Метафоры носят в газете особый характер «остроты» и «злободневности», настраивают аудиторию на нужный лад, воздействуют;
- «сжатое сравнение»;
- в языке СМИ на первый план выходит воздействующая функция – убеждение, т.е. формирование у читателя определенного отношения к информации (оттенок манипуляции);
- широкий охват нормативности языка направлен на широкую аудиторию;
- быстрота передачи инфы (1) живые/авторские; 2) стертые метафоры; 3) привычные/распространенные). «Замах на рубль – удар на копейку» (АиФ о футболе) «Черви печали, тараканы чепухи ползут по России».
Метафоры, особенно ключевые, будучи посредниками между человеческим разумом и культурой, играют значительную роль и в самой культурной эволюции, т. е. вводят нас в контекст определенной культуры. Сам метафорический строй того или иного языка непосредственно связан с культурными традициями. Смена приоритетов, ценностных ориентиров диктует новые способы метафоризации и отказ от прежних "метафор, которыми мы жили".
Вступая в контекстуальные связи с лексикой естественного языка, специальная (терминологическая) лексика постепенно подвергается детерминологизации, на ее основе нередко создаются метафоры. Под пером журналистов общеязыковые метафорические сочетания выглядят актуальными.
Например, в последнее время наблюдается активное употребление военной лексики (армия налоговых консультантов, мозговой штурм идеи, стратегия уборки, бюджетная баталия, высший эшелон государственной власти), музыкальной лексики (символическое экономико-политическое соло, первая политическая и финансовая скрипка и др.), медицинской лексики (чеченский синдром, паралич власти, антироссийская истерия, НДР в лихорадке, вирус инфляции), спортивной лексики (финиш избирательной гонки, гонщики в президентской гонке, предвыборный марафон, экономика в глубоком нокауте) и др.
Метафора активно реагирует на изменения, происходящие в жизни общества, и время оставляет свою печать на словах, вовлекаемых в метафорический процесс. При этом не только обновляются тематические ряды метафор, но и "старые" метафоры могут получать дополнительные смысловые и эмоциональные наслоения.
Кроме традиционных метафор, в газетном тексте употребляются метафоры, пришедшие из лексикона зарубежной прессы. Метафоры в газетном тексте функционируют как лексико-семантические единицы. Ведь процесс метафоризации (образование метафор, их употребление) обусловлен, прежде всего, семантическим фактором слова. С семантической точки зрения следует отметить, что подавляющее большинство современных метафор развивается из слов конкретной семантики (кремлевский царь, отцы атомной бомбы, глубокая реформа, горячие головы и т. д.).
Политическая метафора – это речевое воздействие с целью формирования у общества или другого субъекта либо положительного, либо отрицательного мнения о той или иной политической единице (политике, партии, программе, мероприятии.
При обращении к практической речи бросается в глаза неуместность метафоры, её неудобство и даже недопустимость в целом ряде функциональных стилей. Так, несмотря на семантическую ёмкость метафоры, ей почти нет места в языке телеграмм, текст которых сжимается отнюдь не за счёт метафоризации. Между тем в так называемом "телеграфном стиле"; художественной прозы она появляется, и нередко.
Не прибегают к метафоре в разных видах делового дискурса: в законах и военных приказах, в уставах, запретах и резолюциях, постановлениях, указах и наказах, всевозможных требованиях, правилах поведения и безопасности, в циркулярах, в инструкциях и медицинских рекомендациях, программах и планах, в судопроизводстве (приговорах частных определениях), экспертных заключениях, аннотациях, патентах, и анкетах, завещаниях, присягах и обещаниях - словом, во всём, что должно неукоснительно соблюдаться, выполняться и контролироваться, а следовательно подлежит точному и однозначному пониманию.
Метафора - вездесущий принцип языка. В обычной связной речи мы не встретим и трех предложений подряд, в которых не было бы ее. Даже в строгом языке точных наук можно обойтись без метафоры лишь ценой больших усилий: чтобы этого избежать, надо сперва их обнаружить.
Сфера политических языковых игр, по идее, должна быть бедна метафорами, т.к. речь публичного политика в изрядной степени состоит из комиссивных актов (предвыборных обещаний и т.п.), степень последующего воплощения которых в реальность должна быть контролируема. Но, как только центр тяжести переносится на эмоциональное воздействие, что в политической жизни (из-за низкой политической, экономической и т.п. грамотности электората) случается чрезвычайно часто, запрет на метафору снимается. Так, когда в речи ультиматум вырождается в угрозу, имеющую своей целью устрашение, он может быть выражен метафорически. Сфера выражения эмоций и эмоционального давления вносит, как в обыденную, так и в политическую речь элемент артистизма, а вместе с ним и метафору.
РАЗРЯДЫ МЕТАФОР.
Содержание основных разрядов русской политической метафоры последнего десятилетия ХХ века может быть обобщено следующим образом.
АНТРОПОМОРФНАЯ МЕТАФОРА. При исследовании этого разряда анализируются концепты, относящиеся к исходным понятийным сферам "Анатомия и физиология", "Болезнь", "Семья". В данном случае человек моделирует политическую реальность исключительно по своему подобию.
МЕТАФОРА ПРИРОДЫ. Источниками метафорической экспансии в данном случае служат понятийные сферы "Животный мир", "Мир растений", то есть политические реалии осознаются в концептах мира окружающей человека живой природы.
