Раз в неделю я веду занятия в небольшом образовательном центре для детей. У нас там полный набор того, что может быть интересно ребенку — точнее его родителям. Всё же основные клиенты кружков и секций — взрослые. Именно они выбирают, что их детям необходимо, помимо школы, и платят за это.
И вот на днях, когда мы обсуждали рабочий процесс, преподаватель математического кружка заметила, что в последние несколько лет неумение понимать прочитанное у младших школьников стало настоящей проблемой (она набирает детей 3-4 классов). Сразу скажу, что речь идет о кружке нестандартной математики. Мне очень не хочется называть ее олимпиадной, потому что отбора как такового нет и в процессе учебы никто ребят никуда не гонит. Они просто учатся решать интересные задачки на логику и получать от этого удовольствие. По словам преподавательницы, первый месяц в группе начинающих стандартно уходит на то, чтобы научиться понимать условия задачи. Иными словами, прочитать и понять, что там написано.
Как оказалось, сейчас это довольно распространенная проблема — не только у младших школьников, но и среди подростков. Причем, проблема не исключительно российская. Так, по данным PISA (это международная оценка учащихся, которую проводит Организация экономического сотрудничества и развития, ОЭСР), 15-летние школьники испытывают значительные трудности с осмысленным чтением. Причем, снижение средних показателей читательской грамотности зафиксировано в большинстве стран ОЭСР.
Конечно, интересно, почему так произошло, но нормального объяснения я нигде не нашла. Можно, конечно, поразмышлять на эту тему, но я все-таки не профессионал. Впрочем, опираясь на опыт обучения своих детей в обычной районной школе, могу сказать, что программа обучения в началке не особо заточена на осмысление прочитанного. С другой стороны, многие факторы, влияющие на умение понимать текст, закладывают родители в самом раннем детстве. Поэтому валить все на школу в данном случае тоже неправильно.
Вот, например, я нашла хорошую экспертную колонку про эту проблему на “Меле”. Ее автор отмечает, что без чтения сказок, стишков, прибауток, их постоянного повторения, рифмования, даже просто разговоров с ребенком невозможно сформировать навык осмысленного чтения.
Второй очень важный момент — общаться с ребенком на грамотном “взрослом” языке с самого детства. Лепетание, просторечные слова, сюсюканье прочно закрепляются и не развивают ребенка, а приземляют. Ведь в раннем возрасте ребенок как губка. Он впитывает абсолютно все — и плохое, и хорошее. Моя самая младшая дочка (ей сейчас два) эхом повторяет за нами практически все, что мы говорим. А потом пытается ввернуть эти слова в речь. Бывает забавно, когда она использует что-нибудь сленговое, подслушанное у старших сестер. Поэтому взрослым, конечно, надо следить, что и как они говорят при своем ребенке (даже если ребенку еще нет двух и он, как кажется, не заговорил). Так что, достаточный словарный запас — это обязательный ключ к пониманию текста.
А еще важно вовремя заметить проблемы у своего ребенка и не бояться себе в них признаться. Прежде всего, это касается развития речи. Речь и мышление взаимосвязаны. Поэтому все логопедические проблемы нужно пытаться решить еще в дошкольном возрасте. Иначе в дальнейшем будет очень сложно автоматизировать письмо и чтение. Как-нибудь я обязательно напишу, как мы боролись с языковыми проблемами средней дочки. Внезапно ей сильно помогла игра на скрипке. Необходимость задействовать две руки одновременно и слышать, что ты играешь, очень сильно подстегнули ее мозг.
Вообще практически любой предмет в школе, кроме физкультуры, подразумевает работу с текстом. А это не только про умение читать. Прежде всего, это про навык переработки информации. Поэтому, если есть трудности, то их лучше преодолеть как можно раньше и с помощью профессионалов — логопедов, нейропсихологов. Тогда значительно выше шансы, что ребенок будет получать радость от учебы. А это в процессе обучения, пожалуй, один из самых важных факторов.