Из чего же состоит текст книги? Из слов, предложений и абзацев. А еще глав и частей. Но главное в тексте — его содержание и «язык».
Многие «классические» авторы предпочитают линейный порядок написания, то есть движение от начала книги к концу, точно так же, как это будет делать читатель. Возможно, такая схема наиболее востребована для художественной литературы, которая читается именно так. В случае же с научно-популярной литературой я предпочитаю писать главы в произвольном порядке в соответствии с разработанной структурой книги.
Причин этому несколько. Во-первых, эта книга будет использоваться в первую очередь как некоторое руководство, в котором отдельные части сильно связаны друг с другом, поэтому уложить их в линейную структуру вряд ли возможно. Во-вторых, если мы посмотрим на современный Интернет, то это огромное количество различных ссылок как внутри одного сайта, так и между ними. Эта структура появилась не за один год, и она может быть не самой лучшей, но она уже стала привычной для людей. Именно по этой причине в моих книгах часто встречаются ссылки на другие главы, в том числе вперед.
Можно последовательно переходить от простых правил к сложным, но для того, чтобы книга была удобным справочником по определенному вопросу, каждаяглава должна содержать максимум информации по своей части темы и иметь ссылки на другие части. Тогда в процессе написания собственной книги я буду сталкиваться с определенными трудностями, буду придумывать новые форматы работы и я могу захотеть обратиться к материалу, о котором говорит автор. Тут и пригодится такой формат книги.
Хотя главы идут в логической последовательности: сначала разбираются предпосылки, рассматривается книга и затем весь процесс написания, но главы связаны друг с другом гораздо сильнее, и рассматривая любую из них можно провести взаимосвязи со всеми остальными.
Введения и заключения
Поскольку всякая тема, по которой можно написать книгу, априори представляет собой довольно сложную конструкцию (иначе писать книгу было бы попросту не на чем), небольшие введенияв начале глав и заключенияв конце позволяют сделать следующее:
- подготовить читателя к материалу главы;
- резюмировать основные положения по представленному материалу.
Обобщающие введения и заключения (например, к частям книги) не должны просто представлять собой копию предложений из отдельных разделов и глав и по объему должны быть меньше, чем сумма по частям.
Такая подготовка важна и для читателя и для писателя: она позволяет читателю увидеть основные моменты, которые будет рассматривать и описывать автор.
Признаки хорошего введения:
- связывает изложенный ранее материал с тем, что будет представлен в следующей части книги.
Признаки хорошего заключения:
- резюмирует основные положения.
Такая взаимосвязь между отдельными частями книги наилучшим образом показывает, что части представлены в логической последовательности и введения и заключения раскрывают перед читателем эту логику.
Вода в тексте
«Вода» в тексте это неосновное содержимое, без которого можно было бы обойтись.
Откуда в тексте может взяться вода? Например, я поставил себе цель сделать эту книгу объемом 250 тысяч символов, но мыслей на такое количество текста у меня нет. Выходит, я буду использовать вводные слова, приводить слишком длинные описания и примеры из собственного опыта только для того, чтобы сделать количество символов по возможности наибольшим.
Поэтому хоть количество символов и может выступать целью (согласно SMART), все же это не единственный показатель, поэтому воды в тексте нужно избегать. Но многие, особенно, начинающие писатели, стараются писать очень «сухой» текст, который становится безжизненным именно из-за излишней сухости.
Во-первых, некоторое количество воды в тексте является нормальным для каждого языка, а слишком сухие тексты очень трудно переваривать. Во-вторых, для того и нужен этап редактирования, чтобы выправить текст, который был написан в состоянии творческого вдохновения. Так что вместо того, чтобы сразу писать хороший текст (что приходит с очень большим опытом), лучше браться за него несколько раз.
Кроме этого, даже если ваш текст получается очень разбавленным на первом этапе, это не повод отказываться от его написания: среди этой воды в конечном итоге можно выловить довольно интересные идеи, которые могут превратиться из одного предложения в целую главу. Ради этого стоит писать этот текст и во время редактирования «рыбачить» в нем.
«Язык» текста
Любое абстрактное знание имеет силу только тогда, когда приобретает конкретную форму
Каждый из нас воспринимает мир всеми органами чувств, но все же отдает предпочтение какому-то конкретному чувству, мыслить которым каждому из нас наиболее просто: визуально, звуками или тактильными ощущениями. В НЛП это называется модальностями.
Хороший художник или фотограф хорошо воспринимает визуальную информацию, для него важно видеть. Музыкант лучше будет воспринимать аудиальную информацию, для него важно слышать. Танцор или спортсмен лучше чувствует информацию. Хотя все мы воспринимаем книги с помощью зрения, чтение в данном случае является только способом преобразования букв во внутренние образы, и для того, чтобы наилучшим образом соответствовать модели восприятия читателя, нужно использовать подходящие для него слова.
Поскольку автор заранее не знает, кто будет читать его книгу, то лучше использовать все доступные модальности для текста книги. Если Вы обратите внимание на художественную литературу, то обнаружите, что именно так и происходит: авторы часто переходят от картинки к звукам, чувствам и наоборот.
Упражнение
Чтобы проверить свою предпочитаемую модальность, выделите в написанных текстах слова, относящиеся к той или иной модальности, а затем посчитайте их количество. Если их количество примерно одинаково (за исключением характерных абзацев, которые приходится описывать в определенной модальности), то все в порядке.
Упражнение
Чтобы улучшить свои навыки в переходе от одной модальности к другой, выберите слова из предыдущего упражнения и попробуйте перевести их в другую модальность. Например: блестящая мысль — мысль хорошо звучит — приятная мысль.
Таким образом, язык книги играет очень важную роль в установлении контакта с читателем. Чем лучше будет этот контакт, тем лучше будут усваиваться знания из книги.
Из книги «Как написать книгу»: Ridero, ЛитРес, Онлайн.
Продолжение в следующий четверг