СОЦИАЛЬНАЯ МЕТАФОРА. Исследуются концепты, относящиеся к понятийным сферам "Преступность", "Война", "Театр (зрелищные искусства)", "Игра и спорт".
АРТЕФАКТНАЯ МЕТАФОРА. Исследуются понятийные сферы "Дом (здание)"; и "Механизм". В данном случае политические реалии представляются как предметы, созданные трудом человека.
Названные разряды метафор можно схематично представить следующим образом: "Человек и природа", "Человек и общество", "Человек и результаты его труда", "Человек как центр мироздания".
Более узко группы метафор можно разделить на следующие: персонификация, война, объект, медицина, театр, строение, механизм транспортное средство, игра, родственные отношения, животное, организм, пространство, религия, геометрия, болезнь, спорт, литература, путь/дорога, растение/дерево, сверхъестественное существо, погода, феодальные отношения, музыка, река, огонь, волна, пища, вещество, уголовный мир, вместилище, одежда, финансы, перемещение, цирк, железная дорога, жидкость, водоём, стихия, сельское хозяйство, физика, история, цвет, птица, карта, ориентация, кино, книга, химия, насекомые, время, горы, математика. В этом списке под-разряды метафор перечислены по частоте употребления в СМИ.
Существуют следующие функции политической метафоры:
НОМИНАТИВНАЯ: метафора нужна для фиксации знания, особенно в случаях, когда у реалии нет общепринятого или хотя бы устраивающего автора краткого наименования. В подобных случаях метафора используется для создания наименования реалии и вместе с тем для осознания существенных свойств этой реалии.
КОММУНИКАТИВНАЯ (передачи информации): метафора позволяет представлять новую информацию в краткой и доступной для адресата форме.
ПРАГМАТИЧЕСКАЯ (воздействия на адресата): метафора является мощным средством формирования у адресата необходимого говорящему эмоционального состояния и мировосприятия.
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ: метафора помогает сделать сообщение более образным, ярким, наглядным, эстетически значимым. Как известно, для публицистических текстов метафорическое словоупотребление традиционно считается абсолютно закономерным, на страницах газет и журналов оно представляет собой одно из характерных средств: "текстовой экспрессии", с течением времени преобразующейся в стандарт, штамп
ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ: метафора помогает субъекту мыслить, формировать собственные представления о мире.
ГИПОТЕТИЧЕСКАЯ: метафора позволяет представить что-то еще не до конца осознанное, создать некоторое предположение о сущности метафорически характеризуемого объекта.
МОДЕЛИРУЮЩАЯ (схематизирующая): метафора позволяет создать некую модель мира, уяснить взаимосвязи между его элементами.
ЭВФЕМИСТИЧЕСКАЯ: метафора помогает передать информацию, которую автор по тем или иным причинам не считает целесообразным обозначить при помощи непосредственных номинаций.
ПОПУЛЯРИЗАТОРСКАЯ: метафора позволяет в доступной для слабо подготовленного адресата форме передать сложную идею.
Для реализации политической метафоры чаще всего используются следующие приёмы:
Отождествление, или идентификация, строится по модели "А есть (представляет собой) В". Осуществляется через прямую номинацию.
«Нарусова — "весёлая вдова", накрывшая юбкой сначала Петербург, а затем и Туву».
«Министры Ивановы без своих высоких постов — просто Мистеры Никто».
Сближение по свойствам, или атрибуция, базируется на модели "А имеет, обладает свойством В. Через указание на признаки, присущие объекту, устанавливается его "фамильное сходство"; с концептами "свой"; - "чужой".
«Хакамада, странным образом всё более покрываясь чёрными и белыми перьями, обретая сходство с сорокой, станет мазохистски стрекотать о "малом бизнесе", "контрактной армии"; и "вертикали власти"».
Стереотипизация - один из важнейших приемов речевого воздействия. С точки зрения когнитивных процессов стереотипы формируются на основе ассоциативных связей по модели "А имеет отношение к В", где В - один из прототипических концептов.
«Думаю, в какой-то мере это тоже способствовало провалу российских демократов».
Установление ассоциативных связей (часто по второстепенному, несущественному признаку) лежит в основе техники, которая известна как прием "навешивания ярлыков". Ярлык - один из распространенных аргументов в нечестной полемике. В основу наименования по принципу ярлыка кладется какой-нибудь частный признак объекта.
«Кремль уже вовсю готовит Россию к мартовскому триумфу своего Хозяина».
В теории метафоры принято различать конвенционные, или «стёртые», метафоры и креативные, творческие, или «живые», метафоры. Стёртые метафоры фиксируются в толковых словарях как переносные значения. Тем самым принято считать, что стёртые метафоры принадлежат лексико-семантической системе языка, а новые, креативные метафоры относятся к речи, речемыслительной деятельности. Понятно, что «живы» метафоры оказывают больший воздействующий эффект, чем «стёртые».
Вот примеры «стёртой» метафоры:
Думаю, в какой-то мере это тоже способствовало провалу российских демократов.
Доведение электоральной гонки до полного абсурда и профанации остается весьма актуальным лозунгом политической жизни современной России.
Примером живой метафоры может служить подчёркнутые слова в следующих фразах:
Вашингтонские колючки быстро прокололи розы на челе грузинской революции и впились как в преданного им Эдуарда Шеварднадзе, так и в его предателей — лидеров оппозиции, сразу завопивших о помощи после переворота.
Из "музея СССР" компартия должна превратиться в авангардную, мобильную силу, реализующую нетривиальную политику.