Найти в Дзене

Сила есть – ума не надо. Опровергаем | Роман Гетц в НГУ им. П.Ф. Лесгафта

Оглавление

Что такое адаптивный спорт? Почему профессионалы в этой области сегодня особенно востребованы? Что нужно, чтобы стать действительно хорошим специалистом? Об этом главный редактор СМИ «Гид по вузам» Роман Гетц поговорил с деканом факультета образовательных технологий адаптивной физической культуры НГУ им. П.Ф. Лесгафта Алексеем Шелеховым.

Смотри полное интервью в нашем ВК-сообществе «Гид по вузам | Поступай или проиграешь»

Интервью в Национальном государственном университете физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта (НГУ им. П.Ф. Лесгафта): слева – декан факультета образовательных технологий адаптивной физической культуры, к.п.н., Шелехов Алексей Анатольевич, справа – главный редактор СМИ «Гид по вузам», к.п.н., Роман Гетц.
Интервью в Национальном государственном университете физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта (НГУ им. П.Ф. Лесгафта): слева – декан факультета образовательных технологий адаптивной физической культуры, к.п.н., Шелехов Алексей Анатольевич, справа – главный редактор СМИ «Гид по вузам», к.п.н., Роман Гетц.

Образовательные направления факультета

– Какие направления подготовки реализует факультет?

Наш факультет реализует два образовательных направление. Одно направление бакалавриата и одно направление магистратуры. Бакалавриат – это 49.03.02 «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)». На сегодняшний день в рамках этого направления мы реализуем четыре профиля – «Адаптивное физическое воспитание», «Адаптивный спорт», «Физическая реабилитация» и «Лечебная физическая культура» (уже после интервью появился еще один профиль – «Образовательные и рекреационные направления физической культуры». – Прим. ред.).

Шелехов Алексей Анатольевич – к.п.н., декан факультета образовательных технологий адаптивной физической культуры НГУ им. П.Ф. Лесгафта. СМИ «Гид по вузам».
Шелехов Алексей Анатольевич – к.п.н., декан факультета образовательных технологий адаптивной физической культуры НГУ им. П.Ф. Лесгафта. СМИ «Гид по вузам».

Специфика адаптивного спорта и профессии

– В чем суть адаптивного спорта?

Суть его заключается в стремлении к достижению максимально возможного результата. То есть она близка к сути спорта лиц без отклонений в состоянии здоровья. Адаптивный спорт в нашей стране и в мире в целом реализуется по таким основным направлениям, нозологическим группам, как спорт лиц с поражением опорно-двигательного аппарата, спорт слепых, спорт глухих и спорт лиц с интеллектуальными нарушениями – очень интересное специфическое направление. Основу спорта составляет обязательность соревновательной деятельности. Соревновательная деятельность здесь рассматривается как процедура сопоставления своих возможностей с возможностями других людей и, конечно, стремление к рекорду.

– Будет ли правильным назвать выпускника вашего факультета учителем физкультуры для людей с особенностями здоровья? Или это все-таки слишком узкое понятие?

Это очень узкое понятие. То есть можно здесь порассуждать о профстандартах и так далее, но я думаю, что мы не будем заострять на этом внимание. Нет, действительно один из профессиональных стандартов, к которому мы готовим, – учитель по адаптивной физической культуре. Преимущественно в рамках профиля «Адаптивное физическое воспитание». Но помимо этого наши выпускники работают инструкторами-методистами по адаптивной физической культуре. Они работают тренерами, тренерами-преподавателями по адаптивному спорту.

Более того, запрос на наших выпускников идет сразу из нескольких сфер. Помимо профильной для нас и родной сферы физической культуры и спорта, мы очень часто и плотно взаимодействуем со сферой социальной защиты населения, со сферой здравоохранения. Мы очень тесно сотрудничаем с нашими коллегами из области образования. Учитель по адаптивной физической культуре – это, наверное, то, с чего адаптивная физическая культура началась.

– Считаете ли вы, что быть специалистом по адаптивной физической культуре сложно?

Сложно – это вообще такой эпитет достаточно странный. Наверное, не бывает простых профессий, особенно если человек не просто отбывает номер, а старается реализовываться и развиваться. Я скажу, что эта профессия много требует от человека в плане личностных качеств. Невозможно стать хорошим специалистом по адаптивной физической культуре, будучи равнодушным человеком. Невозможно стать хорошим специалистом по адаптивной физической культуре без потребности постоянного саморазвития, профессионального совершенствования. Не буду лукавить, просто специалистом стать можно. Хорошим без этих качеств, я уверен, не получится.

Роман Гетц и Шелехов Алексей Анатольевич в НГУ им. П.Ф. Лесгафта. СМИ «Гид по вузам».
Роман Гетц и Шелехов Алексей Анатольевич в НГУ им. П.Ф. Лесгафта. СМИ «Гид по вузам».

Востребованность выпускников и инклюзивное обучение

– Как обстоят дела с востребованностью выпускников?

За то время, что я плотно работаю в этом образовательном направлении, не припомню, чтобы выпускники были не востребованы. Последние годы в связи с определенными политическими и прочими ситуациями, конечно, востребованность растет. Растет колоссально. Помимо прочего, улучшение благосостояния, улучшение медицинской помощи, качества здравоохранения и так далее ведут к повышению количества лиц с отклонениями в состоянии здоровья. Это просто такой четкий устоявшийся факт. Чем лучше состояние общества, тем таких людей будет становиться больше. Растет количество детей, имеющих различные отклонения в состоянии здоровья, растет количество людей, которые приобретают определенные устойчивые, необратимые изменения в состоянии здоровья.

