В эти постпраздничные зимние дни во всех вузах идут сессии. У меня этот процесс начался ещё с 26 декабря – до Нового года успела принять 4 экзамена, а с 9 января по сегодняшний день уже приняла 5 экзаменов и ещё 10 предстоит принять. Так что эта сессия самая экстремальная из всех, которые были за весь мой преподавательский стаж (с 1995 года, непрерывно): экзамены принимаю каждый день нонстопом с перерывами только на воскресенья, и так с 9 по 25 января. Никогда такого не было. У нас в этом году сменился проректор по учебной работе, и вот это её требование: лектор должен проводить сам лично экзамены во всех группах, лекции в которых читает. У меня в прошедшем семестре было 6 потоков студентов 1 и 2 курса, а это 27 групп. В них во всех я должна принять экзамен. Поэтому и стоят у меня экзамены каждый день, причём в некоторые дни по две группы одновременно – хорошо хоть не в разных аудиториях, а то пришлось бы раздвоиться (это сарказм).
В некоторые дни я принимаю экзамены с напарником – преподавателем, который вёл практические занятия в экзаменуемой группе. В такие дни руководящую роль я передаю именно этому преподавателю, потому что он знает эту группу и объективнее может судить, какой из студентов на что способен. Ведь часто бывает, что в семестре студент показывает себя хорошо, а на экзамене по разным причинам тушуется и еле-еле выползает на «троечку». В таких случаях можно попробовать такого студента реабилитировать, задавая какие-то наводящие вопросы или дав дополнительное задание, но для этого преподавателю надо знать, что данный конкретный студент способен на такую реабилитацию (иначе попытка реабилитации может стать для студента наоборот камнем на шее), а у лектора этого знания нет, это может знать только тот преподаватель, который вёл практические занятия. Поэтому когда мне на приём экзамена дают такого напарника, он и рулит, а я отхожу в тень и выполняю больше вспомогательные функции.
Два дня назад принимали экзамен вместе с такой напарницей. Она славится тем, что экзамены принимает максимально щадяще, кроме того у неё есть какие-то поощрительные плюшки, влияющие на экзаменационную оценку, к которым относится начисление поощрительных баллов за участие в разных развлекательных конкурсах и квизах, которые она очень любит организовывать. О её таланте массовика-затейника я упоминала в этой статье:
Так вот данная преподавательница официально разрешила своим студентам принести на экзамен шпаргалку. Видимо, по принципу «Не можешь предотвратить – возглавь». Как я поняла, шпаргалку можно не любую, а только следующего вида: на одном листе формата А4 можно написать собственноручно (в рукописном виде) любые формулы или примеры, в общем всё, что сам студент посчитает нужным, и пользоваться этим материалом на экзамене. Ну то есть пока студент собственноручно будет это всё писать, он и что-то полезное прочитает, может и запомнит что-то – тоже какая-никакая подготовка к экзамену, как ни крути. Мало того, в процессе экзамена (экзамены по математике у нас письменные) студенты иногда подходили к ней с вопросами типа «как тут решать?» и она им подсказывала. Как уже было сказано выше, её группа – её правила, поэтому я не вмешивалась, но, по моему мнению, тут лояльность преподавателя уже превысила разумный предел: с вопросом «как решать?» надо всё-таки разбираться до экзамена, а не на экзамене.
Что касается официально разрешённой шпаргалки, собственноручно написанной – идея интересная. Знаю некоторых преподавателей, которые на экзамене даже разрешают пользоваться конспектами – это чересчур, как по мне. Единственный раз, помнится лет 7-8 назад, я разрешила студентам одной из своих групп на экзамене воспользоваться своими конспектами из опасения, что иначе у всех будет «неуд» – там просто вся группа была такая «звёздная». Но, кстати, это им не помогло – большинство даже с конспектами в итоге получили «неуд». Ещё как-то коллега рассказывала, что после выдачи экзаменационных билетов она разрешает своим студентам один раз заглянуть в свои конспекты. Ну не знаю – лично я не разрешаю на экзамене пользоваться конспектами, а вот насчёт официальной шпаргалки надо подумать.
Два года помимо основной работы работала по совместительству в РАНХиГС на гуманитарном факультете, который назывался «Liberal Arts», так вот у них вообще на экзамене по математике вместе с экзаменационными билетами студентам выдавали официальную шпаргалку со всеми необходимыми формулами и таблицами. Эта «официальность» шпаргалки тогда меня удивила, но соглашусь, что в случае с гуманитариями наличие такой шпаргалки на экзамене по математике вполне оправдано.
Понятно, что шпаргалки всегда были и будут, об этом я писала здесь:
Но нынешние студенты обленились и уже не делают шпаргалки сами, а скачивают готовые в телефон – вот от таких шпаргалок только вред. Учитывая это, а также то, что развелось много онлайн-помощников, телефоны на время экзамена мы изымаем. Хотя, некоторые студенты, зная, что телефон придётся сдать, приносят второй, а иногда и третий.
У нас уже не раз были случаи, когда после проведения экзамена оставались невостребованные телефоны: есть хитрецы, которые сдают перед экзаменом для вида какую-то рухлядь, сами сидят на экзамене со вторым телефоном, а сданную рухлядь после экзамена даже не считают нужным забрать. В общем, телефоны на экзамене – зло. Бороться пытаемся, но пока не особо получается.
В общем сессия в разгаре. Особенно у меня. Дожить бы до её окончания, с таким-то графиком работы.