Этот вопрос появился на странице газеты Нью-Йорк Таймс 30 июля 1969 года, через неделю после возвращения с Луны астронавтов Аполлона-11. И, полагаю, через пару дней после начала публикации лунных фотографий. Черно-белых в газете и цветных..., но читайте...
"ТЕЛЕВИДЕНИЕ: Фотографии поднимают вопросы о цвете Луны
Фиолетовый цвет астронавтов на экране зеленоватый
Первые дразнящие короткие цветные кадры спуска и посадки лунного модуля "Аполлон-11" были показаны вчера вскоре после двух часов дня телесетями и независимыми станциями, участвующими в трансляции телевизионного пула из Хьюстона. Непрофессионал теперь может задаться вопросом, как на самом деле выглядит поверхность Луны.
Цветные фильмы, а также несколько фотографий лунной поверхности длились всего около 10 минут. Они были скорее предзнаменованием живописных откровений, которые, предположительно, могут быть еще впереди, нежели сами по себе захватывающим зрелищем. Когда лунный модуль приблизился к поверхности Луны, зрители могли отчетливо видеть облако лунной пыли, вздымаемое выхлопными газами спускаемого двигателя модуля.
Полковнику ВВС Эдвину Олдрину-младшему пришлось делать снимки в исключительно сложных условиях. Отражение лица полковника Олдрина было очень заметным, а тень, отбрасываемая лунным модулем, еще больше ухудшала четкость изображения.
Кроме того, точность цветопередачи в фильме была под большим сомнением, о чем со всей определенностью сообщила телекомпания Columbia Broadcasting System. В устных докладах 21 июля астронавты сообщили, что Луна была сероватого цвета, за исключением нескольких камней с фиолетовым оттенком. Последние моменты, предшествующие посадке, не транслировались по телевидению, а первые сцены на поверхности были черно-белыми.
На вчерашних цветных пленках поверхность Луны имеет отчетливый зеленоватый оттенок. Г-н Армстронг и его помощники, видевшие фрагменты фильма в понедельник вечером, согласились, что это явное искажение в фильме. На нескольких фотографиях, также опубликованных вчера, зеленый цвет дополняется довольно сильным красноватым тоном. Общий эффект на глаз был скорее земным, чем лунным.
По всей видимости, в ближайшие дни будет выпущено значительно больше цветных кадров, а затем и полная сводка. Несмотря на то, что производители телевизоров и телесети не хотят публично признавать наличие такой проблемы, владельцам цветных телевизоров было бы очень полезно иметь какие-то ориентиры, которые могли бы быть получены в Национальном управлении по аэронавтике и исследованию космического пространства в Техасе.
Ни один из двух цветных телевизоров не регистрирует первичные цвета совершенно одинаково. Даже переход от рекламных роликов к программам на пленке и прямым эфирам может внести цветовые диспропорции. Эти неравномерности не ограничиваются в основном различными условиями, применяемыми к разным каналам; они проявляются даже в том случае, если зритель остается на одном и том же канале.
В качестве общественной услуги в случае цветных изображений из космоса, где регистрация оттенков имеет определенное историческое значение, не могли бы сети и отдельные станции запустить пару тестовых образцов из Хьюстона? Каждая из изменяющихся цветовых полос могла бы быть четко обозначена как соответствующий ей оттенок, будь то белый, желтый, синий, зеленый, пурпурный или красный. По крайней мере, для конкретной передачи, к которой проявляется такой большой интерес, владелец телевизора мог бы иметь хотя бы несколько секунд, чтобы как можно точнее настроить регулятор оттенка.
В качестве промежуточной меры можно было бы попросить одного из астронавтов, выступающего, если необходимо, из камеры биологической изоляции, дать подробный отчет о том, в каких случаях цветные фильмы могли отличаться от того, что было видно невооруженным глазом. В противном случае комментаторы с места событий в Хьюстоне не должны считать, что цветопередачу можно просто принять как должное, а должны понимать, что она требует сопутствующего объяснения.
Женщины, как правило, лучше разбираются в цветовых вариациях, чем мужчины. В качестве нововведения было бы интересно получить их суждения, полученные при просмотре пленки в Хьюстоне, прежде чем она попадет в сетевой пул.
ТВ признает, что оттенки не являются подлинными
То, что с Луны удалось вернуть цветные пленки, - уже само по себе подвиг, но было бы забавно, если бы старые добрые черно-белые изображения действительно давали более точное общее представление о том, что представляет собой поверхность Луны. Поскольку цветную пленку можно исправить с помощью различных приемов, возможно, астронавтам после выхода из карантина придется временно взять на себя обязанности кинорецензентов.
(далее про снимки с Марса)
...
Цвет Луны очень беспокоит лунных конспирологов. Некоторые, самые бойкие пишут безапелляционно, что на фотографиях цвет везде серый, и что должен быть не серый, а с оттенками, и что это безусловно самое верное из самых верных доказательство лунной аферы. А верные поклонники этих конспирологов даже не думают проверить эти заявления, просто транслируют их слово в слово. Вот, например, некая Катя Шелковая тоже пишет: "так на фото Луна серая!"
А вот и проверка:
Серая?
Серая?