Найти в Дзене

СТИЛЬ: ЭКСПРЕССИОНИЗМ

Из лекций С.В.Стахорского Художественный стиль раннего авангарда, экспрессионизм возник в последнее десятилетие ХIХ века. Своим рождением он обязан норвежцу Эдварду Мунку, швейцарцу Арнольду Бёклину и бельгийцу Джеймсу Энсору — художникам, которые начинали как реалисты и бытописатели, позднее прошли через импрессионизм и символизм. Первое произведение экспрессионизма, вызвавшее сильный общественный резонанс, — «Крик» Мунка. Интерес к картине был настолько велик, что Мунк сделал еще три варианта, причем, один из них выполнен пастелью. Образ, найденный Мунком, деформированное лицо и широко раскрытый рот, издающий истошный крик, переняли художники, представлявшие разные течения авангарда ХХ века. Тогда же, в конце ХIХ столетия, экспрессионизм, еще не имевший собственного имени, проявился в двух картинах Арнольда Бёклина под названием «Война». Написанные незадолго до смерти, они стоят особняком в творчестве художника. Картины изображают всадников Апокалипсиса, летящих над городом. От рома

Из лекций С.В.Стахорского

Художественный стиль раннего авангарда, экспрессионизм возник в последнее десятилетие ХIХ века. Своим рождением он обязан норвежцу Эдварду Мунку, швейцарцу Арнольду Бёклину и бельгийцу Джеймсу Энсору — художникам, которые начинали как реалисты и бытописатели, позднее прошли через импрессионизм и символизм.

Первое произведение экспрессионизма, вызвавшее сильный общественный резонанс, — «Крик» Мунка. Интерес к картине был настолько велик, что Мунк сделал еще три варианта, причем, один из них выполнен пастелью.

Эдвард Мунк. «Крик», 1893 год. Национальная галерея, Осло
Эдвард Мунк. «Крик», 1893 год. Национальная галерея, Осло

Образ, найденный Мунком, деформированное лицо и широко раскрытый рот, издающий истошный крик, переняли художники, представлявшие разные течения авангарда ХХ века.

Эдвард Мунк. «Крик» (фрагмент), 1893 год. Национальная галерея, Осло
Эдвард Мунк. «Крик» (фрагмент), 1893 год. Национальная галерея, Осло

Тогда же, в конце ХIХ столетия, экспрессионизм, еще не имевший собственного имени, проявился в двух картинах Арнольда Бёклина под названием «Война». Написанные незадолго до смерти, они стоят особняком в творчестве художника. Картины изображают всадников Апокалипсиса, летящих над городом.

Арнольд Бёклин. «Война», 1896 год. Галерея новых мастеров, Дрезден (слева), и Кунстхаус, Цюрих (справа)
Арнольд Бёклин. «Война», 1896 год. Галерея новых мастеров, Дрезден (слева), и Кунстхаус, Цюрих (справа)

От романтиков экспрессионисты унаследовали фантасмагории, наводящие ужас. Из картин Уильяма Блейка и Иоганна Фюсли почерпнул Мунк образ вурдалака, вонзившего зубы в шею жертвы. Выпитая кровь окрасила волосы монстра в алый цвет.

Эдвард Мунк. «Вампир», 1895 год. Музей Мунка, Осло
Эдвард Мунк. «Вампир», 1895 год. Музей Мунка, Осло

К офортам Франсиско Гойи цикла «Капричос» восходят «Скелеты» Джеймса Энсора.

Джеймс Энсор. «Скелеты, дерущиеся за копченую селедку», 1891 год. Музей изящных искусств, Брюссель
Джеймс Энсор. «Скелеты, дерущиеся за копченую селедку», 1891 год. Музей изящных искусств, Брюссель

Вслед за Теодором Жерико, писавшим портреты умалишенных, Мунк в полотнах 1890-х исследует болезненные состояния психики: тревога, меланхолия, отчаяние.

Эдвард Мунк. «Меланхолия», 1896 год. Художественный музей, Берген
Эдвард Мунк. «Меланхолия», 1896 год. Художественный музей, Берген

В картинах Мунка, Бёклина и Энсора определились основные живописные приемы экспрессионизма, которыми пользовались художники следующего поколения: Амедео Модильяни, Марк Шагал, Павел Филонов, Борис Григорьев, Хаим Сутин, Макс Бекман, Эрнст Кирхнер, Эмиль Нольде, Карл Шмидт-Ротлуф, Альфред Кубин, Оскар Кокошка, Генри Кампендонк, Фрэнсис Бэкон и др.

