Найти тему
УЛА керамика

Что вы говорите? ТОП непонятных слов для начинающего керамиста.

Привет! Вы решили слепить из глины свой первый шедевр, открыли обучающее видео или статью, и там вам советуют деталь примазать на шликер, нанести ангоб калячницей, отциклевать, поставить на лещадку или кинуть в раку обжиг. Чтоооо? Давайте разбираться :)

Как и в любом новом деле, в керамике вам будут встречаться слова, которые раньше вы не слышали. Перечислю самые распространённые термины и вкратце расскажу, что они означают.

Начнём с самого простого, с чем вы столкнётесь буквально сразу же.

Шликер. Это просто жидкая глина. Шликер бывает двух видов: погуще, консистенции сметаны - используется как клей. Нужен для того, чтобы прочно соединить детали между собой. Второй - пожиже - для литья. Жидкий шликер заливают в гипсовую форму, она впитывает часть воды и на стенке остаётся слой глины, который и образует собой изделие. Если вы только начинаете лепить, то, скорее всего, лепите руками, а не льёте в формы. Поэтому про второй вариант можно пока забыть, а первый вариант шликера легко сделать самому. Возьмите кусочек глины, из которой лепите, положите в мисочку, залейте его водой, и хорошенько размешайте. Глина разойдётся и станет достаточно жидкой. Нам нужна консистенция 15-20% сметаны.

Шликер для склеивания деталей. Фото автора.
Шликер для склеивания деталей. Фото автора.

Чтобы соединить две детали, сделайте на них зубочисткой неглубокие насечки крест-накрест, смажьте обе детали шликером (можно использовать кисть-щетину), приложите друг к другу и немного подвигайте из стороны в сторону, чтобы они лучше "сцепились" между собой. Шов закройте тонким глиняным жгутом и распределите лишнюю глину так, чтобы шва не было видно. Теперь детали надёжно соединены и не развалятся ни в сушке, ни после обжига.

Шамот. Это малюсенькие (0,2-3мм) кусочки обожжённой керамики, вмешанные в глину. Когда вы будете покупать керамическую массу, то встанете перед выбором: взять глину с шамотом или без? Посуду, мелкие изделия лепят из глины без шамота. А если вы хотите лепить крупные скульптуры, или нарочито грубые большие миски, или керамику для использования на улице, то лучше берите с шамотом, и покрупнее (частицы с фракцией 2-3мм).

Шамотированная глина с фракцией шамота 0-2мм. Фото автора
Шамотированная глина с фракцией шамота 0-2мм. Фото автора

Шамотированную глину не используют на гончарном круге, т.к. частицы шамота могут резать руки. Шамотированная глина менее капризна в сушке, легко держит высокую стенку, даёт меньше усадку в обжиге и меньший процент брака на готовых изделиях. Для первых опытов рекомендуют брать глину с шамотом 0,2-0,3мм. Он не так сильно чувствуется в лепке и готовом изделии, и при этом прощает некоторые ошибки новичков.

Кожетвёрдое изделие. Кожетвёрдым называют состояние глины, когда она уже не мягкая, но и ещё не высохла. Промежуточный этап. Со свежеслепленным изделием тяжело работать, потому что пока глина мягкая, она всё время норовит "уплыть", изменить форму, развалиться. Лучше всего оставить работу на час-другой подсыхать, и вернуться к ней позже. Чуть подсохшая глина уже стала крепче, стенки не норовят опасть, и можно приступать к декору. Цвет у такой глины ещё тёмный, на ощупь изделие очень холодное. Если посильнее надавить, останется след, однако если брать изделие аккуратно, следов уже не остаётся и форма сохраняется.

Кружка в кожетвёрдом состоянии. Фото автора.
Кружка в кожетвёрдом состоянии. Фото автора.

Переходим к инструментам - помощникам в лепке.

Турнетка. Это круглая вращающаяся площадка, плоская или на ножке. Очень удобная вещь как для лепки, так и для декорирования. Турнетки часто делают на подшипниках, чтобы они плавно вращались и имели инерцию. Бывают турнетки стальные, алюминиевые, из фанеры, пластиковые. Самые лучшие - тяжёлые стальные, они же и самые дорогие.

Стальная турнетка на ножке. Фото автора.
Стальная турнетка на ножке. Фото автора.

На первых этапах можно купить просто вращающуюся подставку для торта. Они недорогие, продаются в обычном магазине и суть та же: вращающаяся поверхность.

Тортовница из пластика, использующаяся как турнетка. Фото автора.
Тортовница из пластика, использующаяся как турнетка. Фото автора.

