Найти тему
zoom-spb

Екатеринбург. Часть 2: транспорт

Транспортная система Екатеринбурга достойна отдельного описания, как и у любого города-миллионника, тем более тут одна из крупнейших в России трамвайных систем, а также метрополитен.

Другие статьи о столице Урала:

Екатеринбург. Часть 1: Ельцин-центр

Екатеринбург. Часть 2: транспорт

Екатеринбург. Часть 3: дореволюционка

Екатеринбург. Часть 4: конструктивизм

Екатеринбург. Часть 5: разное

1. По пути с Казани на поезде проезжаешь типичный рабочий уральский городок Ревда с её медеплавильным заводом и неожиданно симпатичным позднесоветским вокзалом в духе конструктивизма 1920-х. Отсюда до Еката недалеко, всего лишь 40 километров:

2. Типичный местный пейзаж - покрытые лесом сопки и пруды. Это, кажется, Волчихинское водохранилище на реке Чусовой, используемое для водоснабжения уральской столицы:

-2

3. Вокзал Екатеринбург-Главный не то, что крупная, а гигантская по российским меркам станция - по пассажиропотоку его обгоняют только московские Ленинградский, Ярославский, Казанский и петербургский Московский вокзалы. Комплекс включает множество зданий и сооружений, а роль пассажирского терминала выполняет монументальная "сталинка" (1939) длиной по фасаду 250 метров, реконструированная из ещё дореволюционного здания (1910-1914, Константин Бабыкин).

Сам по себе вокзал - редкостная неуютная помойка с пахнущими мочой маргиналами, вонючими жральнями и тусклым холодным освещением. Атмосфера напомнила Московский вокзал в Петербурге или Казанский в Москве 15-летней давности. В общем, неожиданно понурое зрелище.

4. Левее (если смотреть на вокзал с прилегающей площи) - ещё одно, вероятно, сталинское здание, занимаемое дирекцией Уральской пассажирской кампании:

-4

5. Но и это ещё не всё! Есть здесь и Старый вокзал (1878, Пётр Шрайбер), конечная станция автономной, то есть отделённой от основной сети, Уральской горнозаводской железной дороги. Линия прошла по маршруту Пермь-Нижний Тагил-Екатеринбург с ответвлениями. К сетям страны её подключили в 1896 году через Челябинск (см. Самаро-Златоустовская жд), позднее появились пути на запад через Пермь (1898, см. Пермь-Котласская жд) и на Казань (1919), откуда я приехал.

-5

6. Точно такой же вокзал находится в Перми, которая хоть и была центром губернии, но не опережала Екатеринбург по численности населения. В настоящее время в здании размещается музей:

7. По-моему, дуже симпатичный псевдорусский стиль, особенно крыша в хорватскую красно-белую клетку:

8. На заднем плане видна водонапорная башня (1884):

-8

9. Рядом - церковь Державной иконы Божьей Матери (2008-2011), построенная со вкусом в отличие от большинства новодельных храмов. В российских городах часто ставят храмы на привокзальных площадях (например, в Иваново-Вознесенске).

-9

10. Весь городской транспорт Екатеринбурга можно оплачивать "Е-Картой". Это удобная, но пока ещё редкая вещь в российских городах, аналоги есть лишь в Петербурге ("Подорожник"), Москве ("Тройка"), Омске ("Омка"), Кёнигсберге ("Волна Балтики"), Уфе ("Алга"), Твери ("Волга"), Казани, возможно, ещё где-то.

-10

11. Екатеринбургское метро - последнее открытое при советах, его запуск состоялся 27 апреля 1991 года. После 1991 года в странах бывшего СССР появилось лишь три системы из шестнадцати: в Казани (2005), Алматы (2011) и Днепре (1995), при этом первая и вторая выполнены с нуля в период независимости, а последняя была на 80% построена при большевиках.

Строительство началось ещё в 1978 году, когда главой области был Борис Ельцин. Открытие планировалось в 1989-м, но из-за ужасной экономической ситуации (в стране не было достаточного количества еды и необходимых товаров, а тут метро строят) его пришлось отложить. Первый участок состоял всего лишь из трёх станций ("Проспект Космонавтов", "Уралмаш", "Машиностроителей") и соединял по сути завод и его жилой район. Из-за этого первое время пассажиропоток был минимальным.

В 1992-м появилась "Уральская" (у вокзала), в 1994-м - "Динамо" и "Площадь 1905 года" (на главной улице), и метро обрело какой-то смысл. К настоящему времени единственная линия насчитывает 9 станций: с 90-х добавились в южную сторону "Геологическая" (2002), "Чкаловская" (2012) и "Ботаническая" (2011). Многие крупные жилые районы не имеют станций, а вторая линия в ближайшие десятилетия не предвидится, так что главным городским транспортом остаются трамваи и басы.

Капитальных наземных вестибюлей нет, входы оформлены как стеклянные павильоны:

12. До сих пор в ходу жетоны, когда-то использовавшиеся в Москве:

-12

13. Среди особенностей Екатеринбургского метрополитена - зелёный цвет первой линии (обычно на постсоветском пространстве применялся красный) и вот такие указатели на полу, обозначающие места, где будут находиться двери остановившегося поезда:

-13

14. Подвижной состав стандартен - это синие с белым зигзагом 81-717/714, производившиеся в Мытищах. Внутри поезда абсолютно петербургская обстановка:

15. Я побывал на трёх станциях: "Динамо", "Площадь 1905 года" и "Ботанической. Они, в целом, дают представление об этом метрополитене, хотя и "закручивающийся" потолок на "Уралмаше", и "космическая" отделка стен на "Проспекте Космонавтов" тоже достойны посещения.

-15

16. Эскалаторы имеют 7 из 9 станций, самая глубокая -"Чкаловская", 43 метра под землёй.

-16

17. Общий вид односводчатой станции "Динамо", названной по близлежащему стадиону, сер и скучен:

-17

18. Привлекает внимание разве что надпись на стене (тут, на мой взгляд, смотрелась бы интереснее традиционная динамовская прописная литера "Д"):

-18

19. И скульптура метателя диска в торце:

-19

20. "Площадь 1905 года" на порядок красивее:

-20

21. Именно здесь может быть когда-нибудь будет пересадочный узел, но, как я уже говорил, необходимая вторая линия не то что не строится, но даже и не проектируется. А после февраля 2022 года надежды на её появление рассыпались в прах.

-21

22.

-22

23. Последняя в южной стороне станция "Ботаническая" вся оформлена в необычном "пчелином" стиле. Характерными шестиугольными сотами украшен потолок:

24. Выложено название станции на путевой стене:

-24

25. Соты даже нанесены на поверхность колонн:

-25

26. Екатеринбургский троллейбус (1943, 15 маршрутов) огорчил изношенностью подвижного состава, в основном это древние ЗиУ-682. Это странно, город ведь довольно богатый.

27. На улице Малышева:

-27

28. Одна из поздних модификаций ЗиУ-682 на Красном переулке:

-28

29. Я крайне удивился, увидев украинский "Богдан" А092. Чаще всего же маршрутки представлены до боли знакомыми старыми и новыми ПАЗиками.

-29

30. Ещё до революции местные власти собирались открыть трамвайное движение, но что-то пошло не так. В итоге трамвай появился в Екатеринбурге только в 1929 году, в один год с Пермью (тогда Екат не был областным центром). С тех пор местная система разрослась до третьей в России по длине сети (очевидно, после Москвы и Петербурга) и пятой по количеству маршрутов (после столиц, Магнитогорска и Самары). Короче, это мой трамвайный рай:)

-30

31. Подвижной состав тут тоже преимущественно старый, но беспрерывно ездящие трамваи выглядят в моих глазах скорее как милое ретро:

32. Огромное количество чешских «скруглённых» Tatra T3 (311 штук, 70% от общего числа, фото № 31; 32; 34; 36; 39; 42; 43) и «угловатых» Tatra T6B5 (70 штук, 15%, фото № 30; 35; 37; 38).

Кроме того, что эти машины очень надёжные, они ещё и очень симпатичные на вид. Мой главный детский контраст - неказистые петербургские и усть-катавские трамваи в родном городе, и яркие приятные глазу Татры в Ижевске.

Чехи со словаками создали по-настоящему крутой продукт.

-32

33. По чуть-чуть присутствуют 71-402 «Уралтрансмаша»:

-33

34. Встречаются сцепки из двух вагонов:

-34

35. Ещё год назад система насчитывала 31 маршрут, но в 2023-м местные власти зачем-то закрыли целых 8 маршрутов. Позорище!

-35

36. Часть главного проспекта Екатеринбурга имеет кайфовый бульвар, с двух сторон обрамлённый трамвайными путями:

37.

-37

38.

-38

39. Зелёная Tatra T3 на улице Луначарского:

-39

40. На первом фото - модель 71-403, на втором - вездесущая Tatra T3 на кольце на пересечении Главного проспекта и улицы Луначарского:

41. Жёлто-синий трамвай на улице 8 марта:

-41

42. Две подряд сцепки на улице Радищева красноречиво свидетельствуют о развитости трамвайного движения в Екате:

-42

43.

-43

В следующих статьях перейдём к архитектуре и истории Екатеринбурга.

Друзья! Ставьте лайк, если вам понравилась статья, подписывайтесь на канал, если хотите получать мои статьи себе в ленту, и пишите комментарии, обратная связь очень важна для меня и мотивирует писать дальше.

Спасибо за внимание