Полотна экспрессионистов характеризуются динамикой и гротеском. В них фигуры, вещи, ландшафт предстают в деформированном виде и часто выглядят, как в кривом зеркале. Живописцы применяют пастозную технику, создающую цветовые диссонансы.

Если Мунк достигает экспрессии образа кричащими красками, то Модильяни использует рельефную линию, очерчивающую фигуры. Почти все его картины двуцветные: бледно-розовая кожа на лице и теле, серо-зеленый или темно-коричневый фон.

Амедео Модильяни. «Красная обнаженная», 1917 год. Частная коллекция
Амедео Модильяни. «Красная обнаженная», 1917 год. Частная коллекция

Экспрессионизм — мрачный стиль по колориту и по настроению персонажей. Среди них нет смеющихся или хотя бы улыбающихся. Унылые выражения на лицах, написанных Модильяни: у многих его персонажей «слепые», «мертвые» глаза с узкими прорезями, закрашенными темным цветом. Глаза без зрачков в автопортрете Хаима Сутина. В нескольких портретах и автопортретах Шагала лица зеленые.

Амедео Модильяни. Портрет Леопольда Зборовского, 1918 год. Частная коллекция. Автопортрет, 1919 год. Музей современного искусства, Сан-Паулу. Фрагменты
Амедео Модильяни. Портрет Леопольда Зборовского, 1918 год. Частная коллекция. Автопортрет, 1919 год. Музей современного искусства, Сан-Паулу. Фрагменты
Хаим Сутин. Автопортрет, ок. 1920года. Эрмитаж, Санкт-Петербург
Хаим Сутин. Автопортрет, ок. 1920года. Эрмитаж, Санкт-Петербург
Марк Шагал. «Скрипач», 1912 год. Музей Стеделек, Амстердам (слева). «Я и деревня», 1911 год. The Museum of Modern Art, Нью-Йорк (справа)
Марк Шагал. «Скрипач», 1912 год. Музей Стеделек, Амстердам (слева). «Я и деревня», 1911 год. The Museum of Modern Art, Нью-Йорк (справа)

Фигуры и лица в портретах Фрэнсиса Бэкона смяты, сморщены, искривлены.

Фрэнсис Бэкон. Портрет Генриетты Мораес, 1963 год. Museum of Modern Art, Нью-Йорк
Фрэнсис Бэкон. Портрет Генриетты Мораес, 1963 год. Museum of Modern Art, Нью-Йорк

Зловещий оскал и пустые глазницы у пирующих королей Павла Филонова. Картина, законченная незадолго до Первой мировой войны, воспринималась современниками как предвестие и предчувствие надвигающейся на Европу бойни — кровавого пиршества королей, пожирающих свои народы.

Павел Филонов. «Пир королей», 1913 год. Русский музей, Санкт-Петербург
Павел Филонов. «Пир королей», 1913 год. Русский музей, Санкт-Петербург

«Ночь» Макса Бекмана тоже связана с войной, хотя прямых аллюзий не имеет. В тесной комнате трое убийц расправляются со своими жертвами: один затягивает петлю на шее мужчины, которому другой выкручивает руки; рядом связанная женщина в разорванном платье — она, по-видимому, изнасилована; в левом верхнем углу видны ступни повешенного головой вниз.

Макс Бекман. «Ночь», 1919 год. Kunstsammlung, Дюссельдорф
Макс Бекман. «Ночь», 1919 год. Kunstsammlung, Дюссельдорф

Пространство полотен «Пир королей» и «Ночь» тесное, до отказа заполненное фигурами и вещами. Это частый прием экспрессионистической живописи, усиливающий драматическое напряжение. Филонов его применяет в картинах «Трое за столом» и «Живая голова». Эмиль Нольде сжимает в тесном пространстве совершающих погребение Христа. Едва помещаются в поле холста участники группы «Мост», изображенные Эрнстом Кирхнером.

Павел Филонов. «Трое за столом», 1915 год. Русский музей, Санкт-Петербург
Павел Филонов. «Трое за столом», 1915 год. Русский музей, Санкт-Петербург
Павел Филонов. «Живая голова», 1923 год. Русский музей, Санкт-Петербург
Павел Филонов. «Живая голова», 1923 год. Русский музей, Санкт-Петербург
Эмиль Нольде «Погребение», 1915 год. Национальный музей, Осло
Эмиль Нольде «Погребение», 1915 год. Национальный музей, Осло
Эрнст Кирхнер. Групповой портрет участников группы «Мост», 1927 год. Музей Людвига, Кельн
Эрнст Кирхнер. Групповой портрет участников группы «Мост», 1927 год. Музей Людвига, Кельн

В угнетающей тесноте происходит разговор героев картины и гравюры Эриха Хеккеля — двоих мужчин, сидящих за столом.

Эрих Хеккель. «Двое мужчин за столом», 1912 год. Музей Вальрафа-Рихарца, Кёльн
Эрих Хеккель. «Двое мужчин за столом», 1912 год. Музей Вальрафа-Рихарца, Кёльн

Хеккель иллюстрирует эпизод романа Достоевского «Идиот», в котором князь Мышкин и Рогожин, разглядывая репродукцию «Мертвого Христа» Гольбейна, приходят к выводу, что картина убивает веру в воскресение Христово. Как и в романе, у Хеккеля репродукция висит на тыльной стене, но художник отходит от оригинала Гольбейна и изображает Христа в экспрессивной изломанной позе с поднятыми вверх руками и согнутыми коленями.

Эрих Хеккель. «Двое мужчин за столом», гравюра, 1912 год
Эрих Хеккель. «Двое мужчин за столом», гравюра, 1912 год

Тесное пространство полотен экспрессионистов лишено глубины. В картине Марка Шагала «Желтая комната» двое наблюдают через дверной проем ночной ландшафт с миниатюрными домиками и большущей луной, которая смотрит на них широко раскрытыми глазами и заливает комнату желтым цветом такой силы, что у одного персонажа голова пошла кувырком (лоб и брови у него внизу, рот и подбородок вверху), а стол с самоваром покосился и, кажется, сейчас упадет.

Марк Шагал. «Желтая комната», 1911 год. Музей фонда Бейелера, Базель
Марк Шагал. «Желтая комната», 1911 год. Музей фонда Бейелера, Базель

В двумерном пространстве движется кортеж картины Шагала «Торговец скотом», стилизованной под лубочную живопись: кобыла с жеребенком в брюхе, погонщик, везущий на телеге бычка, и шествующая за ними баба с теленком на плечах, которого она держит за копытца. Последний образ восходит к древнегреческой статуе Мосхофора (Тельценосца).

Марк Шагал. «Торговец скотом», 1912 год. Художественный музей, Базель
Марк Шагал. «Торговец скотом», 1912 год. Художественный музей, Базель

Экспрессионисты применяют неестественно изогнутые позы. В таких позах лежат и сидят ню, написанные Модильяни. Согнувшись колесом, молится еврей в картине Шагала, а в другой его картине тащит на спине дом с хозяйкой в дверях.

Марк Шагал. «Еврей за молитвой», 1912 год. «Воспоминание», 1914 год. Галерея Соломона Гугенхайма, Нью-Йорк
Марк Шагал. «Еврей за молитвой», 1912 год. «Воспоминание», 1914 год. Галерея Соломона Гугенхайма, Нью-Йорк

Борис Григорьев показывает Мейерхольда на эстраде кабаре «Привал комедиантов». Он стоит в угловатой позе, с руками, согнутыми в локтях, и растопыренными пальцами.

Борис Григорьев. Портрет В.Э.Мейерхольда (фрагмент), 1916 год. Русский музей, Санкт-Петербург
Борис Григорьев. Портрет В.Э.Мейерхольда (фрагмент), 1916 год. Русский музей, Санкт-Петербург

В сумрачном мире экспрессионистической живописи выделяются мажорные пейзажи Эрнста Кирхнера и Макса Пехштейна, изображающие нагие фигуры на пленэре, но и в них присутствует цветовой диссонанс красных тел и зеленой растительности.

Эрнст Кирхнер. «Обнаженные играющие люди», 1910 год. Пинакотека современного искусства, Мюнхен
Эрнст Кирхнер. «Обнаженные играющие люди», 1910 год. Пинакотека современного искусства, Мюнхен
Макс Пехштейн. «Под деревьями», 1911 год. Институт искусств, Детройт
Макс Пехштейн. «Под деревьями», 1911 год. Институт искусств, Детройт

Эдемское состояние человека, живущего в гармонии с природой, — тема Генриха Кампендонка.

