Этот язык назывался азери, имел индоевропейское происхождение, а больше всего был близок к персидскому, хотя и по причине многих отличий, не мог считаться его диалектом. Еще в 13-м столетии он был распространен повсеместно среди оседлого населения северо-западной части Иранского нагорья, но в 17-м веке исчез. Точнее, распался на ряд особых наречий, от которых произошли некоторые современные языки.
Территория исторической области Азербайджан (не путать с одноименным государством!) расположена в непосредственной близости от великих цивилизаций плодородного полумесяца. Ко всему прочему, это редкий для Западной Азии преимущественно степной регион, плодородный и хорошо увлажненный.
Именно поэтому сюда так стремились кочевники. Первыми были индоевропейские племена бронзового века, которые так и не сумели объединиться. В 8-м столетии до н.э. сюда пришли скифы, в эпоху Великого переселения народов прорывались гунны, в раннее средневековье – хазары, а с 11-го века тут стали селиться те или иные огузкие племена, которые определили этнический облик региона. Их потомками в языковом и культурном плане считаются и современные азербайджанцы.
Но еще в 7-м веке до н.э. в районе озера Урмия возникла Мидия – древнее царство, чей народ индоевропейского происхождения был близок к персам и раньше них завоевал весь восток. Впрочем, их система правления оказалась неэффективной, через сто лет началось восстание во главе с вассальным царем Киром II Великим. Так была основана империя Ахеменидов – первая из многих персидских империй.
Но это не значит, что мидяне исчезли. Наоборот, их бывшая столица стала одной из резиденций ахеменидских царей, здесь их наследники по традиции становились губернаторами и получали первые навыки государственного управления. Мидия оставалась важным экономическим центром, именно на ее полях разводили крупные породы коней, на которых ездили все античные армии.
После распады державы под ударами македонского войска часть персидских сатрапий приобрели независимость. Так возникла Мидия Атропатена, получившая название от имени своего царя. Именно от этого слова, прошедшего через несколько языков, был образован топоним Азербайджан.
Мидийский язык продолжал использоваться и на закате античности, и в раннее средневековье. Он приобрел даже большее географическое распространение, поскольку Апшеронский полуостров, бывший частью Кавказской Албании, стал культовым центром иранских огнепоклонников из-за широкого доступа к нефти.
Ни арабское завоевание в 7-м веке, ни экспансия сельджуков в 11-м к его забвению не привели. Правда, язык мало использовался для переписки, в этом качестве местные предпочитали стандартный персидский или арабский. С началом мусульманской эпохи наречие мидян стало именоваться языком азери. Благодаря отсутствию официального статуса и использованию лишь при живом общении позже оно стало распадаться на региональные диалекты.
В 13-м веке на азери говорил житель города Ардебиля в Южном Азербайджане по имени Сефи ад-Дин, написавший на нем с десяток четверостиший. Мы не знаем, был ли это его родной язык, или же он его выучил для общения с верующими. Но, с высокой степенью вероятности, этот человек был тюрком.
Он стал шейхом исламского духовного ордена, получившего его имя. Государь тюркской державы Ак-Коюнлу опасался роста влияния Сефевидов и изгнал их лидеров в Восточную Анатолию. В отличие от Азербайджана, где среди потомков сельджуков в то время все еще преобладало кочевничество, это был преимущественно оседлый регион.
После перехода в шиизм анатолийских племен их на этот раз изгнала уже Османская империя. Сефевиды вернулись домой и в скором времени основали большое государство в Иране и на Кавказе. Теперь его основатели стали массово оседать на землю, что привело к тюркизации Азербайджана. В течение 16-17-х веков язык азери был частично забыт, частично переродился в талышский, татский и язык зазаки.