Найти тему
Клуб «Советские фильмы»

«Кое-какие частные разговоры и реквием»: драма о том, как капитализм рушит надежды

В конце пятидесятых Ленинградский театр имени Пушкина поставил пьесу американца Артура Миллера «Смерть коммивояжёра». А через пару лет появилась экранизация этой пьесы, единственная в советском кино. Конечно,

фильм был обречён на сравнение со спектаклем и, по мнению многих зрителей и критиков, ему проиграл.

И провал начался уже с названия — лента вышла как «Мост перейти нельзя» (1960), и это название не вызывало никаких ассоциаций с Миллером, да и в целом никак не намекало на сюжет.

Кадр из фильма «Мост перейти нельзя»
Кадр из фильма «Мост перейти нельзя»

Клуб «Советские фильмы» в Telegram

Артур Миллер написал «Смерть коммивояжёра» в конце сороковых.

Именно он придумал для произведения собственный жанр — «кое-какие частные разговоры и реквием».

Главным героем Миллер сделал обычного человека, стареющего Вилли Ломена, всю жизнь проработавшего коммивояжёром. Вилли мало что нажил, всю жизнь платил по кредитам, а теперь, на старости лет, молодой начальник лишает его оклада, а затем и вовсе увольняет. Сложности есть и в семье: жена Вилли боготворит, но вот с сыновьями отношения у него сложные. К тому парни, хоть уже и взрослые, но до сих пор не могут найти себя в жизни. Вилли Ломен прожил в иллюзиях, что когда-то сбудется его (да и всеобщая) американская мечта о благополучии, но теперь он — настоящий неудачник без перспектив. Признаваться в этом нелегко другим, но ещё сложнее себе.

Экранизацией пьесы Миллера занялись начинающие режиссёры Теодор Вульфович и Никита Курихин. Они только что блистательно экранизировали рассказ британского писателя Джеймса Олдриджа, выпустив драму «Последний дюйм» (1958), в одночасье ставшую фаворитом зрителей. Теперь тандем снова взялся за иностранную прозу.

Для Вульфовича и Курихина это была всего лишь вторая художественная картина (прежде они оба работали в документальном кино), но она же их и развела:

создав «Мост перейти нельзя», коллеги стали работать самостоятельно.

Сценарий для фильма написал Теодор Вульфович, но ему пришлось урезать оригинал, за что потом фильм критиковали. Вульфович ради динамичности пожертвовал большинством эпизодов с воспоминаниями Вилли, из-за чего в сюжете возникли кое-какие провалы, а мотивы поступков Вилли стали менее очевидными.

Кадр из фильма. Николай Волков
Кадр из фильма. Николай Волков

На роль Вилли Ломена утвердили Николая Волкова, любимого всеми Старика Хоттабыча. Роль его супруги Линды получила Лидия Сухаревская, сыновей сыграли Георгий Шевцов и Григорий Гай.

Кадр из фильма. Лидия Сухаревская,и Георгий Шевцов
Кадр из фильма. Лидия Сухаревская,и Георгий Шевцов

Не менее интересен оказался выбор актёров второго плана и участников эпизодов: в маленьких ролях можно увидеть будущую Хануму Людмилу Макарову, брюнетку Светлану Дружинину,

Кадр из фильма. Светлана Дружинина
Кадр из фильма. Светлана Дружинина

начинающую Татьяну Бестаеву. Роль молодого бездушного начальника Вилли сыграл Владимир Андреев,

Кадр из фильма. Николай Волков и Владимир Андреев
Кадр из фильма. Николай Волков и Владимир Андреев

официанта в ресторане — Ролан Быков,

Кадр из фильма. Григорий Гай и Ролан Быков
Кадр из фильма. Григорий Гай и Ролан Быков

а в образе соседского сына, из-за которого Вилли приходится вспомнить свою позорную тайну, рассорившую его с собственным сыном, — Юрий Дедович.

В отличие от предыдущей ленты, яркого, красочного цветного «Последнего дюйма», «Мост перейти нельзя» — фильм чёрно-белый. Поскольку действие происходит в США, авторы использовали хроникальные кадры, демонстрирующие Нью-Йорк, а все помещения (квартиру Ломенов, контору, ресторан и пр.) соорудили на киностудии «Ленфильм». Необычна и в некотором смысле новаторски решена сцена воспоминания той самой истории, когда старший сын Вилли Биф увидел отца в неприглядной обстановке:

эпизод походит на театральный, декорации в нём условны и всё внимание сосредоточено на взглядах и словах отца и сына. Да и в целом, надо сказать, фильм очень походит на телеспектакль,

есть в нём какое-то лёгкое театральное преувеличение, нарочитая драматичность. Кстати, интересное наблюдение: герои произносят название города Бостон с ударением на второй слог, сегодня такое произношение звучит непривычно.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Буквально пару слов о музыке, которая фильм очень украсила и создала особое настроение. Атмосферные джазовые композиции создали авторы, работавшие с Вульфовичем и Курихиным над «Последним дюймом» — Марк Соболь и Моисей Вайнберг. А записал музыку джаз-оркестр Леонида Утёсова.

Драма «Мост перейти нельзя» вышла в конце 1960 года. И все тут же принялись сравнивать исполнителей главных исполнителей: Николая Волкова и Юрия Толубеева, игравшего Вилли в театре. По общему мнению, Юрий Толубееву образ удался больше: его Вилли — жизнерадостный оптимист, радующийся каждой удаче, даже самой маленькой, и лишь к финалу теряющий бодрость духа. Николай Волков сыграл Вилли уже обречённым, с самого начала, его героя статичен и не развивается, а лишь обречённо бредёт к финалу. Но здесь уместно говорить и о просчёте в сценарии, который показал лишь два последних дня жизни Вилли (а не годы, как в оригинале Артура Миллера). Но, так или иначе, фильм всё же не лишён привлекательности, в сюжете есть интрига, герои неоднозначны и тем занимательны, поэтому смотреть рекомендую. Тем более что этот фильм — единственная советская экранизация Артура Миллера.

А вы знаете об этой роли Николая Волкова?

Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296

-8

В новых выпусках:

Какая реальная история легла в основу детектива «Два билета на дневной сеанс»? Кто снабдил нарядами Людмилу Чурсину, сыгравшую аморально-роскошную Инку-эстонку? Чем прославился Владимир Кенигсон, ставший в фильме главным злодеем? Всё, что вы не знали о знаменитой картине — в выпуске подкаста:

Почему сценарий фильма «Выйти замуж за капитана» несколько лет пылился в архивах и чем не нравился чиновникам главный герой, после премьеры ставший мечтой всех советских женщин? Историю создания знаменитой мелодрамы раскроет выпуск подкаста:

Почему героиня Татьяны Васильевой в комедии «Самая обаятельная и привлекательная» половину фильма проходила в шапке: