Из лекций С.В.Стахорского
Художественный стиль раннего авангарда, экспрессионизм возник в последнее десятилетие ХIХ века. Своим рождением он обязан норвежцу Эдварду Мунку, швейцарцу Арнольду Бёклину и бельгийцу Джеймсу Энсору — художникам, которые начинали как реалисты и бытописатели, позднее прошли через импрессионизм и символизм.
Первое произведение экспрессионизма, вызвавшее сильный общественный резонанс, — «Крик» Мунка. Интерес к картине был настолько велик, что Мунк сделал еще три варианта, причем, один из них выполнен пастелью.
Образ, найденный Мунком, деформированное лицо и широко раскрытый рот, издающий истошный крик, переняли художники, представлявшие разные течения авангарда ХХ века.
Тогда же, в конце ХIХ столетия, экспрессионизм, еще не имевший собственного имени, проявился в двух картинах Арнольда Бёклина под названием «Война». Написанные незадолго до смерти, они стоят особняком в творчестве художника. Картины изображают всадников Апокалипсиса, летящих над городом.
От романтиков экспрессионисты унаследовали фантасмагории, наводящие ужас. Из картин Уильяма Блейка и Иоганна Фюсли почерпнул Мунк образ вурдалака, вонзившего зубы в шею жертвы. Выпитая кровь окрасила волосы монстра в алый цвет.
К офортам Франсиско Гойи цикла «Капричос» восходят «Скелеты» Джеймса Энсора.
Вслед за Теодором Жерико, писавшим портреты умалишенных, Мунк в полотнах 1890-х исследует болезненные состояния психики: тревога, меланхолия, отчаяние.
В картинах Мунка, Бёклина и Энсора определились основные живописные приемы экспрессионизма, которыми пользовались художники следующего поколения: Амедео Модильяни, Марк Шагал, Павел Филонов, Борис Григорьев, Хаим Сутин, Макс Бекман, Эрнст Кирхнер, Эмиль Нольде, Карл Шмидт-Ротлуф, Альфред Кубин, Оскар Кокошка, Генри Кампендонк, Фрэнсис Бэкон и др.
Полотна экспрессионистов характеризуются динамикой и гротеском. В них фигуры, вещи, ландшафт предстают в деформированном виде и часто выглядят, как в кривом зеркале. Живописцы применяют пастозную технику, создающую цветовые диссонансы.
Если Мунк достигает экспрессии образа кричащими красками, то Модильяни использует рельефную линию, очерчивающую фигуры. Почти все его картины двуцветные: бледно-розовая кожа на лице и теле, серо-зеленый или темно-коричневый фон.
Экспрессионизм — мрачный стиль по колориту и по настроению персонажей. Среди них нет смеющихся или хотя бы улыбающихся. Унылые выражения на лицах, написанных Модильяни: у многих его персонажей «слепые», «мертвые» глаза с узкими прорезями, закрашенными темным цветом. Глаза без зрачков в автопортрете Хаима Сутина. В нескольких портретах и автопортретах Шагала лица зеленые.
Фигуры и лица в портретах Фрэнсиса Бэкона смяты, сморщены, искривлены.
Зловещий оскал и пустые глазницы у пирующих королей Павла Филонова. Картина, законченная незадолго до Первой мировой войны, воспринималась современниками как предвестие и предчувствие надвигающейся на Европу бойни — кровавого пиршества королей, пожирающих свои народы.
«Ночь» Макса Бекмана тоже связана с войной, хотя прямых аллюзий не имеет. В тесной комнате трое убийц расправляются со своими жертвами: один затягивает петлю на шее мужчины, которому другой выкручивает руки; рядом связанная женщина в разорванном платье — она, по-видимому, изнасилована; в левом верхнем углу видны ступни повешенного головой вниз.
Пространство полотен «Пир королей» и «Ночь» тесное, до отказа заполненное фигурами и вещами. Это частый прием экспрессионистической живописи, усиливающий драматическое напряжение. Филонов его применяет в картинах «Трое за столом» и «Живая голова». Эмиль Нольде сжимает в тесном пространстве совершающих погребение Христа. Едва помещаются в поле холста участники группы «Мост», изображенные Эрнстом Кирхнером.
В угнетающей тесноте происходит разговор героев картины и гравюры Эриха Хеккеля — двоих мужчин, сидящих за столом.
