Найти тему
(Не)Страшная Школа

Мой личный рейтинг школьных учебных программ по английскому

Оглавление
Photo by BenjaminMiller2651 from Freerange Stock
Photo by BenjaminMiller2651 from Freerange Stock

В самом начале ведения блога я написала статью “Почему по английскому двойки”, в которой уделила внимание несостоятельности большинства действующих учебных программ по английскому. В комментариях к статье меня просили написать о том, какие же программы являются хорошими, а какие - не очень. Я довольно долго думала об этичности подобного текста в принципе, так как любая программа - чей-то усердный труд, но тема эта не раз всплывала в комментариях, а потому я все же решилась.

Хочу сразу отметить три важных пункта:

  • Здесь будут только те программы, с которыми я работала в нашем городе. Есть и другие, но рассматривать просто по книжкам то, с чем в работе сталкиваться не приходилось, в рамках этой статьи не буду.
  • Абсолютно все программы, которые я здесь перечислю, мне не нравятся на старте. Хорошей базы для детей, чтобы мягко и правильно, без помощи извне войти в изучение языка, я не встречала ни в одной.
  • Ну и, наконец, в предыдущих моих статьях я видела разные мнения коллег и родителей касательно программ. Все, что я здесь пишу, является моим личным мнением, основанным на моем личном опыте. Если вдруг вы находите удачными те программы, которые я назвала плохими, возможно, это просто означает, что вы с ними умеете работать, а я - нет ;)

Начнем, пожалуй, с удачных, и закончим теми, которые снятся мне и моим ученикам в страшных снах.

1. Программа Ларионовой и Комаровой.

Этим учебникам я всякий раз радуюсь и, когда выбирала между двух школ для своего ребенка, изучение английского по этой программе стало одним из факторов.

Плюсы:

  • Соответствие материала возрасту. Здесь детям дают то, что они могут в конкретном возрасте освоить.
  • Учебники начальной школы построены на основе истории-комикса с одними и теми же героями, и детям нравится читать эти истории, они с нетерпением ждут новых.
  • Задания учебника закрепляют данный в этой же теме материал, и последующий материал строится на уже пройденном.
  • Каждый раздел посвящен конкретной теме. В средней школе в каждом разделе есть подразделы лексики, грамматики, положенной на эту же лексику, тренировки письменных и устных навыков, а также навыков чтения.
  • Интересные детям темы для чтения и изучения, которые соответствуют возрастным проблемам конкретной категории. В третьем классе мы обсудим, что вкуснее: тортик или шоколадка. В девятом - в каком возрасте адекватно сделать пирсинг и с какими социальными проблемами сталкивается современный мир.
  • На всю новую информацию даются упражнения на отработку, которые можно выполнить, если нормально прочитал материал этого же учебника.

Минусы:

  • Учебник довольно базовый. Если вам нужна углубленка, то это не сюда.
  • Тексты, лет десять как потерявшие актуальность. Я, как ребенок конца 90-х - начала нулевых, в восторге от текстов об актерах, певцах и спортсменах, которыми в старшей школе у нас все увешивали свои стены. Современные дети не в курсе, кто это такие.

2. Программа Spotlight

Наиболее распространенная у нас в городе программа, по которой в целом мне также удобно и комфортно работать. Обычно, если ребята занимаются по этой программе, дополнительные пособия мы не берем.

Плюсы:

  • Опять же соответствие материала возрасту.
  • Также наличие комиксной истории с одними и теми же героями в начальной школе.
  • Как и у Ларионовой, раскрываются все аспекты в отдельном подразделе: говорение, лексика, грамматика, письмо, чтение.
  • Понятное изложение грамматического материала и наличие упражнений для подкрепления.
  • Учебник построен по принципу наращивания материала на повторение. То есть мы прошли что-то в третьем, в четвертом прошли ту же тему + небольшой нюанс, в пятом - повторили ее же + еще небольшой нюанс.
  • Красочное интересное оформление.
  • Как и у Ларионовой/Комаровой, затрагивание проблем, интересных конкретной возрастной категории.

Минусы:

  • Отвратительный старт. Буквально во втором классе в учебнике фактически сплошные картинки и минимум информационного наполнения, а в третьем вдруг “а теперь давайте почитаем”. Но тут если во втором классе нанять репетитора, то в третьем он уже может и не пригодиться.
  • Резкий скачок сложности в середине седьмого класса. Вот с 3 по первое полугодие 7 мы учим одни и те же темы по кругу с небольшим усложнением, и вот со второго полугодия 7 класса случается “А теперь давайте бегом выучим все остальное”. Учебник 8 класса уже очень сложный в грамматическом плане.

3. Программа Starlight

Данная программа используется в школах и классах с углубленным изучением языка. Она сложная и требует от учителя дополнительной активной работы с объяснениями и, возможно, предоставлением дополнительного материала.

Плюсы:

  • Темы все еще соответствуют возрасту.
  • Красивое оформление и интересные тексты.
  • Лучше, чем в других программах, даются навыки письма.
  • При правильном подходе преподавателя действительно дает хорошие углубленные знания языка. Дети, занимающиеся по Starlight в адекватном режиме, как правило, знают больше сверстников, обучающихся по другим программам, и быстрее ориентируются в языке.

Минусы:

  • Тонны новой лексики. Буквально тонны. На каждой странице учебника 10-20 новых слов. Классно, если учитель работает с ними в режиме “вот слова, которые помогут вам ознакомиться с новым текстом”. Если же учитель додумался каждую эту рамку слов заставлять учить на оценку - дело ваше плохо.
  • Сложная грамматика, под изучение которой отводится более короткое время, чем в других программах. Без дополнительных материалов в виде хотя бы рабочей тетради той же программы для отработки начинается путаница.