Генрих Кампендонк. «Человек и животные среди природы», 1920-е годы. Эрмитаж, Санкт-Петербург
Генрих Кампендонк. «Человек и животные среди природы», 1920-е годы. Эрмитаж, Санкт-Петербург

Праздничными красками наполняется суровый мир Шагала, когда он пишет уличных комедиантов и циркачей. Эта тема воплощена в картинах и монументальных панно. Одно из них расположено в фойе нью-йоркской Метрополитен-Опера; другое служит плафоном зрительного зала парижской Опера́ Гарнье.

Марк Шагал. Панно Метрополитен-Опера, 1960-е годы. Нью-Йорк
Марк Шагал. Панно Метрополитен-Опера, 1960-е годы. Нью-Йорк

В неэвклидовом пространстве экспрессионизма персонажи передвигаются не только по земле, но и по воздуху. Летают влюбленные Оскара Кокошки и Марка Шагала. Свой бурный роман с Альмой Малер, супругой композитора, Кокошка отразил в картине «Невеста ветра».

Оскар Кокошка. «Невеста ветра», 1914 год. Художественный музей, Базель
Оскар Кокошка. «Невеста ветра», 1914 год. Художественный музей, Базель

В медовый месяц Шагала, женившегося на Белле Розенфельд, возник замысел картин «Над городом» и «Прогулка». Последняя — едва ли не единственная во всей экспрессионистической живописи картина со смеющейся физиономией.

Марк Шагал. «Над городом», 1914–1918 год. Третьяковская галерея, Москва
Марк Шагал. «Над городом», 1914–1918 год. Третьяковская галерея, Москва
Марк Шагал. «Прогулка», 1917 год. Русский музей, Санкт-Петербург
Марк Шагал. «Прогулка», 1917 год. Русский музей, Санкт-Петербург

Художественные течения и стили раннего авангарда то сближались, то отталкивались друг от друга. С экспрессионизмом созвучны кубизм Пикассо и Брака, футуризм Ларионова и Гончаровой, символизм «Поверженного Демона» Врубеля. К экспрессионизму исследователи относят также «Голгофу» Николая Ге, появившуюся в один год с «Криком» Мунка.

Николай Ге. «Голгофа», 1893 год. Третьяковская галерея, Москва
Николай Ге. «Голгофа», 1893 год. Третьяковская галерея, Москва

Важным фактом в истории экспрессионизма стало объединение «Синий всадник», основанное в Мюнхене Василием Кандинским и Францем Марком, просуществовавшее три года — с 1911 по 1914-й. В этот период написаны лучшие полотна Марка: почти все они посвящены его любимой теме — миру животных.

Франц Марк. «Желтая корова», 1911 год. Галерея Соломона Гугенхайма, Нью-Йорк
Франц Марк. «Желтая корова», 1911 год. Галерея Соломона Гугенхайма, Нью-Йорк
Франц Марк. «Лисы», 1913 год. Частная коллекция
Франц Марк. «Лисы», 1913 год. Частная коллекция

В период «Синего всадника» Кандинский переходит от экспрессионизма к абстракционизму. На перепутье двух стилей им написаны «Картина с лучником» и «Водопад». Если в первой картине еще можно разглядеть всадника, который на полном скаку прицеливается из лука, повернувшись в седле, то вторая являет собой чистую абстракцию.

Василий Кандинский. «Картина с лучником», 1909 год. The Museum of Modern Art, Нью-Йорк
Василий Кандинский. «Картина с лучником», 1909 год. The Museum of Modern Art, Нью-Йорк
Василий Кандинский. «Водопад», 1909 год. Художественная галерея Йельского университета, Нью-Хейвен
Василий Кандинский. «Водопад», 1909 год. Художественная галерея Йельского университета, Нью-Хейвен

Фантазмы экспрессионистов послужили источником сюрреализма, возникшего в 1920-е годы. Во второй половине ХХ века приемы экспрессионизма были актуализированы в картинах и скульптурах Элия Белютина, Оскара Рабина, Эрнста Неизвестного, Вадима Сидура, Михаила Шемякина.

Текст лекции опубликован на сайте Библиотека Сергея Стахорского.

© Стахорский С.В.

-37