Приводим примеры разнообразных сенсорных занятий и упражнений, которые могут быть использованы в течение перерывов, чтобы помочь аутичным детям "проснуться" или, наоборот, успокоиться.
Дети, входящие в спектр аутизма, часто требуют дополнительной поддержки для обработки сенсорной информации. Некоторые из них реагируют слишком сильно на сенсорные стимулы, тогда как другие реагируют на них недостаточно. Сенсорное восприятие может изменяться в зависимости от дня и даже часа.
Для достижения лучшей саморегуляции аутичные дети нуждаются в регулярных коротких "сенсорных перекусах" в течение дня. Запланированные "сенсорные перерывы" могут помочь предотвратить сенсорную перегрузку у детей.
Такой "сенсорный перекус" может быть направлен на успокоение, и в этом случае окружающая среда должна быть спокойной и тихой. С другой стороны, сенсорные упражнения могут быть направлены на активизацию нервной системы, чтобы помочь детям бодрствовать и сосредотачиваться.
Попробуйте запланировать сенсорное упражнение для "пробуждения", затем выполните короткое упражнение для успокоения. Это может помочь детям лучше контролировать себя при переходе к следующей задаче или занятию.
Важно отметить: сенсорные перерывы должны быть запланированы с четким началом и концом, придерживаться определенного расписания. Если у занятия нет конкретного времени завершения, используйте визуальный таймер, музыкальное оповещение или обратный отсчет, чтобы дать детям понять, что перерыв завершен.
Ниже представлены общие идеи для сенсорных перерывов. Однако важно помнить, что каждый ребенок может по-разному реагировать на них. Учитывайте сенсорные особенности каждого ребенка, время суток и другие факторы.
Десять стратегий для активизации:
1. Прыжки на батуте:
Это отличный способ улучшить кровообращение и концентрацию внимания.
2. Попить воды:
Питье пробуждает организм. Если ребенку не нравится пить обычную воду, можно добавить в нее сок или пищевую добавку. Использование соломинки может усилить сенсорную стимуляцию.
3. Танцы под музыку:
Большинству детей нравится двигаться под музыку, что способствует ускорению сердцебиения. В интернете можно найти видео с танцевальными упражнениями.
4. Стимуляция полости рта:
Жевание, леденцы на палочке и другие продукты предоставляют сенсорную стимуляцию, которая может помочь "пробудить" мозг.
5. Гимнастический мяч:
Прыжки на гимнастическом мяче обычно хорошо стимулируют нервную систему.
6. Дополнительное освещение:
Увеличение яркости света может "взбодрить" систему визуального восприятия.
7. Запахи:
Использование ароматических средств, таких как цитрусовые и мята, может оживить настроение.
8. Физические упражнения:
Любые физические упражнения активизируют организм. Последовательность упражнений можно визуализировать и создать расписание, объединенное с детскими песнями.
9. Балансировочная подушка:
Это может предоставить дополнительную тактильную стимуляцию для детей в классе или за столом.
10. Ходьба босиком:
Многим детям нравится ходить без обуви, получая дополнительные тактильные ощущения.
Десять стратегий для создания успокаивающей атмосферы
1. Спокойные прикосновения:
Многие дети находят умиротворение в прикосновениях к объектам с различными текстурами. Это могут быть лоскуты мягких тканей, специальные тактильные подушки, или "сенсорные" игрушки. Один из вариантов доставить тактильную стимуляцию — использовать контейнер с рисом или различными крупами, в которые можно погружать руки, пересыпая крупу между пальцами. Также, можно прикрепить к партам или рабочему столу мягкие или жесткие полоски "липучки", куски ткани с длинным ворсом или другие материалы, к которым ребенок может прикасаться по мере необходимости.
2. Снижение визуальных стимулов:
Создайте для ребенка область для отдыха с приглушенным или естественным, неярким освещением. Попробуйте убрать из рабочего пространства ребенка "зрительный шум" — лишние предметы и визуальные материалы.
3. Гимнастический мяч:
Гимнастический мяч может использоваться для создания глубокого давления на кожу, что часто имеет успокаивающий эффект. Попробуйте покатать мяч по телу ребенка, внимательно следя за его реакцией и удостоверившись, что давление комфортное.
4. Утяжеленное одеяло:
Используйте утяжеленное одеяло во время других занятий, например, во время чтения книги. Это может быть отличным способом занять ум, позволяя телу получить успокаивающую сенсорную стимуляцию.
5. Качели
Многие дети любят качаться, особенно в положении лежа на животе с головой вниз. Это предоставляет сенсорную стимуляцию, отличную от той, которую предоставляет качание на качелях в сидячем положении. Качание на обычных качелях тоже может оказать успокаивающий эффект. Однако "вращение" на качелях обычно активизирует.
6. Роликовая доска:
Это доска, на которой ребенок может лечь на живот и кататься в помещении. Например, вы можете разместить части паззла у одной стены, а рамку паззла у противоположной стены. Посадите ребенка на доску и позвольте ему кататься от одной стены к другой, собирая паззл по частям, пока вся головоломка не будет собрана.
7. Отжимания:
Отжимания от стула или стены обеспечивают глубокую сенсорную стимуляцию. Ребенок может учиться выполнять отжимания от стула во время учебы, чтобы поддерживать концентрацию.
8. Объятия:
Многим детям нравится сильное сжатие. В зависимости от ситуации, это могут быть крепкие объятия, заворачивание в одеяло или мат, использование компрессионной одежды или наушников с небольшим давлением.
9. Дыхательные упражнения:
Выберите дыхательные упражне
ния для релаксации, которые подходят ребенку. Существует множество руководств по дыхательным упражнениям для детей в Интернете, а также можно подготовить визуальные подсказки, чтобы помочь ребенку понять, как правильно выполнять упражнения.
10. Противошумные наушники:
Противошумные наушники помогают ребенку сохранять спокойствие в шумной или беспорядочной среде.