Найти тему
Звук и мысль

Метод инициации способностей. "Сверхзадача" в искусстве

Восточный Тассос. Фото автора
Восточный Тассос. Фото автора

Принцип Красоты – это, можно сказать, принцип соизмеримого действия, во всём: подход ко всякому явлению в соответствии с его значимостью. Высшему явлению – и высший уровень внимания. Духовное явление требует и активности духовной. Так, к примеру, несоизмеримостью будет в работе над исполнением великого произведения ограничивать внимание только внешней формой – в произведениях Баха или Моцарта, написанных в "танцевальных" жанрах, совершенствовать исполнение этого «танцевального жанра» «менуэта» или «жиги». Музыкальная мысль любого значительного творения гораздо выше танцевальной формы, которая лишь использована для воплощения.

Так же, но в обратном смысле, как на уроках литературы являются несоизмеримостью такие методы, как экспериментирование с "жанрами" вроде создания комиксов на основе "жанра" былины и т.п.

Нужно учить созидательному творчеству. Творчеству соизмеримому, не нарушающему принцип красоты, не идущему против внутреннего чувства красоты и соизмеримости. Это живое чувство, духовное по своей природе, имеется в ребёнке. Надо лишь "обращаться" к этому чувству и не затемнять его грубостью методов.

Каждый момент учебной деятельности может быть проникнут тем ведущим началом, которое К. Станиславский назвал «сверхзадачей». Сверхзадача – это то, «ради чего», общечеловечески важного, существует эта деятельность, это знание…

Сверхзадача в искусстве – служение Красоте. Но каждая деятельность должна иметь свою сверхзадачу. Причём подвигоподобное устремление – это тот естественный внутренний источник энергии, активность которого на самом деле и обеспечивает подлинное развитие, которое есть имманентный процесс, идущий изнутри, питающийся изнутри.

"Сверхзадача", поставленная в творческой деятельности – это возможность приведения своих сил в созвучие с Духовным Планом – Планом Красоты. На этом плане – идеи (и формы) всех значительных творений в искусстве.

Источник творчества человека – индивидуальные духовные накопления. Этот творческий потенциал инициируется, "зажигается" устремлением, инициирующим началом которого и выступает метод «сверхзадачи».

Не каждый может самостоятельно подняться над «будничностью» учебных задач. Не «тест» на сообразительность и эрудицию и связанная с ними бюрократическая система оценивания ученического труда, но живое дело. Необходимо показать возможность вдохновенного, окрылённого действия каждому ученику, на каждой ступени развития.

Пусть каждый ребенок увидит себя решающим общечеловечески важные задачи: младшие ученики скорее многих взрослых понимают смысл деятельности в искусстве как "украшение" жизни людей, "дарение" воодушевления и радости. Это понимание многим помогает одолевать трудности обучения, немало детей способны "окрыляться" сознанием того, что их труд нужен людям.

Взрослые, часто пытаясь внушить начинающим чуждый детской душе прагматичный взгляд на цель занятий искусством, оказывают поистине медвежью услугу, поскольку задаче развития талантливости соответствует именно бескорыстное, подвигоподобное действие. Это закон нарастания психической энергии и раскрытия её лучших качеств.

«Служение есть решение задачи жизни» (Учение Живой Этики).

В обучении музыканта-исполнителя, имеется необходимость в огромном объеме навыков-технологий звукоизвлечения… Множество «штриховых» техник… Можно идти к мастерству, следуя закону «перехода количества в качество» накапливаемых умений – к иному уровню мастерства… Но путь Красоты – кратчайший, это восхождение по «нити» смысла предмета, явления, действия...

С первого прикасания смычка к струне, в каждом звуке можно искать явление облагораживающей силы – один из аспектов (аспект красоты) и многообразие оттенков мысли-смысла открывает необходимость тонкости. Считаем такой подход развивающим целостно; и каждое мгновение труда обретает «пространственный» смысл.

Принцип Красоты в подходе к обучению – это метод духовной активности, метод сознания (в отличие от метода понимания), это метод интуиции и творчества…

Близким в этом смысле, наиболее созвучным обучению музыке является обучение языку: как устному, так и письменному речевому искусству, творчеству… И его суть (так же, как и музыки) – воплощение энергии Красоты, ритмов Красоты (огонь – идея, затем мысль – форма и «тело» – словесный облик).

Недопониманием того, что творят не ум, чувство, и не умение, а духовная сила, школа чрезмерно и напрасно утруждает «учебными» действиями и учащихся, и изощрением в «методиках» – учителей…

Как говорил Свами Вивекананда, «вдохновенная идея приходит через поэзию»… Культура «предмета», культура познания основана на принципе красоты – в подходе ко всему: сегодня важно понять, что задача - не «уводить в предмет» изучаемый, а открывать "окна" – через искусство в Мир истинной действительности.

Автор статьи Гореликова М. В.

Полностью статью "Энергия Красоты в пространстве школы" читайте на нашем сайте "Живая Школа".

Дорогие читатели и подписчики, благодарим вас за внимание к нашим статьям, за "лайки", отзывы и комментарии! Спасибо!