25 лет. Наркотики - зло!
Местные бандиты настолько осмелели, что стреляли из гранатомёта по администрации города и устраивали сходки у оперного театра средь бела дня.
Рядом с управлением разбит приятный сквер:
8. Жилой дом на углу Либкнехта и Первомайской (1932):
9. Чуть дальше по улице Либкнехта - контора Уралснабсбыта (1934, Николай Жеманов), ныне занимаемая архитектурно-художественным университетом:
10. Высокий статус Екатеринбурга подчёркивает Екатеринбургская киностудия (только главные города союза удостаивались такой чести), основанная в 1943-м, и Екатеринбургский рок-клуб, откуда вышли "Чайф", "Nautilus Pompilius" и "Агата Кристи".
Стильное здание с наклонным витражом на улице Малышева, бывшее фотоателье (1924-1926), теоретически можно отнести и к запоздалому советскому модерну:
11. Здание ОСОАВИАХИМа, или ДОСААФа (1934, Георгий Валёнков) по соседству с Большим Златоустом.
ОСОАВИАХИМ расшифровывается как "Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству", совершенно не связанные между собой вещи. Оно существовало в 1927-1948 годах. ДОСААФ ("Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту") - его преемник. Обе эти бредовые организации по сути представляли собой спортивно-патриотические клубы. В РФ ДОСААФ продолжает существовать.
12. Этот новодел на улице Добролюбова (Госпитальной), на мой взгляд, очень правдоподобно мимикрирует под конструктивизм:
13. Дом-коммуна на пешеходной улице Вайнера (Успенской). Должен сказать, местный конструктивизм гораздо интереснее более многочисленного, но простоватого петербургского. Ссылка на исчерпывающий гид по зданиям этого стиле в городе на Неве - здесь.
14. Драматический театр (1928-1929) превращён в торговый центр. Самый отвратительный вариант защиты архитектурного наследия - такая полная перестройка с сохранением лишь внешнего облика одной фасадной стены:
15. Жилой дом УНИХИМа (1927, Георгий Валёнков) неподалёку от плотинки.
УНИХИМ - это Уральский научно-исследовательский химический институт.
16. Монументальное здание городской администрации на площе 1905 года (Кафедральной) строилось в несколько этапов.
Первоначально тут стоял Гостиный двор, тоже формировавшийся постепенно в течение XVIII-XIX веков. В 1930-е его надстроили, оформили в духе конструктивизма и передали городскому совету, а после Второй мировой войны добавили башню с шпилем и снова изменили декор.
17. Многие важные здания Екатеринбурга выполнены в баухаусе, это действительно редкий случай для российских городов. Уралэнерго (начало 1930-х, Владимир Сигов) на Главном проспекте:
18. Напротив - Дом связи (1934, Вениамин Соколов, Касьян Соломонов):
19. Через улицу Толмачёва (Колобовскую) - Уралснабторг (1935, Николай Жеманов):
20. Ещё один шедевр данного стиля - Дом печати (1929-1930, Владимир Сигов) на углу проспекта с улицей Тургенева (Верхне-Вознесенской). Ленточное остекление по всей длине фасадов впечатляет:
21. Классического университета в Екатеринбурге до революции не было (хотя Горный институт уже существовал), ближайший находился в Перми. Однако уже в 1920-м году это недоразумение было исправлено. Со временем в городе появилось множество вузов (политех, путей сообщения, медицинский, аграрный, архитектурный etc), а в 2011-м Большой универ объединили с Политехом в один большой Уральский федеральный университет имени Ельцина.
Сталинка на Главном проспекте (1949) изначально предназначалась для "Свердловскугля", но в 1957-м сюда въехал университет:
22. Главный и самый известный образец екатеринбургского конструктивизма - готель "Исеть" (1931-1934, Иван Антонов, Вениамин Соколов) на круглой площе, образованной пересечением Главного проспекта и улицы Луначарского (Васнецовской). Впрочем, готелем она стала лишь в 1962 году, а до этого здание было общагой для неженатых чекистов. Оно является высотной доминантой целого чекистского жилого городка, оснащённого всей инфраструктурой. Большая часть помещений гостиницы в настоящее время, увы, пустует.
23. А вот и клуб (1929-1932) этого городка. Так и представляю себе эту клубную жизнь милых чекистов с приятными разговорами "ни о чём" за бокалом шампанского:
24. Через дорогу расположилось кое-что поприятнее - клуб строителей (1929-1932, Яков Корнфельд). Он имеет сложную форму в плане и по-разному оформленные разновысотные объёмы. Шикарная постройка.
Какое-то время тут находилась киностудия.
25.
26. В центре города значительны вкрапления и позднесоветской архитектуры. Этот 250-метровый дом, впрочем, отнюдь не плохой:
27. Для областных органов власти тоже построили монументальное здание (1932, Сергей Захаров, Алексей Макаров) на Главном проспекте, но, в отличие от горисполкома, его в "сталиансе" не реконструировали:
28. Жилой дом с башней (1954) неподалёку от вокзала имеет абсолютно столичный масштаб архитектуры, впрочем, лицо города определяет всё-таки конструктивизм:
29. Основную массу жилого фонда Екатеринбурга, конечно, составляют относительно простые советские дома. Они бывают разного качества, но чего у такой застройки не отнять, так это тотально зелёных дворов:
30. Ещё несколько примечательных построек в разных местах.
Задний фасад городской администрации (та что с башенкой с фото №16):
31. Общага (1937, Георгий Валёнков) на улице Воеводина примечательна полукруглыми балконами, оживляющими глухой торец дома:
32. В конце улицы Малышева на месте городского тюремного замка разместился Городок юстиции (1930-1932, Сергей Захаров), ещё один пример комплексной застройки в духе баухауса. У одного из жилых корпусов привлекает внимание лестничная клетка с неплоским витражным вертикальным остеклением:
33. Городской суд, композиционный центр микрорайона:
34. Яка ж чудова геометрия!
35. Я подошёл к улице Репина (Старомосковский тракт), ограничивающей «самый центр» Екатеринбурга с запада. На той стороне - стадион футбольного клуба «Урал», в основе своей в духе неоклассицизма. К Чемпионату мира по футболу 2018 года его надстроили в духе хай-тек, в итоге получился какой-то несуразный кринж.
«Урал» - середняк отечественного футбола, его максимальное достижение в премьер-лиге - 8 место, также команда дважды выходила в финал Кубка страны.
36. А вот рядом с ареной - неиспорченный ничем конструктивистский Медицинский институт (1931, Георгий Голубев):
37. Медицинский колледж (1929-1930), позднее перестроенный:
38. Ансамбль учреждений для лечения граждан дополняет Городская больница (1931, Георгий Голубев):
39. Есть даже медицинский НИИ, ещё один полноценный конструктивистский мини-квартал:
В следующей (завершающей) статье продолжим прогулку по столице Урала.
Друзья! Ставьте лайк, если вам понравилась статья, подписывайтесь на канал, если хотите получать мои статьи себе в ленту, и пишите комментарии, обратная связь очень важна для меня и мотивирует писать дальше.
Спасибо за внимание