Можно сказать, что суть музыки как искусства – в передаче духовных энергий. Чем более высоких планов энергии могут быть восприняты и осуществлены посредством звуков – тем выше степень мастерства. Музыкальность в её возвышенном смысле есть чуткость к духовным энергиям, одухотворённость, «духоозарённость». Это утверждение - лишь продолжение главного постулата современной музыкальной психологии: «Музыкальность – способность воспринимать музыку как некое содержание» (Б. Теплов).
Но «содержание» – ведь явление многоуровневое, «конус», как говорит В. Холопова. Следовательно, учить музыке – значит учить "возвышаться", или углубляться, в восприятии «содержания» и развитии способности передавать это содержание.
Мастерство в этом свете – умение осуществить явление возвышенных, духовных энергий при помощи звука, интонации. Таким образом, задачей педагога-музыканта является научить ученика проявлять в звуке наиболее ценные, существенные явления внутренней жизни. Но, конечно, для этого нужно эту внутреннюю, духовную, жизнь "открыть" как главную ценность жизни и искусства.
Поднимая внимание учащихся над обыденностью, учить «жить существенно и по-существенному, а не пылить, задыхаясь в собственной пыли» (И. Ильин). Можно обратить внимание учеников на то, что каждый наш жест, каждое слово, каждый взгляд – есть уже звучание и выявление внутреннего мира. Насколько красивое? Сколько в нём сознательности и сердечной силы? Музыка не что иное, как свет сердца, выявленный при помощи звуков инструментов.
От музыки инструментов – к Музыке Жизни. Звук сердца, живущего на своём высоком плане, думающего сердца, сердца, откликающегося на все события земли и Космоса, звук тихий, не слышимый внешним слухом… Но слух внутренний воспринимает эту жизнь…
И музыкальность есть не что иное, как способность воспринимать эти неслышимо слышимые тоны и токи жизни – высокой, глубокой, благородной. Заметим, что так понимаемая музыкальность сродни талантливости.
Талантливость – огненность, глубина, проявленность духовных потоков сознания и сердца. Учить музыке – значит учить слушать и слышать Неслышимое.
К Неслышимому, или, точнее говоря, слышимому сердцем, идём через слышимое ухом. Так же поступенно, как к Красоте учил восходить Платон. «От прекрасных предметов – к прекрасным образам, от прекрасных образов – к прекрасным мыслям, а от них – к абсолютной Красоте».
Также и развитие музыкального слуха и музыкальности: от прекрасных звуков инструментов к звукам души, от звуков души к звукам сердца, а звуки сердца откроют врата восприятия звуков духовных планов. Бесконечно восхождение. Надо каждого учить "петь" сердцем. Слух, чувство ритма и техника звукоизвлечения – лишь "инструменты".
Итак, будем хорошо помнить:
1. Музыка инструментов есть путь к музыке духа, и учить музыке инструментов надо как выявлению жизни внутренней;
2. Музыка – это Красота. Всё, что не от царства Красоты – не от царства Света, а что не от Света – то не Музыка;
3. Заниматься музыкой и учиться музыке – значит уметь замечать Красоту и утверждать (проявлять) Красоту – во всей жизни…
Музыка может быть осознана и как могучий фактор созидания в даже общепланетарном масштабе. Много говорится об экологии. Но без осознания звука в его физическом и тонко-физическом плане вопросы очищения среды не могут быть решены.
Музыкально образовывать человека – значит учить созидательности во всех своих проявлениях. Т.о. можно мыслить о том, что музыкальность – это 1) соответствие Красоте; 2) созидательность мысли, чувства, воли; 3) глубина восприятия жизни.
Музыкальность - в определённом смысле это ещё и ответственность: грубость может быть искоренена воспитанием музыкальности. Музыкальность – синоним культурности. Развивать человека музыкою – значит развивать утончённость сердца. Но сначала нужно осознать "токи" сердца. Научиться чувствовать их. Уметь настроить сердце на общение с Красотою. "Токи" сердца составляют высшую и лучшую «часть» музыки инструментов и должны быть главным объектом внимания и осознания.
Надо учиться отличать эмоцию как явление внешних нервных центров от проявления сердца - человеческой глубины. Эмоциям свойственна внешняя яркость, эффектность. Сердечным токам свойственно явление Благодати. (Очищение, катарсис – следствие именно проявленности высшей энергии, это явление не эмоционального, но духовного плана).
Как учить детей, развивая одухотворённую музыкальность? – Воспитывая внимание к возвышенному в содержании музыки, к высшему и лучшему в ней. К зовам Света и Правды, к огню горящего подвигом сердца, к Радости безусловной… как улыбке сердца – Мирам Высшим.
Красота – глубинная природа каждого человеческого существа. Пусть каждый учитель искусства воодушевится сознанием того, насколько важно учить Красоте. Именно в этом смысл искусства. Для человека учиться Красоте – значит учиться Бессмертию…
Автор статьи Гореликова М. В.
Полностью этот материал: "О Музыкальности" – на нашем сайте "Живая Школа".
Дорогие читатели, если статья вам понравилась, поставьте "лайк". Подписывайтесь на наш канал. а также поделитесь ссылкой с друзьями. Благодарим Вас!