Эта записка была представлена в марте 1938 года наркому обороны Климу Ворошилову.
Пару слов о начальнике Генштаба Борисе Шапошникове
В свое время он окончил Николаевскую академию Генерального штаба царской армии. В 1918 году добровольно вступил в Красную армию, где стал одним из главных разработчиков военных операций периода Гражданской войны. В период между войнами он успешно работал над развитием военной науки, над обобщением боевого опыта Первой мировой и Гражданской войн. Сталин рассматривал Шапошникова как своего главного советника по военным вопросам и обращался к нему по имени-отчеству.
Что содержала докладная записка
30 ее страниц Шапошников писал сам, а не надиктовывал текст машинистке. По окончании гриф «Совершенно секретно» был заменен записке на другой — «Только лично».
Вот несколько цитат из нее:
«Складывающаяся политическая обстановка в Европе и на Дальнем Востоке, в качестве наиболее вероятных противников СССР выдвигает фашистский блок — Германию и Италию, поддержанных Японией и Польшей. Эти государства ставят своей целью доведение политических отношений с СССР до вооруженного столкновения».
«Сильно колеблющаяся политика Англии и Франции позволяет фашистскому блоку в Европе найти договоренность, в случае войны его с Советским Союзом, с тем, чтобы большую часть сил направить против СССР».
Говоря о Японии, начальник Генштаба РККА подчеркивает, что столкновение с ней весьма вероятно в случае начала конфликта с фашистским блоком в Европе.
Какой вывод делает Шапошников
«Советскому Союзу нужно быть готовым к борьбе на два фронта: на западе против Германии и Польши и частично против Италии с возможным присоединением к ним лимитрофов и на востоке против Японии»».
Далее начальник Генштаба РККА анализирует силы, которыми располагает вероятный противник, а также разбирает возможные сценарии развития событий.
В частности, он подчеркивал, что основным театром военных действий будет европейский, однако на востоке против Японии нужно иметь достаточное количество сил для отражения мощного удара.
Шапошников назвал политику Англии и Франции «сильно колеблющейся» и за полгода до Мюнхенского сговора указал на то, что немцы и итальянцы могут найти договоренности с Парижем и Лондоном.
Не надо удивляться тому, что в числе главных противников СССР в тандеме с Германией Борис Шапошников называл Польшу. Не забудем, что Варшава вместе с Берлином участвовала в разделе Чехословакии.
Польские официальные лица в беседах с немецкими дипломатами не скрывали своей готовности поучаствовать и в нападении на СССР. Этот сценарий был сорван лишь благодаря нежеланию Польши идти на уступки Германии в вопросе «Данцигского коридора».
Примечание:
Отрывки из докладной записке взяты из рассекреченных МО РФ документов, хранившихся в фонде Центрального архива военного ведомства.