Эксплуатация колесных пар с определенными неисправностями строго запрещена, поскольку это может привести к авариям и крушениям на железнодорожном транспорте. Перечень неисправностей регламентируется различными нормативными документами, в первую очередь, Инструкцией по техническому обслуживанию вагонов в эксплуатации (ИТО В) и другими ведомственными документами железнодорожной администрации.
Вот основные неисправности колесных пар, при обнаружении которых запрещается их эксплуатация:
1. Трещины:
- В любой части колеса или оси: Наличие трещины любого размера является безусловным основанием для отстранения колесной пары от эксплуатации. Трещины могут привести к внезапному разрушению колеса или оси.
2. Ослабление посадки колеса на ось:
- Признаки: Проворачивание колеса на оси, смещение колеса относительно оси. Ослабление посадки приводит к нарушению геометрии колесной пары и может вызвать её разрушение.
- Определяется: Специальными методами контроля, например, обстукиванием молотком и прослушиванием звука, измерением расстояния между колесами.
3. Прокат (износ поверхности катания):
- Превышение допустимых норм: Превышение установленных норм проката по кругу катания (как по толщине обода, так и по ширине бандажа). Слишком тонкий обод может не выдержать нагрузку, а узкий бандаж - привести к сходу с рельсов.
- Местный прокат (выщербины, ползуны): Наличие местных дефектов на поверхности катания колеса (выщербины, ползуны), превышающих допустимые размеры.Ползун: Плоское место на поверхности катания колеса, образовавшееся в результате юза (блокировки) колеса при торможении.
4. Толщина обода (бандажа):
- Менее допустимой нормы: Если толщина обода (бандажа) колеса достигла или стала меньше минимально допустимой нормы, установленной для данного типа колесной пары.
5. Разница диаметров по кругу катания:
- Превышение допустимых норм: Разница диаметров по кругу катания между колесами одной колесной пары превышает установленные нормы. Это приводит к неравномерному распределению нагрузки и повышенному износу.
6. Остроконечный накат гребня:
- Наличие: Остроконечный накат гребня (боковой поверхности колеса) может привести к повреждению стрелочных переводов и сходу с рельсов.
7. Выщербины и отколы на поверхности катания:
- Превышение допустимых размеров: Наличие выщербин и отколов на поверхности катания, превышающих установленные нормы по глубине, длине и ширине.
8. Несоответствие установленным размерам:
- Нарушение геометрии: Несоответствие колесной пары установленным размерам по ширине колеи, расстоянию между внутренними гранями колес.
9. Наличие дефектов, выявленных методами неразрушающего контроля:
- Ультразвуковой контроль (УЗК), магнитопорошковый контроль (МПК): Если при проведении неразрушающего контроля выявлены внутренние дефекты (трещины, расслоения) в колесе или оси.
10. Другие дефекты:
- Повреждение или отсутствие предохранительных устройств: Например, отсутствие или повреждение бандажных колец.
- Следы нагрева: Наличие на колесе или оси цветов побежалости, свидетельствующих о перегреве.
- Коррозия: Сильная коррозия, ослабляющая конструкцию колесной пары.
Важно помнить:
- При обнаружении любой из вышеперечисленных неисправностей, колесная пара должна быть немедленно отстранена от эксплуатации.
- Решение о возможности ремонта или дальнейшего использования колесной пары принимается квалифицированными специалистами вагонного хозяйства.
- Соблюдение правил технического обслуживания и своевременное выявление неисправностей колесных пар является залогом безопасности движения на железнодорожном транспорте.
Перечень неисправностей, при которых запрещается эксплуатация колесных пар, может незначительно отличаться в зависимости от страны и применяемых нормативных документов. Необходимо руководствоваться действующими инструкциями и указаниями железнодорожной администрации.