Более того, расширяется спектр услуг, которые могут предоставить государственные и частные организации, различные фонды и так далее. И всем им нужны специалисты, которые обладают специфическими компетенциями. Поэтому спрос растет. Даже у нас получается так, что когда наши выпускники готовятся к государственной итоговой аттестации, к нам в Институт адаптивной физической культуры уже поступают запросы: «Когда они там у вас получат дипломы? Нам срочно они нужны. Направляйте их к нам» (улыбается).

– Учатся ли у вас дети с особыми образовательными потребностями?

Да, каждый год мы набираем студентов, у которых есть те или иные отклонения в состоянии здоровья. С момента образования направления это традиционная для нас практика. У нас даже разработаны в части дополнительных испытаний адаптированные тесты, позволяющие оценить их уровень физической подготовленности в соответствии с их возможностями функциональными. Они обучаются достаточно успешно в большинстве своем.

Этот инклюзивный компонент очень полезен и для будущего специалиста по адаптивной физической культуре, да и для общества в целом. Наши преподаватели опытные, как институтские, так и университетские, привыкли уже к тому, что у нас обучаются такие ребята, что есть определенные особенности, под которые нужно подстраиваться. Но все коллеги делают это если не с удовольствием, то по крайней мере очень ответственно к этому подходят и позволяют образовательную траекторию таких ребят полностью реализовать.

– В 2024 году были такие ребята среди поступивших?

На очную форму обучения поступили четыре человека с разными ограничениями в состоянии здоровья. Есть ребята, которые передвигаются на кресле-коляске, есть с нарушением зрения. На заочной форме еще больше ребят с разными нарушениями.

Роман Гетц и Шелехов Алексей Анатольевич в НГУ им. П.Ф. Лесгафта. СМИ «Гид по вузам».
Роман Гетц и Шелехов Алексей Анатольевич в НГУ им. П.Ф. Лесгафта. СМИ «Гид по вузам».

Абитуриенту

– Как бы вы могли охарактеризовать общую атмосферу на факультете, взаимоотношения между студентами и внеучебную деятельность?

У нас очень хорошо развита внеучебная деятельность, причем не только в составе комплексного плана воспитательной работы университета, но и сверх него. Так как у нас достаточно специфическая отрасль, к нам постоянно поступают запросы на предоставление волонтеров, ребят, которые безвозмездно могут поучаствовать в том или ином мероприятии физкультурно-спортивном или реабилитационной направленности для разных категорий людей. Ребята всегда с удовольствием откликаются.

Также у нас есть и физкультурно-спортивные мероприятия, мероприятия общевоспитательного плана. Их много, они интересные, а, главное, ребята всегда с удовольствием отзываются, идут на них, реализуют какие-то свои интересы, формируют компетенции, как сейчас говорят, soft skills и прочее.

Микроклимат на факультете и в институте, я считаю, замечательный. Это однозначно заслуга и профессорско-преподавательского состава, потому что среди них климат тоже хороший, а это передается обучающимся. Я думаю, что хорошая дисциплина в сочетании с заботой и порождает хороший микроклимат. Мы достаточно требовательные. В нашем институте много требуют от студентов. Но студенты тем не менее отвечают на это с благодарностью, потому что они чувствуют, что профессорско-преподавательский состав не просто отбывает номер, а заботится о них, передает им свой опыт.

Где-то студенты передают нам опыт свой. У нас очень много работающих уже ребят. У нас образовательная деятельность – это всегда диалог, всегда общение. Поэтому коллектив у нас прекрасный и в части сотрудников, и в части контингента обучающихся.

– Что можно посоветовать ребятам, которые сомневаются, выбирать им адаптивный спорт или нет?

Я думаю, первое, что можно посоветовать, – это прийти на день открытых дверей, потому что пока ты не увидишь, пока ты не пообщаешься, достаточно сложно сформировать свое мнение. Второе, наверное, – поизучать, что для лиц с отклонениями в состоянии здоровья вообще делается в нашей стране, а делается достаточно много, как меняется отношение к таким лицам. И здесь можно задать вопросы: «А что ты для этого можешь сделать? Сможешь ли ты быть частью этого процесса?» Потому что поколение, которое сейчас получает образование, на его плечи ляжет полноценный переход к здоровому и инклюзивному обществу.

Также мы беседовали с директором Института спорта НГУ им. П.Ф. Лесгафта Игорем Дмитриевым, деканом факультета индивидуальных образовательных и спортивных технологий Александром Приваловым, деканом факультета управления и общественных отношений Викторией Ермиловой и ответственным секретарем приемной комиссии Еленой Михайловой.

Смотри полное интервью в нашем ВК-сообществе «Гид по вузам | Поступай или проиграешь»

Роман Гетц в НГУ им. П.Ф. Лесгафта. СМИ «Гид по вузам».
Роман Гетц в НГУ им. П.Ф. Лесгафта. СМИ «Гид по вузам».

Твой «Гид по вузам»

Какие олимпиады стоит писать? Как выбрать школу, вуз в Петербурге? Как подготовиться к ЕГЭ? Какой список документов необходим для поступления? На все эти вопросы смогут ответить эксперты СМИ «Гид по вузам».

Мы предлагаем индивидуальный подход и профессиональные консультации, чтобы помочь вам определиться с выбором школы, будущей профессии и подготовиться к выпускным экзаменам. Наши юридические услуги помогут абитуриентам и их родителям защитить свои права, а видеоконтент о вузах и школах ответит на многие вопросы.

Пишите на электронную почту pr@gidvuz.ru или звоните по телефону единой линии поддержки +7 (921) 956-17-71. Мы находимся в центре Петербурга по адресу: 8-Советская ул., д. 17/19 (м. Площадь Восстания).

Больше интересных и полезных материалов о высшем образовании в Санкт-Петербурге на YouTube-канале, ТГ-канале и ВК-сообществе.