4. Программа Rainbow English

С ней работать приходилось не так много, но в целом делать это можно. Тут уже приходится развлекать детей отдельно, потому что при всех плюсах программы учебники одуренно скучные, простите.

Плюсы:

  • Хорошо дается чтение. Разбираются все нюансы произношения, дается много материала на закрепление навыка чтения.
  • Закрепление лексического материала. Здесь мы будем учить, почему ставится тот предлог, а не иной, чем listen отличается от hear, в каких случаях лучше применить те или иные распространенные фразы языка.
  • Также много упражнений на отработку пройденного материала, которые действительно заставляют понять и запомнить.

Минусы:

  • Как уже отметила, учебник скучный. Скучный в оформлении и наполнении. Данные там тексты читать не интересно вообще. Я засыпаю на них, будучи взрослой, так что говорить о детях. Очень много исторического, культурного и географического, поданного в максимально нудной манере.
  • Те же нудные темы предлагаются к обсуждению. Хорошо описано, как надо составлять предложения и тексты, но сами по себе по сути эти предложения и тексты составлять не хочется.
  • Непоследовательная подача грамматического материала. Здесь в сентябре 5 класса дети вдруг начнут с Past Simple и изучения неправильных глаголов, и никто не убедится, помнят ли они с начальной школы хоть что-то.

5. Программа Верещагиной

Открывает мой анти-топ)) В комментариях я видела приверженцев данной программы и уважаю педагогов, которые могут с ней сделать что-то толковое. Однако сама я еще в школе училась по Верещагиной сама, и как там не понимала, что происходит, до тех пор, пока не пошла на курсы, так и теперь понимать не начала.

Плюсы:

  • Чтение на уровне. Если нужно научиться читать, то это сюда.
  • Выделенные в отдельные рамочки правила, которые в целом доступно написаны, если бы не… одно но, ради которого мы спустимся в минусы.

Минусы:

  • Несоответствие грамматики возрасту вообще напрочь. В начальной школе детям предлагают изучить времена Perfect, а также такую тему как Tag Questions, которые почти во всех прочих программах даются в 7-8 классах. Может быть, кто-то может придумать, как дать этот материал 9-летним детям, я не смогла.
  • Несоответствие данной и используемой лексики. Условно, детям предлагают выучить довольно простые слова, а после прочитать с ними текст. Все это здорово, но текст помимо этих слов будет наполнен лексикой, которую они никогда в глаза не видели, да и не надо в этом возрасте. А текст еще и написан в тех грамматических конструкциях, которые проходить они будут через два года.
  • Неактуальность языка местами. Здесь в некоторых темах даются правила и конструкции, которые уже много лет как не используются в живом английском языке.
  • Опять же, скучные, очень-очень скучные тексты.

6. Программа Кузовлева

По этому учебнику я не работаю с детьми в принципе. Если им не повезло иметь эту программу в школе, то я просто быстренько с ними пробегаюсь по тому, что задали, объясняю, что там написано и как с этим справиться, слежу, чтоб дз было сделано, а дальше мы работаем по каким-то иным источникам.

Плюсы:

  • В конце учебника грамматика объяснена подробно и доступно.
  • Дается много текстов для чтения и в целом эти тексты поднимают актуальные для детей темы.
  • Есть раздел проектной деятельности, проекты дети делать любят.

Минусы:

  • Безумное распределение грамматики. Темы скачут с одной на другую, последовательности в них особой нет. В одном разделе мы пройдем три грамматические темы, в следующем - одну. Упражнений на отработку грамматики в самом учебнике нет, или есть, но такие, в которых без репетитора черт ногу сломит.
  • Темы поднимаются интересные, но подача их никакая. Опять что-то из разряда того, на чем уснет сам учитель. Вот вроде бы мы в седьмом классе говорим о дружбе, но тексты для 13-14 летних подростков про “Это моя подружка Катя, ей столько-то лет, мы вместе любим смотреть телевизор”.
  • Опять несоответствие грамматики возрасту. Снова Perfect в начальной школе
  • Скучное оформление, скучное содержание.

7. Программа Forward

Мой личный ночной кошмар. Тут я даже не пытаюсь. Если ученик пришел уже не успевающий, то на первых порах даже домашнее задание мне приходится за него делать самой. Когда родители приводят ко мне англичан-двоечников с Forward, я заверяю их, что ребенок ни в чем не виноват)) Хотела в этой статье быть тактичной, но что-то пошло не так)

Плюсы:

… мною не обнаружены

Минусы:

  • Оформление учебника для начальной школы вызывает чуть ли не эпилептические припадки, честное слово. Наверное, авторы пытались сделать его красочным. Перестарались.
  • Лексическое содержание вызывает у меня массу вопросов. Тут тоже есть комиксы с героями, которых дети любят. Например, про то, как банда преступников-контрабандистов охотилась за ученым, чтобы найти какой-то важный цветок. Да, детей тут заставят учить слова типа “ядовитые цветы Амазонки” и это будет центральной темой. Зачем нам эта лексика языка в жизни… вопрос. Или, например, страница в учебнике и рабочей тетради упражнений для запоминания фраз вроде “Чтобы в фильме создать звук дождя, посыпьте рисом на жестяной лист”. ?!!!!!
  • Подача грамматики построена как-то так: “Прочитайте правило про время Past Simple. А теперь выполните упражнение на сравнительные степени прилагательных”. Серьезно, под правилом об одном дается упражнение на отработку другого. Кстати, учебники средней школы построены гораздо адекватнее, но толку, если с начальной школы дети пришли с ядовитыми цветами Амазонки и без грамматики?