Найти тему

Гостомысл: князь ильмен, дед Рюрика или вымышленный персонаж?

Оглавление

Гостомысл — это имя, которое звучит гордо и таинственно. Оно принадлежит одному из самых древних и загадочных персонажей русской истории. Кто он был на самом деле? Старейшина ильменских словен, который призвал на Русь варягов-князей? Предок Рюрика и основатель Новгорода? Или же вымышленный герой, созданный в поздних летописях для украшения прошлого? Давайте попытаемся разобраться в том, что известно и неизвестно о Гостомысле, и как он стал объектом исторических споров и литературных фантазий.

Гостомысл (репродукция)
Гостомысл (репродукция)

Гостомысл в летописях

Первое упоминание о Гостомысле появляется в XV веке в списке новгородских посадников, которые правили городом до прихода варягов. По этому списку, Гостомысл был последним из посадников, и после его смерти новгородцы решили пригласить князя из-за моря, чтобы он управлял ими. Этот список, однако, не имеет подтверждения в более ранних источниках, и считается поздним дополнением к летописи.

Великий Новгород
Великий Новгород


В XVI веке в некоторых летописях появляется более подробная история о Гостомысле. По этой версии, Гостомысл был вождем племени словен, которые переселились на берега озера Ильмень из Подунавья. Он объединил под своей властью несколько соседних племен, и сопротивлялся нашествию варягов, которые обложили славян данью. Гостомысл собрал войско и изгнал варягов за море, освободив своих соплеменников. У Гостомысла было пять детей: два сына и три дочери. Одна из дочерей, Умила, вышла замуж за князя русов, которые жили на берегах Вислы и Дуная. Умила родила ему трех сыновей: Рорика, Синеуса и Трувора. Когда Гостомысл состарился и почувствовал приближение смерти, он попросил Умилу прислать ему одного из своих сыновей, чтобы он унаследовал его власть. Умила послала ему Рорика, который прибыл в Новгород и был принят новгородцами за князя. Таким образом, Гостомысл стал предком Рюрика, основателя династии русских князей.

Князь Рюрика на памятнике "Тысячелетие России"
Князь Рюрика на памятнике "Тысячелетие России"


Эта версия истории, однако, также вызывает сомнения у историков. Она противоречит более ранним летописям, которые говорят, что Рюрик, Синеус и Трувор были братьями, а не племянниками, и что они пришли на Русь из-за моря по приглашению славян и финнов, а не по наследству от Гостомысла. Кроме того, эта версия пытается объяснить происхождение Рюрика от славян, а не от варягов, что было в духе антинорманнской теории, распространенной в те времена. Наконец, эта версия содержит много анахронизмов и ошибок, которые свидетельствуют о ее позднем и фантастическом характере.

Гостомысл в литературе

Гостомысл не только привлекал внимание историков, но и вдохновлял писателей и поэтов. Его образ был использован в разных литературных произведениях, которые придавали ему разные черты и роли. Вот некоторые из них:

  • «Сказание о князьях Владимирских» — поэма XVI века, в которой Гостомысл представлен как новгородский князь, который воевал с хазарами и печенегами, а также соперничал с киевским князем Аскольдом за власть над Русью. В поэме Гостомысл убивает Аскольда и захватывает Киев, но затем погибает от руки варяга Рюрика, который мстит за своего родственника.
Сказание о князьях Владимирских
Сказание о князьях Владимирских

  • «Сказание о Словене и Русе и городе Словенске» — повесть XVII века, в которой Гостомысл выступает как правитель древнего города Словенска, который находился на месте современного Новгорода. В повести Гостомысл сражается с варягами, хазарами, греками и тюрками, а также строит храмы и украшает город. В конце повести Гостомысл умирает от старости, а его сын Словен наследует его власть.
  • «Киевский синопсис» — историческое сочинение XVII века, в котором Гостомысл назван первым русским царем, который правил всей Русью до прихода варягов. В сочинении Гостомысл хвалится своими подвигами и мудростью, а также пророчит будущее Руси и церкви.
Киевский синопсис издания 1762 года
Киевский синопсис издания 1762 года

