Найти тему
Чудесные истории

Ангелы в христианском искусстве. Часть 1

Ангелы и архангелы, херувимы и серафимы и все славные воинства небесные были плодотворным источником вдохновения для древнейших художников и скульпторов.

Ангелы с картины Чимабуэ «Мадонна с младенцем на троне в окружении двух Ангелов и святых Франциска и Доминика», 13 век
Ангелы с картины Чимабуэ «Мадонна с младенцем на троне в окружении двух Ангелов и святых Франциска и Доминика», 13 век

Всевышний объявил Иову, что сотворение мира было встречено радостными возгласами "всех сынов Божиих", и история слов и деяний ангелов, записанная в Священных Писаниях, начиная с расположения херувимов на востоке Эдемского сада и заканчивая поклонением Богу, описанная Иоанном в последней главе Откровения, представляет их нам как небесных наставников, утешителей, защитников и карателей.

Ангелы с картины Дуччо ди Буонинсенья «Мадонна Ручеллаи», 1285 г.
Ангелы с картины Дуччо ди Буонинсенья «Мадонна Ручеллаи», 1285 г.

Что может быть более привлекательным, чем изучение ангелов, или более интересным для наблюдения, чем то, как художники разных народов и эпох выражали свои идеи об этих небесных посланниках Бога?

Что может быть более увлекательным, более стимулирующим воображение и более далеким от изнурительного напряжения нашего времени?

Фрагмент картины Джотто ди Бондоне «Бегство в Египет», 1306 г.
Фрагмент картины Джотто ди Бондоне «Бегство в Египет», 1306 г.

Ветхий Завет представляет ангелов как неисчислимое воинство, различающее добро и зло благодаря высшему разуму и бесстрастно следующее воле Божьей.

Хотя у них есть власть убивать, сила применяется только по приказу Всемогущего.

Ангелы Нового Завета, будучи освобожденными от нужды и страданий, сочувствуют человеческой скорби, радуются покаянию во грехах, заботятся о молящихся душах, сопровождают на небо духи праведников, когда земная жизнь прошла.

Ангелы с картины Джотто ди Бондоне «Мадонна Оньиссанти», 1306/10 г.
Ангелы с картины Джотто ди Бондоне «Мадонна Оньиссанти», 1306/10 г.

Однако маловероятно, что лишь учение Священного Писания об ангелах поспособствовало всеобщему интересу к их изображениям и личной симпатии к ним, если бы люди не лелеяли веру в то, что эти существа не будут использовать свои сверхчеловеческие силы на благо как всего человечества, так и отдельных людей.

Ещё в четвертом веке христианская церковь привила глубокую веру в существование как добрых, так и злых ангелов: первые убеждали людей стремиться к добру и отказываться от зла, а вторые – склоняли к греху и потворству своим желаниям.

Фрагмент картины Симоне Мартини «Maestà», 1315 г.
Фрагмент картины Симоне Мартини «Maestà», 1315 г.

Эта вера ревностно поддерживается в писаниях Отцов Церкви, в которых нас учат, что в нашей нужде можно призвать ангельскую помощь и что сознание постоянного присутствия небесных существ должно быть высшим утешением в человеческой скорби и страдании.

Богословы Средневековья проявили фантазию, чтобы создать классификацию чинов Небесного Воинства, присвоив каждому рангу его особый функционал.

Фрагмент картины Симоне Мартини и Липпо Мемми «Благовещение со святыми Маргаритой и святым Ансанусом», 1333 г.
Фрагмент картины Симоне Мартини и Липпо Мемми «Благовещение со святыми Маргаритой и святым Ансанусом», 1333 г.

В широком смысле слова – эта классификация основывалась на рассуждениях святого Павла о "начальствах и силах на небесах" и о "престолах и господствах", на рассказе Иуды о падении "ангелов, которые не сохранили своего первенства", о триумфе архангела Михаила и о некоторых других текстах Священного Писания.

Ангельское воинство было разделено на три иерархии, а они в свою очередь ещё на три, то есть всего девять чинов.

Ангелы с картины Амброджо Лоренцетти «Малая Маэста», 1335/40 г.
Ангелы с картины Амброджо Лоренцетти «Малая Маэста», 1335/40 г.

Первая иерархия включает серафимов, херувимов и престолы, причем первое упоминание иногда отдается херувимам.

Дионисий Ареопагит, которому святой Павел доверил всё, что он видел, при перенесении на седьмое небо, ставит первыми серафимов, тогда как известный гимн святого Амвросия говорит:

Тебе, херувимы и серафимы постоянно вопиют.

Вторая иерархия включает господства, силы и власти; третья – начала, архангелов и ангелов.

Первая иерархия получает свою славу непосредственно от Всевышнего и передает её второй, которая, в свою очередь, освещает третью, особо посвященную заботе и служению человеческому роду.

Фрагмент картины Master of Hohenfurth «Рождество», 1350 г.
Фрагмент картины Master of Hohenfurth «Рождество», 1350 г.

Третья иерархия состоит из служителей и посланников Бога; вторая состоит из правителей, а первая – из советников.

Небесные певчие также являются ангелами.

Фрагмент картины Аньоло Гадди «Коронация Пресвятой Девы с шестью ангелами», 1390 г.
Фрагмент картины Аньоло Гадди «Коронация Пресвятой Девы с шестью ангелами», 1390 г.

Серафимы непосредственно окружают престол Божий и всегда погружены в обожание и любовь к Богу. Херувимы также поклоняются Богу, на них возложены особые обязанности; они несут знания. Престолы отвечают за закон Божий.

Вторая иерархия управляет стихиями и звездами. Сражаются с духами.

Начала защищают земные монархии, а архангелы и ангелы являются посланниками Бога в его отношениях с человечеством.

Ангелочки с картины Мельхиор Брудерлам «Annunciation, Visitation, Presentation in the Temple and Flight to Egypt», 1393/99 г.
Ангелочки с картины Мельхиор Брудерлам «Annunciation, Visitation, Presentation in the Temple and Flight to Egypt», 1393/99 г.

Продолжение: