Найти тему

Добавьте интерактива в процесс обучения математике дошкольников. Обзор дидактического пособия "Числовой снегопад"

Оглавление

Друзья, привет. Развитие математических представлений - одно из любимых направлений работы многих воспитателей. В занятиях математикой всегда много интерактива, а подобрать стимульный материал не составляет труда. Дети, в свою очередь, активно включаются в эту работу, потому что математика - это нечто большее, чем просто набор цифр и геометрических фигур. И сегодня я к вам с дидактическим пособием, направленным на формирование счетных умений детей, которое называется "Числовой снегопад".

Добавьте интерактива в процесс обучения математике дошкольников. Обзор дидактического пособия "Числовой снегопад"
Добавьте интерактива в процесс обучения математике дошкольников. Обзор дидактического пособия "Числовой снегопад"

Рассмотрим задачи формирования математических представлений в области счета в разных возрастных группах, обозначенные Федеральной образовательной программой дошкольного образования

Вернее, даже не задачи, потому что очень уж они в ФОП ДО общие, а содержание образовательной деятельности. Начнем со средней группы.

Средняя группа, от 4 до 5 лет: "Педагог формирует у детей умения считать в пределах пяти с участием различных анализаторов, пересчитывать предметы и отсчитывать их по образцу и названному числу.

Старшая группа, от 5 до 6 лет: "В процессе обучения количественному и порядковому счету в пределах десяти педагог совершенствует счетные умения детей; знакомит с цифрами для обозначения количества предметов, с составом чисел в пределах пяти.

Подготовительная к школе группа, от 6 до 7 лет: "Педагог знакомит с составом чисел из двух меньших в пределах десятка, закрепляет знания о цифрах, развивает умение составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание.

Какой делаем вывод?

Содержание образовательной деятельности в части формирования математических представлений (и, если честно, не только них) в ФОП ДО прописано более чем скромно

Мой вариант дидактического пособия опирается на содержание образовательной деятельности, представленное в программе "Математика в детском саду" Новиковой В.Н. Это совсем не реклама, просто мне очень импонирует подход этого автора к решению задач математического развития дошкольников, а так же распределения программного материала. Всю свою профессиональную деятельность я использовала именно эти пособия.

Обращаю ваше внимание, что распределение программного материала по возрастам может различаться у различных авторов. Если вы планируете взять мое пособие в работу, соотнесите его с вашей программой.
-2

С игровыми полями, я думаю, все понятно. Их два. В первом варианте представлены числа от 1 до 5, во втором от 1 до 10. Мы будем кидать кубик, определять количество точек на выпавшей грани и соотносить это количество с числом на игровом поле.

Игра с кубиком, развитие математических представлений
Игра с кубиком, развитие математических представлений
На что следует обратить внимание. В данном контексте, если мы перечитали предметы (в данном случае точки) и получили, например, 4, 8 или 10, то эти значения будут числами. Цифра (а их, как мы помним, всего 10 - 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9) обозначает символ (например, "4"), а число представляет собой математическую абстракцию, которая может быть выражена цифрами. Таким образом, если у нас есть 4 предмета, 8 предметов или 10 предметов, мы оперируем числами.

Как использовать игровой кубик в процессе работы с математическим дидактическим пособием "Числовой снегопад"?

К слову, игровой кубик позволит не только организовать игру в формате интерактива, но и добавит соревновательный момент.

На гранях кубика изображены точки в количестве от одной до пяти, на шестой грани изображена снежинка. При выпадении грани со снежинкой подразумевается пропуск хода (в случае, если вы работаете с детьми средней группы на первом варианте игрового поля и счете до 5).

Дидактическое пособие для обучения дошкольников математике "Числовой снегопад"
Дидактическое пособие для обучения дошкольников математике "Числовой снегопад"

В случае с более старшими детьми и счете до 10 будут использоваться уже два кубика. Ход в этом случае будет пропускаться при одновременном выпадении двух снежинок. При выпадении комбинаций типа "1 и снежинка", "2 и снежинка", "3 и снежинка", "4 и снежинка", "5 и снежинка" ход не пропускается, а закрывается соответствующее число на игровом поле. Числа 6, 7, 8, 9, 10 закрываются при вы падении комбинаций, соответствующих составу числа (6 - это, к примеру, 3 и 3 или 2 и 4).