  • «Гостомысл» — роман Александра Пушкина, написанный в 1829 году, но не опубликованный при жизни автора. В романе Гостомысл выступает как мудрый и справедливый князь Новгорода, который сопротивляется варяжскому нашествию и защищает свободу и независимость своего города. В романе также появляются другие исторические персонажи, такие как Олег, Игорь, Ольга, Святослав и Владимир. Роман Пушкина является одним из первых произведений русской исторической прозы, в котором автор пытается воссоздать атмосферу и быт древней Руси.
  • «Гостомысл» — поэма Николая Карамзина, написанная в 1812 году, в которой Гостомысл представлен как герой-патриот, который возглавляет народное восстание против монголо-татарского ига. В поэме Гостомысл собирает под своим знаменем воинов из разных русских городов и княжеств, и ведет их на битву с ханом Батыем. В поэме Карамзина Гостомысл символизирует дух сопротивления и любовь к родине, которые вдохновляли русский народ во время Отечественной войны 1812 года.
  • «Гостомысл» — повесть Михаила Зощенко, написанная в 1930 году, в которой Гостомысл выступает как комический персонаж, который путешествует по советской России и сталкивается с разными абсурдными и смешными ситуациями. В повести Зощенко Гостомысл изображен как наивный и простодушный человек, который не понимает современной жизни и политики, и постоянно попадает в неприятности. В повести Зощенко Гостомысл является объектом сатиры и юмора, которыми автор критикует недостатки и противоречия советского общества.

Историография

Гостомысл — это один из самых спорных и загадочных персонажей русской истории. Его существование и роль вызывают много дискуссий и разногласий среди историков, литераторов и общественности. Существуют разные точки зрения и гипотезы о Гостомысле, которые можно разделить на несколько основных направлений:

  • Антинорманнисты. Это сторонники теории, которая отрицает варяжское происхождение Рюрика и его братьев, и считает, что они были славянами, потомками Гостомысла. Антинорманнисты придерживаются летописных сведений о Гостомысле, и считают его реальным историческим персонажем, который объединил ильменских словен, изгнал варягов и передал власть своему внуку Рорику. Антинорманнисты также ищут подтверждения своей теории в археологических, лингвистических и генетических исследованиях, пытаясь доказать связь между славянами и русами, а также между Гостомыслом и Рюриком.
М. В. Ломоносов - приверженец антинорманских взглядов
М. В. Ломоносов - приверженец антинорманских взглядов

  • Норманнисты. Это сторонники теории, которая признает варяжское происхождение Рюрика и его братьев, и считает, что они были скандинавами, пришедшими на Русь по приглашению славян и финнов. Норманнисты отвергают летописные сведения о Гостомысле, и считают его вымышленным персонажем, созданным в поздних летописях для украшения прошлого. Норманнисты также ищут подтверждения своей теории в археологических, лингвистических и генетических исследованиях, пытаясь доказать связь между скандинавами и русами, а также между Рюриком и варягами.
Н. М. Карамзин - последователь теории норманизма
Н. М. Карамзин - последователь теории норманизма

  • Критики. Это сторонники теории, которая ставит под сомнение как антинорманнскую, так и норманнскую теории, и считает, что они основаны на недостаточных или искаженных источниках, а также на идеологических или национальных предрассудках. Критики признают, что Гостомысл — это легендарный персонаж, который не имеет достоверных исторических свидетельств, и который может быть лишь отражением древних мифов или современных фантазий. Критики также признают, что Рюрик и его братья — это реальные исторические персонажи, но их происхождение и роль не могут быть точно установлены на основе существующих источников, и что они могут быть как славянами, так и скандинавами, или же смешанными.
В. Н. Татищев - яркий представитель нейтральной позиции
В. Н. Татищев - яркий представитель нейтральной позиции

Заключение

Гостомысл — это имя, которое привлекает и заинтриговывает многих людей, интересующихся историей Руси. Он является объектом исторических споров и литературных произведений, которые придают ему разные черты и роли. Одни считают его реальным и великим правителем, другие — вымышленным и незначительным персонажем. Одни видят в нем предка и защитника Руси, другие — врага и препятствие для ее развития. Одни утверждают, что он был славянином, другие — что варягом. Но никто не может быть уверен в том, кто он был на самом деле, и как он стал объектом исторических споров и литературных фантазий.