Хеккель иллюстрирует эпизод романа Достоевского «Идиот», в котором князь Мышкин и Рогожин, разглядывая репродукцию «Мертвого Христа» Гольбейна, приходят к выводу, что картина убивает веру в воскресение Христово. Как и в романе, у Хеккеля репродукция висит на тыльной стене, но художник отходит от оригинала Гольбейна и изображает Христа в экспрессивной изломанной позе с поднятыми вверх руками и согнутыми коленями.
Тесное пространство полотен экспрессионистов лишено глубины. В картине Марка Шагала «Желтая комната» двое наблюдают через дверной проем ночной ландшафт с миниатюрными домиками и большущей луной, которая смотрит на них широко раскрытыми глазами и заливает комнату желтым цветом такой силы, что у одного персонажа голова пошла кувырком (лоб и брови у него внизу, рот и подбородок вверху), а стол с самоваром покосился и, кажется, сейчас упадет.
В двумерном пространстве движется кортеж картины Шагала «Торговец скотом», стилизованной под лубочную живопись: кобыла с жеребенком в брюхе, погонщик, везущий на телеге бычка, и шествующая за ними баба с теленком на плечах, которого она держит за копытца. Последний образ восходит к древнегреческой статуе Мосхофора (Тельценосца).
Экспрессионисты применяют неестественно изогнутые позы. В таких позах лежат и сидят ню, написанные Модильяни. Согнувшись колесом, молится еврей в картине Шагала, а в другой его картине тащит на спине дом с хозяйкой в дверях.
Борис Григорьев показывает Мейерхольда на эстраде кабаре «Привал комедиантов». Он стоит в угловатой позе, с руками, согнутыми в локтях, и растопыренными пальцами.
В сумрачном мире экспрессионистической живописи выделяются мажорные пейзажи Эрнста Кирхнера и Макса Пехштейна, изображающие нагие фигуры на пленэре, но и в них присутствует цветовой диссонанс красных тел и зеленой растительности.
Эдемское состояние человека, живущего в гармонии с природой, — тема Генриха Кампендонка.
Праздничными красками наполняется суровый мир Шагала, когда он пишет уличных комедиантов и циркачей. Эта тема воплощена в картинах и монументальных панно. Одно из них расположено в фойе нью-йоркской Метрополитен-Опера; другое служит плафоном зрительного зала парижской Опера́ Гарнье.
В неэвклидовом пространстве экспрессионизма персонажи передвигаются не только по земле, но и по воздуху. Летают влюбленные Оскара Кокошки и Марка Шагала. Свой бурный роман с Альмой Малер, супругой композитора, Кокошка отразил в картине «Невеста ветра».
В медовый месяц Шагала, женившегося на Белле Розенфельд, возник замысел картин «Над городом» и «Прогулка». Последняя — едва ли не единственная во всей экспрессионистической живописи картина со смеющейся физиономией.
Художественные течения и стили раннего авангарда то сближались, то отталкивались друг от друга. С экспрессионизмом созвучны кубизм Пикассо и Брака, футуризм Ларионова и Гончаровой, символизм «Поверженного Демона» Врубеля. К экспрессионизму исследователи относят также «Голгофу» Николая Ге, появившуюся в один год с «Криком» Мунка.
Важным фактом в истории экспрессионизма стало объединение «Синий всадник», основанное в Мюнхене Василием Кандинским и Францем Марком, просуществовавшее три года — с 1911 по 1914-й. В этот период написаны лучшие полотна Марка: почти все они посвящены его любимой теме — миру животных.
В период «Синего всадника» Кандинский переходит от экспрессионизма к абстракционизму. На перепутье двух стилей им написаны «Картина с лучником» и «Водопад». Если в первой картине еще можно разглядеть всадника, который на полном скаку прицеливается из лука, повернувшись в седле, то вторая являет собой чистую абстракцию.
Фантазмы экспрессионистов послужили источником сюрреализма, возникшего в 1920-е годы. Во второй половине ХХ века приемы экспрессионизма были актуализированы в картинах и скульптурах Элия Белютина, Оскара Рабина, Эрнста Неизвестного, Вадима Сидура, Михаила Шемякина.
Текст лекции опубликован на сайте Библиотека Сергея Стахорского.
© Стахорский С.В.