Стек. Стеками называют различные скульптурные инструменты. Это отличные помощники, если нужно что-то примазать, загладить, надсечь, подлезть в труднодоступное место в работе, и т.д. Для начала вашими стеками могут стать обычный макетный нож, зубочистка, бамбуковый шампур, и любые другие подручные средства.

Несколько моих личных инструментов. Стеки для работы с глиной. Фото автора.
Несколько моих личных инструментов. Стеки для работы с глиной. Фото автора.

Цикля. Или гладилка. Плоский металлический, пластиковый или резиновый, овальной формы инструмент для заглаживания поверхности глины. Убирает следы от пальцев, ногтей, разравнивает поверхность шамотированной глины. Легко заменяется ненужной пластиковой картой.

Металлическая цикля. Фото автора.
Металлическая цикля. Фото автора.

Калячница. Это такая резиновая (типа спринцовки) или пластиковая ёмкость с наконечниками разного диаметра. Внутрь заливается шликер (что это такое, мы узнали выше) или ангоб (а это что такое, мы узнаем чуть ниже) и наносится рисунок на кожетвёрдое изделие. Очень классная вещь для декорирования.

Калячница, которой я пользуюсь. Фото автора.
Калячница, которой я пользуюсь. Фото автора.

Каттеры. Не путать с катетером!)) Каттеры - от англ. to cut - резать. Это форма для вырезания. Как для печенья.

Каттер в форме круга. Фото автора.
Каттер в форме круга. Фото автора.

Пуансон. Красивое слово, правда?)) Вещь, которая упростит вам жизнь, если вы решили сделать много одинаковых тарелок, например. Или пиал. Или что-то в этом роде. Пуансон - это форма, на которую накладывают пласт из глины, разравнивают так, чтобы глина приняла форму пуансона, и обрезают лишнее по краю. Так можно наделать целую кучу одинаковых вещиц. Есть похожие формы из гипса. Пунсоны для керамики делают из МДФ.

Пуансон для керамики. Фото из открытых источников.
Пуансон для керамики. Фото из открытых источников.

Бельё. Нет, не постельное, и даже не нижнее)) Бельём в керамике называют фарфоровые заготовки для росписи, которые можно найти в продаже, или заказать. Это тарелки, чашки, фигурки, обожжённые 1 раз. Художники по керамике часто их используют, чтобы не отвлекаться на производство, а заниматься прицельно именно росписью.

Теперь переходим к обжигам. Печи для обжига керамики называют Муфельными. Это печи с очень толстыми стенками и программируемым терморегулятором, который позволяет печи нагреваться и остывать по заданному графику.

Термины, относящиеся к печам, чаще всего вы встретите такие:

Огневой припас или Лещадка. Это специальные полки и подставки для обжига. Их покупают вместе с печью для того, чтобы увеличить полезную площадь и обжечь больше изделий за один раз. Обычно одна лещадка (полка) кладётся на дно печи для защиты, на неё ставят изделия и столбики, сверху на столбики ещё одну лещадку (полку), и т.д., на сколько позволяет высота печи.

Огневой припас для муфельной печи. Стойки и лещадки. Фото из открытых источников.
Огневой припас для муфельной печи. Стойки и лещадки. Фото из открытых источников.

Огневой припас делается из специальных материалов, выдерживающих многократный нагрев до очень высоких температур. Не пытайтесь сделать их самостоятельно!

Утель (Утиль) и Политой. Так называют обжиги керамики. Утельный обжиг - это самый первый обжиг. Высушенное изделие обжигается на не очень высокую температуру (950-1050 градусов) и готово для дальнейшей росписи и/или глазуровки. Второй обжиг - Политой - это обжиг с глазурями.

Фехраль / нихром. Это сплавы, из которых делают нагревательные элементы для печи - спирали. Они выдерживают высокие температуры. Также из этой проволоки делают подставки для обжига бусин. Если вы решите сделать новогодние игрушки, петельки на них делайте именно из такой проволоки, потому что никакая обычная не выдержит нагрева выше 1000 градусов. Вы ещё можете встретить название "Кантал". Это то же самое. Кантал - название фирмы, производящей такие сплавы. Слово прижилось как нарицательное, как Ксерокс.

Термопара. Простыми словами, это палочка, которая измеряет фактическую температуру в печи во время обжига и передаёт информацию в терморегулятор. Бывает тип К (хромель-алюмель, используется в обжигах до 1250 градусов) и тип S (платинородиевая, до 1300 градусов).

Раку обжиг. Обжечь керамику можно в электрической муфельной печи. Это стандартный обжиг. А можно с песнями, плясками, фейерверками и незабываемыми впечатлениями сделать обжиг в газовой печи с последующим доставанием раскалённой добела керамики и бросанием её в опилки.

