Предыдущая статья:
Начало истории:
В то время как более поздние произведения типа Мадонны на троне (Маэста) иногда исключают ангельские образы, древние изображения этого сюжета всегда сопровождаются ангелами.
Мадонна держит на коленях младенца Иисуса и окружена ангелами.
Самые ранние Мадонны на троне представляют Богородицу, сидящую между архангелами Михаилом и Гавриилом, символизирующими жизнь и смерть.
Первое такое изображение датируется восьмым веком. Оно повторялось в скульптуре и росписи по стеклу в течение следующих шести или семисот лет.
Позже святой Гавриил появляется только в Благовещении, но так как святой Михаил был хранителем Иисуса и его матери в их земной жизни, то он часто находится рядом с ними, как и святой Рафаил (дух-хранитель всех людей).
На обычном изображении этого сюжета Мадонна буквально восседает на троне, он богато украшен и очень декоративен.
В истории искусства ангелы стали сопровождать Богородицу очень давно.
Они изображались поклоняющимися ей, поддерживающими трон и выполняющими различные функции, например, музицирующими.
Когда искусство достигло расцвета в XV веке, ангельские певчие были изысканны по красоте и чувству, когда они преклоняли колени или стояли рядом с Богородицей или сидели на ступенях ее трона, играя на лютне и свирели или торжествующе распевая молитвы.
На картинах с иконографией, известной как Mater Amabilis, на которой Мадонна ласкает Ребенка или нежно смотрит на него, редко присутствуют ангельские сопровождающие, но Беллини заполнил задний план такой картины крылатыми головами херувимов.
Есть два класса изображений Мадонны с Младенцем, на которых присутствует маленький Иоанн Креститель.
Первый — когда святой Иоанн поклоняется Иисусу, целует ему ноги или каким-либо образом признает его превосходство, это чисто религиозная картина. Второй (более многочисленный) — как бы бытовые, дружеские сцены.
На таких картинах ангелы появляются в разном количестве.
Продолжение: