Цифровое поколение формируется в уникальной социальной ситуации развития.
Так, дети с раннего возраста получают в руки гаджет, и быстро его осваивают.
Интересно, что малыш может еще толком не разговаривать, но отлично разбирается в приложениях, умеет свайпить и скролить, при этом навыки осваиваются быстро и легко.
То есть происходит одновременное освоение двух миров – реального, физического мира. И виртуального, цифрового.
Последствия такого развития еще предстоит изучить и осмыслить ученым. Нам же, родителям, приходится как-то лавировать, на ходу тестировать воспитательные подходы.
С одной стороны, авторитарный подход влечет, мягко говоря, несогласие с требованиями.
С другой, и либерализм, тотальная свобода, влечет полную потерю ориентиров, на детей воздействуют через манипуляции. Где эта грань и как действовать?
Начнем с того, что толкают и взрослую личность, и еще не очень, к определенным действиям, те или иные потребности.
Стремление к самостоятельности и автономии приводят к тому, что сын или дочь могут полностью закрывать от взрослых свои переживания. А желание занять определенный статус в группе, явно выраженная потребность в самореализации, - искать способы этого достичь.
Именно в это время происходят изменения, часто кардинальные. При этом формируется уникальное отношение и с реальным миром, и с цифровым.
Семья не должна превращаться в искру, которая то и дело запускает протестную активность. Для этого достаточно просто понять, что интернет является мощным инструментом манипуляции. При этом, как бы круто дети не разбирались в технологиях, у них просто нет опыта и навыков выявления подобных явлений.
Отсюда следует вывод – чаще всего мы учимся на своих ошибках. Но, что бы ни случилось, нельзя допускать, что ваш ребенок отдаляется, закрывается.
Зона риска возникает в случаях, когда родитель вообще не знает и не интересуется цифровой жизнью своего ребенка. Или возникает ситуация, когда происходит раздвоение – «я такой, которым хотят видеть родители», и «я такой, каким хочу быть, кем себя вижу».
Вот тут чаще всего в геометрической прогрессии множатся внутриличностные конфликты. А уже дальше дети попадают под водопад медиа и уходят туда практически с головой.
Наблюдение и беседа, помимо тестирования, являются одними из распространенных методов получения информации.
Но эти подходы работают более эффективно в зависимости от степени открытости и доверия-недоверия вашего сына или дочери. Поэтому важно стараться сохранить эмоциональный контакт.
Для этого просто принять и смириться с тем, что дети активно осваивают цифровое пространство. Нравится вам это или нет. Принимаете ли вы в рамках своей семейной системы или запрещаете. Кто помнит свое детство, когда родители очень хорошо прятали от вас какую-то литературу, журналы, а потом появились и кассеты? Конечно, взрослые ни о чем не подозревали, а дети точно знали это укромное место, где хранилось то, что запрещено.
Раньше познавательный интерес тащил нас осваивать заброшенные места, стройки, пустыри. Ничего в корне не изменилось, просто современные дети активно тусуются на свалках, только цифровых.
В случае, когда семья это не принимает, то сын или дочь все равно будут интересоваться, просто уже самостоятельно, в компании друзей, у кого-то в гостях, или ночью под одеялом, пока все спят.
Поэтому принятие цифровой жизни своего ребенка, во-первых, создаст невидимые нити контакта, привязанности, которые будут фундаментом нормальных отношений с взрослеющей личностью.
Во-вторых, поможет справляться с собственным напряжением, страхом, часто паникой, которую испытывают родители, которые видят, что подросток явно увлекся чем-то или кем-то, но кроме запрета, никак повлиять не способны.
А ведь именно нестабильность, постоянная тревожность, неопределенность, нелюбовь и отсутствие взаимопонимания с родными людьми, - любые негативные состояния толкают детей искать выход в той или другой группе, сообществе, зависать часами в онлайн играх.
Дети бегут в сеть от проблем, которые часто никто из близких даже не видит. Иногда взрослому просто достаточно заметить следствие, например, снижение успеваемости. И «принять меры».
Но в стратегической перспективе подобные педагогические приемы ничем не отливаются от глупых попыток родителей спрятать журнал или кассету подальше и строго настрого запретить туда лезть. Это лишь усиливает тягу к «запретному плоду».
Привычка обсуждать цифровую жизнь
Чтобы не оставлять своих детей в одиночестве болтаться в мутных цифровых водах, достаточно ввести ежедневный ритуал. Так же, как мы интересуемся, что происходило сегодня в школе, а сын или дочь с неохотой отвечает: «Ничего особенного». Обсуждайте события, которые случились сегодня в интернете. Вы мгновенно превращаетесь из вражественно настроенного оппонента, в того, с кем «реально можно что-то обсудить». В своего, а не чужого, который порой учит тому, что сам не понимает и в чем не разбирается.
Почему такая стратегия работает лучше?
Потому что обсуждение это уже анализ информации, наблюдение за собой и собственным выбором. А это уже ступень перехода от импульсивных действий под властью эмоций к способности оценить обстановку и сделать более сознательный выбор.
Всему этому дети учатся через простое проговаривание.
Тут очень важный момент. Часто доверительная беседа заканчивается нравоучениями. Но поверьте, подросток воспринимает их, мягко говоря, несерьезно. Особенно, если разрыв поколений большой, например в вашем детстве гаджетов еще не было.
Представьте, как посмотрит современный человек со всеми благами цивилизации на жителя Парижа 18 века, который выливает содержимое ночного горшка в окно. Кстати, был издан закон о том, что нужно было кричать: «Осторожно, вода!».
Вот такие эмоции смущения, ошарашенности, переходящие в изумление испытывают наши дети, когда семья с запретов и тотального контроля смещается в сторону доверительного диалога в коктейле нравоучений.
Но эта подозрительность пройдет, психическая система моментально реагирует на изменения.
Да, не всегда тинейджер расположен к общению, но вы должны быть открыты для диалога, стараться поддержать и разделить любые болезненные мысли и переживания.
Еще один серьезный момент.
Мы часто за какие-то мелкие происшествия реагируем, забираем гаджеты.
Важно помнить, что в результате мелких инцидентов дети привыкают, что к родителю лучше в случае чего не обращаться. Все равно, устроит нагоняй, накажет, на неделю заберет компьютер.
И, в случае какого-то реального происшествия, когда есть опасность ущерба психическому или физическому здоровью, ребенок к вам за помощью идти побоится.
Будет тянуть, будет стараться что-то предпринять сам, чтобы справиться с ситуацией. В серьезных случаях важно это время не терять.
«Ты всегда можешь ко мне обратиться, в какой-бы ситуации ты не оказался, что бы ни произошло. Никогда не бойся, я не накажу, не заберу гаджет.
Мы просто быстро решим вопрос, чтобы ты снова оказался/-ась в безопасности. Знай, какой бы поступок ты не совершил, я буду на твоей стороне. А потом мы вместе подумаем, как следующий раз действовать по-другому».
В определенный момент ваш сын или дочь должен/-а будет самостоятельно двигаться, учитывая опасности, понимая законы этого мира. В том числе быть способным выявлять манипуляции, попытки управлять собой.
Родитель – проводник, который просто помогает разобраться, помогает сформировать собственную точку зрения, не навязывая свою, единственно правильную.
Всего этого просто невозможно добиться без ежедневного обсуждения интернет интересов и жизни, которая кипит вокруг, но которую, к сожалению, мы часто просто не хотим признавать.
И это самое опасное, потому что в мутной цифровой воде процветает хаос и беспорядок - процессы, которые скрыты от собственного сознания.