Процесс обжига раку. Фото из открытых источников.
Процесс обжига раку. Фото из открытых источников.

Такой обжиг называется раку. Для него нужна специальная глина, специальная глазурь, и лучше всего делать это не у себя во дворе, а поехать на фестиваль керамики или к мастеру, который организует такой обжиг. Обычно их проводят в тёплое время года. Из раку обжига выходят невероятные самобытные изделия, глазури обретают металлический блеск с бензиновыми переливами. Это неожиданно красиво, впечатляюще, и совсем не похоже на привычную нам керамику. Своего рода, "ведьмин" обжиг.

Пример керамики, обожжённой в раку обжиге. Фото из открытых источников.
Пример керамики, обожжённой в раку обжиге. Фото из открытых источников.

Переходим к декору керамики.

Ангоб. Одно из самых популярных покрытий. Это жидкая глина, смешанная с цветным пигментом. Ангоб можно купить в магазине для керамистов, а можно смешать самому (я не пробовала). Обычно ангобом покрывают сырое изделие, чтобы он высыхал и давал усадку вместе с изделием, и не отскочил потом от поверхности.

Баночка с синим ангобом. Да, это синий. Ничего необычного)) Фото автора.
Баночка с синим ангобом. Да, это синий. Ничего необычного)) Фото автора.

Варианты использования ангоба:

1. Нарисовать разноцветный или одноцветный рисунок.

2. Навести много ангоба и использовать его как красящий шликер - окунать изделие в ангоб, чтобы он окрасил стенку полностью.

3. Набрать ангоб в калячницу и рисовать на поверхности объёмные узоры. Получится, что вы рисуете как контуром.

4. Менее жидким ангобом можно фактурить поверхность: жирно намазывать ангоб кистью, оставляя кистевые следы, или же тампонировать губкой.

5. Покрыть поверхность ангобом, а затем процарапать рисунок - сделать сграффито (подробности ниже).

Сграффито. Техника декорирования. Изделие окрашивается в один или несколько цветов ангобом или подглазурными красками, а затем острым предметом процарапывается рисунок. Сграффито можно делать как по кожетвёрдому изделию, так и после утельного обжига. По кожетвёрдому будут более жирные, глубокие линии. По утелю - тонкие, аккуратные.

Пиала в технике сграффито по кожетвёрдому. Фото автора.
Пиала в технике сграффито по кожетвёрдому. Фото автора.

Деколь. Это готовые картинки-переводилки. Их продают в магазинах для керамистов. Бывают подглазурные деколи и надглазурные. Можно нанести одну картинку на изделие, или заполнить всю поверхность рисунками, надписями. Хороши для тех, кто не умеет или не любит рисовать, а картинку хочется))

Пример посуды с деколью. Фото из открытых источников.
Пример посуды с деколью. Фото из открытых источников.

Люстр. Это вид глазури. Люстровые краски или глазури нереально красивые, с перламутровыми переливами. Они обжигаются третьим обжигом на более низкую температуру, чем обычные глазури - до 800 градусов. Чаще всего, непригодны для использования на внутренней части посуды.

Пример люстровой краски. Фото из открытых источников.
Пример люстровой краски. Фото из открытых источников.

Эффектатор / модификатор - это специальные составы, меняющие свойства глазурей. Бывают готовые эффектарные глазури - с красивыми потёками, наплывами, переливами цветов. И бывают отдельные модификаторы, которые наносятся поверх любых глазурей. То есть, покупая одну обычную глазурь и один модификатор, вы получаете 2 разных глазури.

Модификатор нанесён в верхней части стакана. Фото автора.
Модификатор нанесён в верхней части стакана. Фото автора.

Кажется, это все непонятные слова, которые я смогла вспомнить :) Если встречали и другие, напишите, дополню статью. Юля УЛА керамика.

Дополнение:

Цек. Его ещё называют "волосяная трещина" из-за внешнего сходства с тонким волоском. Такие трещины образуются на поверхности глазури, когда глина в обжиге расширяется меньше, чем глазурь. Это может быть как красивая мелкая паутинка, так и несколько крупных длинных трещин. Это всегда несквозные трещины, они только на глазури и немного заходят в глиняный черепок. Цек может быть как браком - например, на посуде из низких майоликовых масс, так и художественным эффектом, называемым кракле. В этой статье написала всё, что знаю о цеке/кракле.

Подставка для благовоний с цеком. Здесь использован намеренно, как эффект. Фото автора.
Подставка для благовоний с цеком. Здесь использован намеренно, как эффект. Фото автора.

Здесь подробнее:

о глинах

о муфельных печах

о глазурях

Коротко о том, как делать керамику