Предыдущая статья:
Начало истории:
Ангелы на изображениях Девы Марии
Изображения Мадонны или Девы Марии можно разделить на два класса; религиозные, иллюстрирующие доктрины или учения ранней церкви, и исторические, изображающие реальные сцены жизни матери Христа.
Когда Деву показывают в короне или со скипетром и сопровождают поклоняющимися ангелами, она является Царицей Ангелов.
Более ранние примеры этих изображений, которые можно увидеть во Флорентийской академии, а также в церквях Санта-Мария-Новелла и Санта-Кроче во Флоренции, очаровательны в своей простоте и представляют собой величественную и мистическую женственность.
Однако к семнадцатому веку эти изображения отклонились от идеализированной женственности и превратились в портреты самих моделей.
Эта практика была излюбленной среди художников-декадентов, и контраст между самыми древними работами и более поздними картинами намекает на отсутствие почтения у мужчин.
В этих изображениях не было ни смирения, ни интеллектуальной силы, ни возвышенной веры, которые в прошлом символизировал лик Девы Марии.
Коронация Богородицы, символ Торжествующей Церкви, является одним из самых признанных и красивых сюжетов.
Он взывает к человеческому состраданию, изображая воссоединение матери и сына на небесах после их разлуки.
На таких картинах как правило изображен Иисус, превозносящий свою мать над людьми и ангелами. Приветствующий её на своем престоле и возлагающий славный венец на голову матери.
На самых древних коронациях ангелы не появляются.
Однако со времен Джотто, в начале четырнадцатого века, ангелов сделали свидетелями этой величественной сцены.
На картине Фра Анджелико Богородица изображена стоящей на коленях в окружении музицирующих ангелов в ожидающей коронации.
При иконографии, известной как Матерь милосердия, Богородицу часто сопровождают ангелы.
На древних изображениях и барельефах этого сюжета она часто стояла в длинном, широком плаще, подобном плащу святой Урсулы, который удерживали в стороне два ангела, открывая таким образом группы коленопреклоненных просителей, моливших ее о милости.
Нередко на такой картине Богородица держит на руках младенца Иисуса.
На изображениях типа Пьета изображена Богородица, держащая на коленях тело мертвого Христа.
Многие известные художники представили эту тему в скульптуре и живописи.
Когда это строго религиозная работа, Богородица, Христос и оплакивающие ангелы — единственные фигуры произведения.
Однако есть немало примеров, в которых ангелы опускаются, оставляя Богородицу наедине с мертвым Христом.
В величественной мраморной группе Микеланджело в капелле Ватикана ангелов нет, но мы имеем гравюры другой Пьеты этого мастера, на которой Богородица сидит у подножия креста, подняв глаза и вытянув руки к небу, в то время как два ангела поддерживают Христа, сидящего внизу.
По обычаю Микеланджело, у этих ангелов нет крыльев, но выражения их таковы, что невозможно было бы принять их за земных детей.
Картин Непорочного зачатия Девы Марии не было до семнадцатого века.
В этих работах было множество ангелов.
Когда Дева стоит на полумесяце, окруженная ярким светом, украшенная венцом из двенадцати звезд, она является проявлением женщины, описанной в двенадцатой главе Книги Откровения.
Догмат о Непорочном зачатии Богородицы, популярный среди Испанской церкви ещё до его утверждения буллой Папы Павла V в 1617 году, был встречен в Севилье не только самыми торжественными богослужениями, но и грохотом пушек, корридой, турнира и банкетами.
Испания и все её колонии были отданы под защиту Непорочного Зачатия.
Вскоре после публикации буллы Франсиско Пачеко установил правила изображения этого предмета в искусстве, которые старались соблюдать.
Дева должна появиться молодой, с золотыми волосами, в белом одеянии и синей мантии.
Ангелы возле нее должны держать в руках розы, лилии или пальмовые ветви.
Она стоит на полумесяце в звездной короне, а под ней побежденный дракон.
Поскольку францисканцы всегда были с энтузиазмом преданы этому догмату, то считалось обычным изображать пояс Богородицы как шнур францисканцев.
Мурильо, главный художник «Непорочного зачатия», не был строго связан правилами Пачеко.
Он придерживался цветов, намеченных для драпировки, но варьировал оттенок волос и часто не заботился об изображении шнура Святого Франциска.
Художник всегда изображал луну, но иногда делал её полной, а не в форме полумесяца.
И обычно опускал звёздную корону и дракона.
Несмотря на пренебрежение правилами, Мурильо никогда не обвиняли в неортодоксальности.
Его Девы непорочного зачатия идеальны.
Чистая, полная благодати и покоя, изысканная в утонченности и деликатности, со сложенными на груди руками и нежно-серьезными глазами, поднятыми, как в молитве, она кажется подходящей спутницей окружающим ее ангелам, но совершенно неподходящей для страданий ее прежней жизни.
Мурильо писал таких Мадонн двадцать пять раз, и среди этих работ нет двух одинаковых.
Ангелов на них бывает так много, что они, кажется, заполняют собой всё пространство, выходя из глубин неба.
Продолжение: