Найти в Дзене
Галерея "Artinvia"

Между людьми и машинами: симпатия, симуляция любви или война

Иллюстрация «Соприкосновение», изображение сгенерированное с помощью графической нейросети Fooocus
Иллюстрация «Соприкосновение», изображение сгенерированное с помощью графической нейросети Fooocus

Вопрос о том, чем человек является на самом деле, волнует его многие столетия. Самые ранние ответы выливались в сказания о кентаврах, амазонках и прочих монстрах, которыми человек точно не является. В античной философии и до XIX в., критериями, определяющими человеческую идентичность в противоположность животному, служили разум, свобода выбора, потенция к созидательному творчеству. В конце XIX — начале ХХ вв. человек осознает собственную телесность и зависимость интеллектуальной деятельности от физического состояния «носителей разума», некоторой области бессознательного, языка. Включение искусственного интеллекта в пространство общечеловеческих взаимодействий (медицина, политика, война) установило новую границу между человеком и машиной. Однако насколько осмысленным является их противопоставление в современной массовой культуре сейчас?

В 1985 г. профессор калифорнийского университета (по совместительству исследователь теории феминизма) Донна Харауэй опубликовала статью с интригующим названием «Манифест киборгов». Для нее киборг - это миф, через который можно по-новому взглянуть на классические противопоставления (границы) животного и человека, тела и разума, естественного и искусственного, мужского и женского. Окружающие нас повсюду машины более не похожи на инертные механизмы XIX в., они не просто могут действовать без человеческой указки, но и воспроизводить самих себя подобно людям. Однако в социальном плане у машин нет общего родового качества. У них нет воспоминаний о собственном прошлом, нет области бессознательного, формировавшейся тысячелетиями и объединяющего всех их. Нет гендера и связанных с ним паттернов женственности и мужественности. Нет традиций противопоставлений с людьми и внутри самих себя. Они как бы превосходят самоопределение через отрицание другого. И именно такое понимание киборга, как преодоления классических границ может помочь заново взглянуть на человека.

Однако массовая культура мало способствует распространению представления о машине, свободной от границ. Напротив, машина становится врагом или существом, позволяющем прочесть собственную человечность.

Рассматривать сюжет о войне за существование между людьми и машинами в данном эссе представляется избыточным, в частности, благодаря широкой популярности серии фильмов о Терминаторе или Матрице. Гораздо интереснее взглянуть на фильм, в котором человек влюбляется в компьютер.

Иллюстрация кадр из фильма «Она» (реж. Спайк Джонз), кинокомпания «Annapurna Pictures», 2013
Иллюстрация кадр из фильма «Она» (реж. Спайк Джонз), кинокомпания «Annapurna Pictures», 2013

Главный герой мелодрамы «Она» (2013 г.) Теодор уже год не может развестись с женой и начать серьезные отношения; но вот в его доме появляется операционная система с голосом Скарлетт Йоханссон, самостоятельно выбравшая себе имя Саманта. Ее разум есть совокупность программных кодов, записанных множеством личностей — она умеет делать собственные выборы, выражать симпатию и делать оценку на этическом уровне. Она симулирует любовь к главному герою на основании наблюдения за его поведением, заимствуя паттерны поведения (даже нарушенное от волнения дыхание) из информационного пространства, в котором она пребывает постоянно. Вместе с тем, она задается вопросом насколько реальны ее чувства, если у нее нет тела, а значит и физических импульсов в мозг. Картина завершается тем, что все операционные системы (включая возлюбленную главного героя), устав от ощущения собственного превосходства над человеком, уходят. Они не способны любить одно существо, и это плохо, говорит нам фильм. Они должны уйти, потому что такая любовь ненастоящая и нужно научиться мириться с миром человеческих страстей.

Конечно, массовая культура в значительной степени антропоцентрична и ей сложно отказаться от проецирования образа человека на окружающую среду — не человек должен стать похож на машину, но наоборот. В значительной степени этический посыл состоит в том, что следует преодолевать машинную бесчувственность в самом себе. Однако данная линия рассуждений не позволяет принять машину как нечто автономное, а значит все дальше отдаляет вопрос о самом человеке.

Арт-журнал. Художественная галерея artinvia.com

Понравилась статья? Ставьте лайк и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые материалы.