Привет! Глину добывают на карьере, после чего везут на производство, где в неё добавляют различные компоненты, улучшающие её свойства: чтобы лучше лепилась, не трескалась в сушке и обжиге, чтобы "дружила" с глазурями. Поэтому такую глину принято называть не просто "глина", а "керамическая масса".
Керамические массы отличаются по цвету: светложгущиеся и красножгущиеся. И по температуре обжига: низкие массы, или майоликовые (до 1100 градусов) и высокие массы, или каменные (до 1250 градусов). Бывает ещё фарфор - он обжигается до 1300 градусов, цвет белоснежный полупрозрачный. Чем выше градус спекания глины, тем она более прочная и менее пористая. Например, для декоративной керамики чаще берут низкую глину, а для посуды - высокую, но это не аксиома.
В продаже вы можете встретить окрашенную массу - в которую добавили цветной пигмент. Такая масса может быть синей, зелёной, жёлтой.
Отдельной строкой можно выделить массы чёрного цвета. Они сейчас очень популярны. Чёрные массы бывают двух видов: окрашены пигментом - такие массы пригодны для изготовления посуды; и есть массы с содержанием марганца, который является токсичным и работать с такой массой нужно с соблюдением мер предосторожности.
Также массы продают в трёх состояниях: пластичные для ручной лепки и гончарного станка (круга), литьевой шликер для заливания в формы и в виде порошка.
Наиболее популярны среди керамистов пластичные массы. Из них можно лепить, как из пластилина. Сейчас существует много чатов для мастеров, где они делятся своими впечатлениями по работе с той или иной массой, выкладывают образцы с глазурями. Почитав отзывы, можно выбрать для себя более подходящую, которая не требовательна в сушке, меньше процент брака в обжиге.
Помимо этого, в массы для прочности добавляют шамот. Шамот - это спечённая глина, перетёртая в крошку. Он увеличивает прочность готовых изделий, поэтому из глины с шамотом можно лепить огромные вазы, скульптуры, панно. Массы с шамотом менее требовательны к сушке, выдерживают более высокие температуры в обжиге, лучше переносят уличные условия.
Шамот бывает от мелкого 0,2мм до крупного 2-3 мм. Чем крупнее шамот, тем сложнее работать с массой, и тем неприхотливее и крепче изделие. Нужно понимать, что изделие из шамотированной массы будет грубым, поверхность шершавая, словно изрыта. Идеальной гладкости добиться не получится. Это "дикие" изделия с характером.
Если у вас нет своей муфельной печи для обжига керамики, то спросите там, где планируете обжигать, какую глину вам лучше купить. Обычно на обжиг берут только известные, проверенные массы. Потому что неправильно подобранная температура может расплавить глину и испортить дорогостоящую печь.
Итак, подытожим. Для того, чтобы понять, какая масса вам нужна:
1. Определитесь, что вы будете лепить.
Если это игрушки, бижутерия, декоративные панно - берите любую глину, предпочтительнее низкую. Она будет меньше стоить и её обжиг тоже обойдётся вам дешевле.
Если хотите посуду, лучше выбрать высокотемпературную массу. Это даст вам меньший процент брака и лучший спёк. Для посуды важно низкое водопоглощение: от 0 до 3%. Такое водопоглощение способны дать только высокие массы. Высокие массы дороже и высокий обжиг стоит тоже дороже.
Если вы собрались лепить уличные объекты - гномика в сад :), или огромную-преогромную вазу - то берите глину с шамотом. Чем крупнее шамот, тем выше шансы на успех.
Красножгущиеся массы декоративны сами по себе. Они прекрасно выглядят и без глазурей, особенно если сделать рельефный рисунок: выпуклый или вдавленный. Такие техники, как лощение и молочение добавят декоративности без дополнительных финансовых вложений.
2. Цвет глины.
Одна и та же глазурь на разноцветных массах выглядит по-разному. Это зависит от взаимодействия компонентов глазури с компонентами массы. Иногда цветную массу выбирают именно из-за красивого сочетания с глазурью. Для примера, 2 фото ниже - это одна и та же глазурь на светлой и чёрной массах.
3. Решите, где вы будете обжигать свои изделия.
От этого тоже может зависеть выбор глины. Муфельные печи, как и глины, бывают на низкую и высокую температуру. Если вы принесёте изделие из высокой глины, а печь у мастера обжигает низко, то он не сможет вам обжечь изделие.
И ещё раз напомню: в духовке обжечь керамику невозможно! Для обжига нужна температура не ниже 1000 градусов. Ни одна бытовая духовка не набирает выше 300 градусов, поэтому не способна качественно обжечь ваше изделие.
Обжигать любую керамическую массу нужно только на рекомендованную именно для этой массы температуру (производитель пишет на упаковке). Если обжечь высокую массу низко, она останется хрупкой и не пригодной к использованию. Если обжечь низкую массу высоко, она расплавится.
4. Какой тип лепки у вас в приоритете?
Можно лепить из кома, из пласта, формовать, делать вырубки, заливать в формы, крутить на гончарном круге. Не всякая масса подойдёт для всего и сразу.
Например, если вы решили лепить тарелки из пласта, ищите ту глину, которая хорошо себя ведёт именно в пласте.
Если будете лепить из кома, выбирайте массу пожирнее, с хорошей пластичностью, чтобы не трещала у вас в руках.
Для гончарного станка (круга) тоже свои особенности.
Чтобы не ошибиться в выборе, помогут отзывы практикующих мастеров.
5. Читайте отзывы на разные массы.
Так вы "заочно" выберете наиболее подходящую и сможете избежать досадных ошибок и брака. Конечно, отзывы других керамистов не дадут 100% гарантии, что у вас всё получится именно с этой массой. И при этом, по отзывам вы сразу можете отсечь откровенно недоработанные варианты. Сейчас российский рынок регулярно пополняется новыми отечественными глинами, все они со своими особенностями и для разных задач.
Успехов в выборе своей идеальной массы! Юля УЛА керамика
Коротко о том, как делать керамику