Найти в Дзене

Какая неизлечимая болезнь стала модной в XIX веке и почему. Дикие времена - дикие понятия...

Оглавление

Задолго до разгула всем известной болезни из Китая, что неожиданно нахлынула в первой четверти XXI века, человеческая цивилизация сталкивалась с намного более опасными, коварными и невидимыми противниками, из-за чего теряла до 1/6 части от общей популяции.

Конечно, можно было бы написать целую статью про распространение и последствия бубонной чумы в Средневековье, но я решила сосредоточиться на временах не столь отдалённых, когда печально известная палочка Коха, источник туберкулёза была серьёзной проблемой для всего медицинского и научного сообщества земного шара, однако считалась модным явлением у аристократии. Да-да, вы не ослышались: именно благодаря этому недугу женщины «приобретали» утончённые, осунувшиеся черты лица и полупрозрачную кожу, которая так ценилась в аристократическом сообществе того времени. Именно потому туберкулез романтизировали, мечтали «приобщиться» и даже имитировали при помощи косметики и ухищрений, о чём вы и узнаете из данной статьи.

Неизлечимое заболевание

Палочка Коха тем и была опасной, что до изобретения антибиотиков считалась неизлечимым заболеванием.

Но что значит «неизлечимость» и всегда ли «неизлечимость» обозначала смертельный приговор? Конечно же, нет — многие пациенты побеждали болезнь посредством иммунитета и практически полностью восстанавливали подорванные силы. Однако «неизлечимость» в каком-то смысле является именно медицинским термином, который дословно обозначает, что от данного недуга «нет лечения». Что и являлось правдой на момент XVII – XIX веков.

Что интересно: так как про происхождение заболевания знали довольно мало, то учёные того времени считали туберкулез наследственным и незаразным заболеванием, отчего с больными не только не ограничивался контакт, но и поощрялся, как одна из форм обязательной поддержки.

Только в 1882 году известный учёный Роберт Кох заявил мировому сообществу, что нашёл возбудителя опасного заболевания. И именно тогда открылись многие неприятные истины про «модную» болячку. Например, тот факт, что она может передаваться воздушно-капельным путём.

Конечно, потребовалось ещё какое-то время, чтобы разработать препараты против палочки Коха, равно как и выработать эффективные средства по соблюдению личной гигиены и ограничению распространения бактерий воздушно-капельным путём (тогда на лицах пациентов впервые появились всем известные марлевые повязки, сыгравшие свою позитивную роль при распространении испанского гриппа впоследствии). Причём эта борьба породила и презабавные заблуждения. Например, о том, что именно длинные юбки женщин являются прекрасным средством распространения болезнетворных микроорганизмов, так как, словно веник, «сметают» палочки Коха с тротуаров и полов, после чего приносят домой. Однако уже не за горами было то время, когда столь серьёзный противник человеческой цивилизации был практически окончательно побеждён.

-2

Романтизация недуга

Так как до открытия Роберта Коха противника нельзя было победить, его постарались… романтизировать. О причинах такой романтизации я уже упоминала в начале статьи.

Мода на заболевание достигла своего пикового положения, в период с 1780 по 1850 год, когда процесс эстетизации достиг наивысшей точки. Например, общий облик женщины, страдающей от недуга, стал примером наивысшей красоты, а яркий, болезненный румянец на щёках, блестящие глаза, вкупе с бледностью и худобой — этакие «стандарты» красоты, без которых нельзя было показываться в высшем обществе.

Свою печальную роль играли и научные заблуждения того времени. Например, некоторые медицинские журналы выпустили «научные исследования», согласно которым нашли корреляцию между уровнем интеллекта и склонностью к недугу. То есть, говоря проще, считалось, что страдать от чахотки могут только люди с высоким уровнем интеллектуальных способностей и тонкой внутренней натурой, что только повысило уровень привлекательности заболевания.

-3

Косметические средства и ухищрения

Конечно, на таком фоне просто не могла не вырасти целая модная подиндустрия, помогающая девушкам и женщинам выглядеть должным образом.

Во-первых, практически все женщины конца XVIII начала XIX века начали активно худеть. Во-вторых, симптомы сознательно имитировались, отчего представительницы прекрасного пола тихо говорили, редко выходили на солнце и всячески избегали физической нагрузки, чтобы приобрести «фирменную» нетвёрдую походку. В-третьих, существовала сложная система косметических манипуляций - например, перед выходом из дома в глаза закапывался сок белладонны, чтобы расширить зрачки и приобрести слезотечение, а веки, натёртые соком бузины, приобретали пигментацию, привлекающую взгляды мужчины.

Белая кожа «подделывалась» максимально просто — рисовая пудра вкупе с красной помадой на губах, чтобы ещё больше оттенить щёки. Всё это в совокупности выступало довольно умелой имитацией заболевания, что так ценилось в высшем обществе того времени.

Соответствующие наряды

Естественно, образ был бы неполным без соответствующих нарядов.

Так как телесные признаки заболевания — это торчащие лопатки, сутулость, тонкая талия, впалый живот и маленькая грудь, девушки и женщины, не обладавшие нужными параметрами, должны были имитировать оные при помощи одежды. Именно поэтому носили приспособления для плеч, стягивающие их вперёд и дополнительно приподнимавшие лопатки.

V-образная форма платьев, вкупе с суровой, плотной шнуровкой корсетов, «на ура» даровала прочие «особенности» фигуры. Однако стоит только ужаснуться тому, как женщины чувствовали себя во всех этих одеяниях, ибо быть постоянно утянутой, где только можно — то ещё испытание для духа, души и тела.

Отражение в искусстве

В ту пору многие художники и скульпторы подбирали себе натурщиц исключительно чахоточного образа. Именно поэтому лучшие шедевры того времени, связанные с женским образом, были написаны под влиянием новомодного заболевания.

Например, считается, что лучше всех подметил «чахоточные» черты Анри де Тулуз-Лотрек в 1887 году, на своей картине «Молодая женщина, сидящая за столом». Скорее всего, натурщицей для написания картины послужила любовница художника Сюзанна Валадон, которая восседала за небольшим туалетным столиком с косметическими принадлежностями. Среди косметики довольно точно определяется банка с рисовой пудрой, которую предполагаемая Сюзанна использовала, чтобы дополнительно довести себя до «модельного» идеала.

-4

Но Сюзанна не была подвержена самому недугу. Что не скажешь про сверхмодную натурщицу Элизабет Сиддал, которая впоследствии стала женой художника Данте Габриэля Россетти. Или про Джейн Бёрден — возлюбленную Уильяма Мориса.

-5

Самому заболеванию, кстати, также посвящали картины, музыкальные и литературные произведения, чаще всего рисуя её в образе роковой женщины. Например, баллада «Безжалостная красавица» Джона Китса описывает болезнь, как неотразимую и пленительную даму, которая поработила сердце и разум поэта из произведения. К слову, главный герой баллады в какой-то момент осознаёт, что мёртв и понимает, что стал одним из миллионов пленников, которых собирала по всему миру «Безжалостная красавица».

Мода на здоровье

Лишь к началу XX века опасная мода постепенно начала уходить в прошлое. Именно тогда, на волне эмансипации, торжества медицины и борьбы за равенство прав, стали цениться совсем другие женские образы — живые, здоровые, румяные и подвижные.

Если вам понравилась статья, не забудьте подставить лайк и подписаться на канал, чтобы не пропустить новые интересные материалы.