Талантливое звукотворчество – это всегда единство 3-х планов звука: духовного, ментально-эмоционального и физического. Должны стать более востребованными подходы, воспитывающие изначальную целостность, единство всех уровней звукообразования. Вся суть и ценность обучения музыкально-исполнительскому мастерству концентрируется в этой целостности, в этих налаженных МОСТАХ-связях «духовное – музыкально-образное – звуковое», ибо это и будет путём к талантливости, музыкантской и человеческой.
Надо полагать, что в XXI веке музыкальная педагогика будет более ориентирована на человеческую глубину и более востребует тонкие энергии музыкального звука, тем уравновесив внешнетехнические достижения в методике, сформировавшейся как наука в ХХ веке – времени узко-материалистических взглядов на человека.
Так и в отношении звука долгое время использовалось внешнее по отношению к духовному миру исполнителя понятие «звукоизвлечение». И лишь постепенно оно заменяется более человечным, более одушевлённым понятием – звукообразование.
Но по-прежнему, когда речь идёт о культуре звука, определение фиксирует лишь техническую сторону явления: «овладение тонкостями звукоизвлечения и звуковедения, штрихами, акцентировкой и артикуляцией, громкостной динамикой и т.д.» (М. Берлянчик).
Думается, понятие «культура звука» должно непременно включать в себя востребованность духовной составляющей, наличие духовной вибрации, тонкой энергии мысли, "окутывающей" звук физический.
В продолжение слов Г. Нейгауза о звуке, закутанном в тишину, можно сказать: в тишину звучащего сознания исполнителя.
Искомое отношение к звуку – это звучание человека: никакая красочность физического звука, как бы точно ни были подобраны приёмы, соответствующие содержанию музыки, не выявляет это содержание; выявляет его не звук инструмента, а звучащая в каждый момент исполнения сердечная мысль исполнителя. Соответствующие звучания – интонации лишь делают этот живой поток мысли более явным.
Музыканты-педагоги уже давно "озвучили" необходимость вывести из "туманной области" те способности и те умения музыканта-исполнителя, которые долгое время считались врождёнными, считались тем, чему, якобы, "невозможно научить".
Научить жизненности, одухотворённости исполнительского мастерства на всех его ступенях, начиная от самой первой, не только возможно, но необходимо. Механичность и поверхностность останутся в прошлом. Помочь избежать ошибок может "энергетический" ракурс проблемы.
Решая вопрос о воспитании живого отношения к звуку, о формировании условий создания и укрепления связей: «образ-идея – музыкальная интонация – действие» – в сознании музыканта, необходимо обратиться к основным закономерностям психической энергии, так как творческое звукообразование есть сложнейший многоуровневый психический процесс, подчиняющийся всем законам и принципам действия психической энергии.
Принцип естественности. Исполнительское действие, от постановки до сложных приёмов звукообразования, должно формироваться в естественном для данной индивидуальности ритме – форме, как продолжение и утончение естественной чувствительности. Техника начинающего формируется как освоение принципов работы со звуком, но не как готовые приёмы.
Велика опасность фиксированных ощущений на инструменте. Каждое действие должна формировать собственная психическая энергия исполнителя. Попросите говорящего произнести слово, скопировав чужой ритм, силу, акцентировку, и слово потеряет всякую убедительность.
В освоении приёмов обязательно должно присутствовать собственное искание ученика. Задача учителя направлять, помогать, корректировать, не заменять собою, не становиться на путь постоянного репетиторства, когда натаскивание становится единственной работающей методикой.
Наиболее перспективными видятся те подходы, которые не требуют от начинающего силы, интенсивности звучания. Сначала должна утвердиться свобода движений, необходимая сознательная чуткость прикосновения, и главное – устойчивая симпатия к инструменту.
Эта изначальная симпатия, ощущение инструмента как живого, как части себя самого (у скрипачей: «смычок – как продолжение руки») есть первое звено той живой цепочки связей: «мысль – слух – действие».
«Динамика – наука о силах» (Л. Ауэр). В вопросах исполнительского темперамента, исполнительской выразительности следует чутко направлять внимание ученика, не нарушая естественного баланса сил.
В психологии известен так называемый «закон однополюсной траты энергии»: чем интенсивнее внутреннее действие (мысль, переживание), тем менее интенсивным будет внешнее движение, и наоборот (сосредоточенно мыслящий замирает). Нередко ученики, глубоко переживающие музыку, кажутся исполнительски недостаточно энергичными, а энергичным не хватает глубины, тонкости внутренних звучаний.
В первом случае вопрос решается как достижение большей чёткости музыкального представления и большей степени внимания к его звуковому выражению, но не путём эмоционального "раскачивания", вредного и опасного для ребёнка. Вторая задача решается воспитанием сосредоточенности и внимания к внутреннему плану музыки («слушать тишину»).
Автор статьи Гореликова М. В.
Продолжение – в следующих публикациях. Начало материала, посвящённого воспитанию у учеников осознанного отношения к процессу звукообразования – в предшествующих статьях:
Полностью статью "Красивый звук" – можно прочитать на нашем сайте "Живая Школа".
Дорогие читатели, если статья Вам понравилась, не забывайте поставить "лайк". Подписывайтесь на наш канал, а также поделитесь ссылкой с друзьями. Благодарим Вас!