Найти в Дзене

Изменение имён существительных по падежам. Общее понятие. Русский язык 3 класс Закожурникова М.Л. стр. 75-76

1. Проверка домашнего задания. Упражнение 277.

Потушили- тушение. Включил-включение. Замолчали - молчание. Зашипело - шипение. Зазвонили - звон. Поздравили - поздравление.

2. Новая тема.

Вспомните, что такое имя существительное. Сегодня мы узнаем новое об именах существительных.

Учащимся выдаются таблицы, которые они будут заполнять по ходу урока:

__________________________________________________________________________________________Именительный падеж |Есть кто?что?|_________________________________________________

Родительный падеж |Нет кого?чего?|_______________________________________________

Дательный падеж |Дать кому?чему?|_____________________________________________

Винительный падеж |Винить кого?что?|_____________________________________________

Творительный падеж |Творить кем?чем?|____________________________________________

Предложный падеж |Предложение о ком? о чем?|________________________________

__________________________________________________________________________________________

  • Откройте учебник на стр. 75 и найдите упражнение 278. Прочитаем текст. О ком говориться? (о сестре). Выпишем слово сестра в таблицу, выделим окончания:

Сестра

Сестры

Сестре

Сестру

Сестрой

О сестре

К каждому слову подберите вопросы. Окончания слова менялись по вопросам.

Теперь попробуйте самостоятельно изменить по вопросам слово страна и записать во второй столбик таблицы:

Страна

Страны

Стране

Страну

Страной

О стране

Окончания слов сестра и страна меняются по вопросам. Такое изменение окончаний имён существительных по вопросам называется склонением. А вопросы, которые мы задавали к словам, называются падежными. То есть склонение - это изменение существительных по падежам. Падежей всего 6. Само слово падеж напоминает слово падать. То есть существительные как будто падают со ступеньки на ступеньку и меняют свои окончания. Каждый падеж имеет своё название и вопросы.

Прочитайте правило на стр. 76 и таблицу склонений.

3. Отработка новой темы.

Давайте запишем в тетради названия падежей и их вопросы.

Упражнение 280. Выпишем в тетрадь слово пила, выделим окончания:

Пила

Пилы

Пиле

Пилу

Пилой

О пиле

Упражнение 281. Выпишем слово лиса и выделим окончание:

Лиса

Лисы

Лисе

Лису

Лисой

О лисе

Несмотря на то, что пила - неодушевлённый предмет, а лиса - одушевленный, я рекомендую задавать к существительному оба падежных вопроса.

4. Домашнее задание. Упражнение 282. Записать таблицу падежей и вопросов, выписать туда слово сосна, выделить окончание. Начать учить названия падежей и падежные вопросы.