Обращаю ваше внимание вот еще на какой момент. Не все варианты состава числа применимы для использования в этой игре и ограничиваются лишь минимальным и максимальным количеством, изображенным на гранях кубика. То есть, к примеру, 3 в этой игре никогда не будет 0 и 3, а 10 - 9 и 1.

Как работать с игровыми полями дидактического пособия "Числовой снегопад"

Задача ребенка - как можно быстрее закрыть все числа на игровом поле. При помощи считалки выбирается первый бросающий кубик, к следующему игроку ход переходит по часовой стрелке. За один ход можно закрыть лишь одно число. Выигрывает тот, кто раньше всех превратил круги в снежинки.

  1. Уровень 1. Средняя группа. Используем игровой шаблон "1 - 5" и один кубик; для выпавшего количества подбираем соответствующее число на снежном шаре. 
  2. Уровень 2. Старшая группа. Используем игровой шаблон "1 - 10" и два кубика; выпавшее количество пересчитываем и соотносим с числами на шаре.
  3. Уровень 3. Подготовительная к школе группа. Схема может быть та же в начале учебного года, а по факту изучения темы "состав числа" к середине учебного года можно таким образом тренироваться в решении арифметических задач на сложение.

Какую игровую мотивацию можно предложить? К примеру, ребята слепили снеговика, а затем захотели сделать для него друзей, чтобы снеговик не скучал. Только начали, но поняли, что снега им не хватит. Давайте поможем ребятам и устроим настоящий снегопад. Математический снегопад. Превратим круги в снежинки. Затем педагог объясняет порядок действий с игровым кубиком и правила игры в целом. Игра начинается. Ну а заканчивается либо когда первый ребенок закрыл все круги, либо когда закрыл все круги последний.

Виды детской деятельности, интегрируемые в процессе математической игры "Числовой снегопад", направленной на совершенствование счетных умений детей

  • Познавательно-исследовательская
  • Игровая
  • Коммуникативная
  • Чтение художественной литературы и фольклора (если используем, к примеру, художественное слово)

Кстати, на просторах интернета я нашла отличное стихотворение о снеговике, которое в том числе можно использовать как физкультминутку:

Лепит с самого утра детвора снеговика.

Снежные шары катает и, смеясь, соединяет.

Снизу самый крупный ком, чуть поменьше ком на нем.

Еще меньше - голова, дотянулись мы едва.

Глазки - шишки, нос - морковка, шапочку надели ловко.

Яркий шарф, в руках - метла. И довольна детвора!

Итак, 4 вида детской деятельности проинтегрировано. Уже неплохо. Если же работу с этим пособием использовать как элемент занятия, видов детской деятельности проинтегрируется, естественно, еще больше. Почему я говорю именно об интеграции видов детской деятельности, а не образовательных областей? Подробно писала об этом здесь, почитайте, будет над чем поразмыслить:

Что входит в комплект дидактического пособия "Числовой снегопад"?

  • Обложка
  • Лист с задачами
  • 2 игровых поля для использования с детьми разных возрастов, в том числе для обеспечения дифференцированного подхода к обучению
  • лист с разверткой игрового кубика
  • лист с маркерами-отметками в виде снежинок
Комплект дидактического пособия "Числовой снегопад", математические представления
Комплект дидактического пособия "Числовой снегопад", математические представления

Основной задачей использования дидактического пособия является совершенствование счетных умений в процессе обучения количественному счету в пределах пяти и десяти. К предложенным мной в комплекте задачам педагог вправе добавить (или убрать) необходимые задачи самостоятельно, исходя из практического опыта, а так же индивидуальных возможностей детей.

Эта статья - что-то наподобие методических рекомендаций к игровому пособию. Как написать их полноценными, я писала здесь:

Как-то так. Математика - это классно. Если материал вам понравился и вы хотели бы его использовать в педагогической практике, найдите меня в Телеграм-канале "Методист в отставке. Блог о жизни и творчестве". Здесь мы о работе и совсем чуть-чуть о жизни вне стен образовательного учреждения, в Телеграме все с точностью до наоборот, но часто с педагогическим подтекстом. Со мной можно дружить там, ссылку оставлю в закрепленном комментарии.

Если вы хотите поддержать развитие канала "Методист в отставке", переходите по ссылке ниже (СберЧаевые):

СберЧаевые