Найти в Дзене
sevprostor

Ручаюсь, вы поразитесь: каким странным бизнесом занимались крестьяне под Петербургом

Оглавление

Сейчас я читаю, как зарабатывали деревенские жители Санкт-Петербургской губернии в конце 19 - начале 20 века.

Благодаря близости к огромному городу, крестьяне могли заниматься всевозможными промыслами, и продавать товары в город. Товары могли быть как распространенными, так и довольно специфичными. Например, широко развита была продажа молока. Заготовка дров. Строительство лодок. Выращивание ягод на продажу (клубники, малины, смородины и т.п.). Иногда какое-то определенное дело становилось настолько прибыльным, что им занимались целые деревни. Так, были целые села, производящие исключительно метлы и банные веники.

Метёлочный промысел практиковался исключительно в Токсовской волости, где 285 семей приготавливали 330100 штук метёлок в год. Порой целые деревни получали дополнительный доход из заготовки и продажи банных веников. Во многих деревнях были мастера-сапожники и башмачники.


Можно было насчитать более ста разных видов ремесел и промыслов.

Но был и такой неожиданный бизнес, как сбор на продажу муравьиных яиц! Вы слышали о таком? Я так - впервые это встречаю.


Оказывается:

"Занимались ингерманландские финны и таким уникальным промыслом, как сбор муравьиных яиц, которые употреблялись для корма птиц и рыбок. Особенно широко сбор был распространён в Северной Ингерманландии.
Делалось это следующим образом: найдя муравейник, вблизи очищали и утаптывали землю (делали ток), выкапывали вокруг канаву, которую наполняли водой, чтобы муравьи не расползлись. Затем просеивали весь муравейник через решето на ток, а сверху насыпали сухие листья. Муравьи немедленно начинали таскать яйца из мусора под листья. Крестьяне приходили через несколько часов и забирали уже сложенные яйца. Муравьиные яйца сбывались в Петербурге, а оттуда шли даже за границу".

Еще из менее удивительного, но тоже зацепившего меня дела, можно упомянуть травосев.


Дело в том, что как раз благодаря высокой потребности города в молоке, в округе крестьяне стремились завести как можно больше коров. Корма на лугах им не хватало. Поэтому крестьяне засевали поля хорошей травой на продажу (и, конечно, также и для своих нужд).

"Такое развитие молочного животноводства вызвало у ингерманландских финнов необходимость изменений в хозяйстве. Резко увеличилось травосеяние: например, в Царскосельском уезде к началу ХХ века доля хозяйств, занимающихся травосеянием, увеличилась в 3 раза. Многие стали применять новые для своего времени приёмы: так, например, в Северной Ингерманландии в деревне Никулясы крестьянин И. Ряккеля завез 7 тысяч возов торфа на свой участок в 1 десятину и уже через год снял 1 тысячу пудов кормовых трав".


В общем, как и сейчас, близость к городу давала больше возможностей для производства, промысла и торговли. Поэтому неленивый народ в Санкт-Петербургской губернии мог жить довольно таки неплохо.

Фото просто для иллюстрации. Обряд "величания" свекрови: невеста с подружками везет ее в баню. д. Малккила (часть д. Алапурсково) приход Скворицы
Фото просто для иллюстрации. Обряд "величания" свекрови: невеста с подружками везет ее в баню. д. Малккила (часть д. Алапурсково) приход Скворицы

Источник цитат: Конькова О.И., Кокко В.А.Ингерманладские финны. Очерки истории и культуры. СПб.: МАЭ РАН, 2009.