Найти в Дзене
Московские Аптеки

Рынок фармацевтического труда дефицитен

Оглавление

Фармацевтическая розница испытывает кадровый дефицит. Точное число нехватки сотрудников определить сложно, но эксперты называют примерно 30%. И это ставит две большие задачи — быстро насытить отрасль кадрами и не допустить полного провала высшего фармацевтического образования. И хотя эксперты говорят об этом последние 10 лет, вопрос сегодня стоит как никогда остро.

Комитет по фармацевтической деятельности Московского регионального отделения «Деловой России» провел заседание «Проблемы и перспективы формирования кадрового состава фармацевтической организации», пригласив ведущих экспертов поделиться мыслями о причинах такого положения дел и возможных решениях.

«Имидж профессии падает. Если во всем мире фармотрасль развивается, в ней наблюдаются новые тенденции, то у нас все идет хуже и хуже. Ну давайте тогда честно признаемся, что у нас будут только аптечные магазины и никакой профессии не будет! Нам профессия не нужна!» — эмоционально высказалась Виктория Преснякова, модератор мероприятия, глава Альянса фармацевтических ассоциаций.

73% работников аптек сталкиваются с нарушениями трудового законодательства

Чтобы исследовать удовлетворенность фармспециалистов работой, их мотивацию и профессиональные перспективы, в образовательном проекте «Провизор 24» провели исследование, опросив в конце 2024 года 1105 респондентов (провизоров и специалистов со средним фармобразованием) из 100 городов России, рассказал Александр Тягунов, руководитель данного проекта.

Специалистов спросили: «Хотите ли вы сменить профессию?», на что 48% ответили отрицательно, 23% выразили желание уйти, но остаться в фармации, 29% — вовсе сменить сферу деятельности.

На вопрос «Чем продиктовано такое решение?» 73% респондентов указали, что сталкиваются с нарушениями трудового законодательства — переработками, проблемами с зарплатой, отсутствием перерывов для отдыха.

Еще один вопрос был связан с наличием в аптеке сотрудников без фармобразования. Таких оказалось 28%, то есть практически треть. Это, считают авторы исследования, ведет к негативным последствиям.

Во-первых, снижается мотивация провизора, который учился 5 и более лет и идентифицирует себя как человека, который оказывает фармацевтическую помощь, то есть в какой-то мере выполняет врачебную функцию. Присутствие рядом сотрудников без всякого образования, которые работают на таких же условиях и получают такую же зарплату, демотивирует.

Во-вторых, когда рядом работает человек без образования, провизор начинает думать, что работодатель готов идти на некоторые нарушения трудового законодательства, и это снижает к нему доверие.

«Быстрые» кадры приведут к потере специалистов с высшим образованием

Стремясь восполнить кадровый дефицит, уменьшить отток специалистов из отрасли, государство предпринимает определенные меры. Так, в 2022 году было принято решение о сокращении срока подготовки фармацевтов с 2 лет и 10 месяцев до 1 года и 10 месяцев. В профессиональном сообществе это решение до сих пор вызывает споры, многие считают, что оно негативно скажется на качестве подготовки. В исследовании «Провизор 24» на вопрос «Как вы относитесь к сокращению сроков обучения фармспециалистов?» 74% респондентов ответили, что плохо, поскольку подготовка таких выпускников страдает, 21% — что ничего не изменится, и лишь 5% уверены, что это хорошее решение, благодаря которому кадров станет больше.

Ситуация действительно сложная, и кажется, что «быстрые» кадры могут ее исправить, сказала Наталья Назаренко, президент ассоциации «Фармацевтическое содружество» (Приморский край). Но это ускорение вызывает тревогу, поскольку возникает риск растерять специалистов с высшим образованием — зрелых, более грамотных, подготовленных таким образом, чтобы в определенное время возглавить подразделение аптеки или учреждения, где требуются люди именно с высшим фармобразованием.

Плохо еще и то, что абитуриенты будут терять интерес к получению высшего фармобразования, ведь оно практически уравнено со средним.

Нет согласия и в вопросе ординатуры для фармспециалистов с высшим образованием.

Елена Гладкова, председатель Самарской областной фармацевтической ассоциации, прямо заявила на заседании, что не понимает, зачем нужна ординатура и чем будут занимать учащихся два года после получения высшего образования — в фармрознице такой необходимости не видят.

Галина Раменская, директор Института фармации им. А.П. Нелюбина Первого МГМУ им. И.М. Сеченова, не согласна с этим мнением. По ее словам, в ординатуре обучается большое количество целевиков от конкретных регионов, департаментов, аптечных сетей и даже от крупных фармпроизводителей, что само по себе говорит о востребованности программ ординатуры.

«Многие начинают открывать аптеки со специфическим ассортиментом, это высокотехнологичные лекарственные средства с очень сложным изготовлением. Посмотрите профессиональные компетенции, тот учебный план, который мы предлагаем в ординатуре по трем специальностям — возможно, вы скажете, что двух лет еще и мало. Аптеки, в том числе для орфанных пациентов, с индивидуальным изготовлением будут развиваться. И мы говорим о подготовке кадров на перспективу, чтобы потом не оказалось, что этих кадров нет, а потребность есть» — сказала Галина Раменская.

