1. Проверка домашнего задания. Упражнение 277.
Потушили- тушение. Включил-включение. Замолчали - молчание. Зашипело - шипение. Зазвонили - звон. Поздравили - поздравление.
2. Новая тема.
Вспомните, что такое имя существительное. Сегодня мы узнаем новое об именах существительных.
Учащимся выдаются таблицы, которые они будут заполнять по ходу урока:
__________________________________________________________________________________________Именительный падеж |Есть кто?что?|_________________________________________________
Родительный падеж |Нет кого?чего?|_______________________________________________
Дательный падеж |Дать кому?чему?|_____________________________________________
Винительный падеж |Винить кого?что?|_____________________________________________
Творительный падеж |Творить кем?чем?|____________________________________________
Предложный падеж |Предложение о ком? о чем?|________________________________
__________________________________________________________________________________________
- Откройте учебник на стр. 75 и найдите упражнение 278. Прочитаем текст. О ком говориться? (о сестре). Выпишем слово сестра в таблицу, выделим окончания:
Сестра
Сестры
Сестре
Сестру
Сестрой
О сестре
К каждому слову подберите вопросы. Окончания слова менялись по вопросам.
Теперь попробуйте самостоятельно изменить по вопросам слово страна и записать во второй столбик таблицы:
Страна
Страны
Стране
Страну
Страной
О стране
Окончания слов сестра и страна меняются по вопросам. Такое изменение окончаний имён существительных по вопросам называется склонением. А вопросы, которые мы задавали к словам, называются падежными. То есть склонение - это изменение существительных по падежам. Падежей всего 6. Само слово падеж напоминает слово падать. То есть существительные как будто падают со ступеньки на ступеньку и меняют свои окончания. Каждый падеж имеет своё название и вопросы.
Прочитайте правило на стр. 76 и таблицу склонений.
3. Отработка новой темы.
Давайте запишем в тетради названия падежей и их вопросы.
Упражнение 280. Выпишем в тетрадь слово пила, выделим окончания:
Пила
Пилы
Пиле
Пилу
Пилой
О пиле
Упражнение 281. Выпишем слово лиса и выделим окончание:
Лиса
Лисы
Лисе
Лису
Лисой
О лисе
Несмотря на то, что пила - неодушевлённый предмет, а лиса - одушевленный, я рекомендую задавать к существительному оба падежных вопроса.
4. Домашнее задание. Упражнение 282. Записать таблицу падежей и вопросов, выписать туда слово сосна, выделить окончание. Начать учить названия падежей и падежные вопросы.