Профобразование нуждается в изменениях: от профориентации до популяризации возможностей фармы

Сегодня рынок фармацевтического труда в любом его виде дефицитен. Причины, с одной стороны, в интенсивном росте аптечных организаций (например, в Петербурге за 5 лет их стало больше на 50%), с другой — в развитии фармацевтической промышленности и сферы услуг для здоровья, появлении большого количества смежных сфер, где требуются выпускники с фармацевтическим образованием, сказал Игорь Наркевич, ректор Санкт-Петербургского государственного химико-фармацевтического университета (СПХФУ).

При этом наборы студентов на высшее фармацевтическое образование и контрольные цифры приема снизились в последние годы, и увеличить их будет сложно.

Во-первых, количество школьников, сдающих химию, в России не сильно меняется год от года. При этом за последние 5-7 лет в полтора раза увеличился набор на медицинские специальности — лечебное дело, педиатрию, стоматологию. В СПХФУ, например, столкнулись с большим ростом наборов на специальности, связанные с химическими технологиями и биотехнологиями, которые оттягивают на себя выпускников.

Главная же проблема — в значительных переменах, произошедших в фармотрасли, поэтому и профобразование тоже нуждается в изменениях. Долгие годы не менялись нормативы расходов, а образование требует все больших затрат. Даже не потому, что растут цены, а потому что появляются новые вызовы, смещаются акценты на генотерапевтические, высокотехнологичные препараты, увеличивается доля компетенций, необходимых для внедрения искусственного интеллекта, для работы с большими объемами данных. Все это запрашивает активного внедрения в образовательный процесс.

Необходимо учитывать и другие изменения, например, в требованиях к контролю качества, в характере управленческого труда в аптеках и пр.

Хотя образование на сегодняшний день финансируется за счет госбюджета РФ, есть замечательные примеры участия в этом процессе бизнеса, заинтересованного в фармацевтах. Например, в Санкт-Петербурге крупные аптечные компании за свои средства отремонтировали в фармацевтическом техникуме химико-фармацевтического университета 500 кв. метров площадей, помощь оказали и производства, поскольку в техникуме открыли подготовку по рабочим специальностям (лаборанты, аппаратчики и др.). По инициативе аптечных сетей город уже второй год предоставляет региональную квоту на бюджетные места для фармацевтов.

Специалисты уходят из отрасли, потому что просто не знают тех возможностей, которые представляет фарма, считает Наталья Пятигорская, заведующая кафедрой промышленной фармации, заместитель директора Института трансляционной медицины и биотехнологии Первого МГМУ им. И.М. Сеченова. Необходимо усилить интерес к профессии, повысить ее имидж, знакомить студентов с теми видами деятельности, которые им потом могут быть доступны.

К сожалению, вузы этого не делают, а могли бы — с помощью профессиональных стандартов, где хорошо описаны возможные направления и функционал деятельности специалистов. Таким инструментом привлечения в профессию мог бы стать профстандарт «Фармацевтический работник», который был разработан и в 2022 году представлен для общественного обсуждения. (Проект объединил принятые ранее профессиональные стандарты «Провизор», «Провизор-аналитик», «Специалист в области управления фармацевтической деятельностью», «Фармацевт» — Ред.). К сожалению, он до сих пор не принят.

Галина Раменская высказалась за налаживание связей между образовательными и аптечными учреждениями. В учебном плане подготовки студентов в вузе, который она возглавляет, много стажировок не только на больших предприятиях, но и на базе тех аптек, которые реально заинтересованы в кадрах и взаимодействуют с вузом. Они приходят на ярмарку вакансий, сами инициируют мероприятия для студентов с тем, чтобы набрать себе кадры, завлечь их, показать перспективы. У аптек есть масса возможностей показать достоинства своих специальностей.

Начинать надо с профориентации, убеждена Виктория Преснякова. Шаги в этом направлении уже предпринимаются. При поддержке «Деловой России» в прошлом году СРО «Ассоциация независимых аптек» подготовила и испытала в пилотном режиме проект по профориентации школьников. Планируют масштабировать его на другие регионы. Ребятам будут рассказывать о фармацевтических специальностях, о самой отрасли, перспективах карьерного роста.

По материалам заседания «Московского регионального отделения «Деловой России» по теме «Проблемы и перспективы формирования кадрового состава фармацевтической организации».

Источники:

  1. Раменская Галина Владиславовна, директор Института фармации им. А.П. Нелюбина Первого МГМУ им. И.М. Сеченова, доктор фармацевтических наук
  2. Наркевич Игорь Анатольевич, ректор Санкт-Петербургского государственного химико-фармацевтического университета (СПХФУ), доктор фармацевтических наук
  3. Назаренко Наталья Александровна, президент Ассоциация «Фармацевтическое содружество»
  4. Гладкова Елена Валерьевна, президент общественной организации Самарская областная фармацевтическая ассоциация
  5. Пятигорская Наталья Валерьевна, заместитель директора Института трансляционной медицины и биотехнологии Первого МГМУ им. И.М. Сеченова, доктор фармацевтических наук
  6. Тягунов Александр Александрович, руководитель проекта «Провизор 24»
  7. Преснякова Виктория Валентиновна, директор саморегулируемой организации Ассоциация независимых аптек (АСНА), глава Альянса фармацевтических ассоциаций, кандидат фармацевтических наук
Информация представлена в ознакомительных целях и не является медицинской консультацией. Имеются противопоказания. Необходима консультация специалиста.

👉 Подписывайтесь на канал МА в Телеграм

👉 Читайте наши новости и статьи на сайте mosapteki.ru