Из лекций С.В.Стахорского
Художественный стиль первой половины ХIХ века, романтизм ярко проявился в литературе, театре, музыке, живописи и графике; коснулся философии и эстетики, тогда как в скульптуре и архитектуре преобладающим стилем оставался классицизм.
Возникновение романтизма обусловлено крушением идеалов эпохи Просвещения, кризисом просветительских идей «общественного договора», социального мира и прогресса. Великая французская революция с ее бесчисленными жертвами, наполеоновские войны, последовавшие за революцией, подорвали веру в социальные утопии просветителей. Стало очевидным, что в этих утопиях уничтожаются обещанные просветителями свободы человека.
Разочарование в идее социального прогресса порождает у романтиков крайний индивидуализм. В созданных ими картинах и литературных произведениях личность достигает невиданной прежде полноты и духовного напряжения.
Утверждая суверенитет человека, романтики формируют новую концепцию художника. Они категорически отвергают всякую нормативность в искусстве: не традиция и не канон, как считали прежде, а личность художника отныне признается единственным критерием творчества. По словам Пушкина, «писателя должно судить по законам, им самим над собою признанным».
Свобода личностного самовыражения отчетливо проявилась в жанре портрета. В отличие от репрезентативного портрета классицизма с его нарочито позирующими моделями, романтический портрет изображает человека, находящегося как бы наедине с самим собой, погруженного в себя, в свои собственные думы. Таков, например, портрет Фредерика Шопена кисти Делакруа.
Художник-романтик подмечает в портретируемом самые оригинальные, кажущиеся странными черты. Делакруа в портрете Паганини намеренно утрирует пластику, придавая фигуре s-образную позу. Эта изогнутая фигура — метафора скрипичного ключа и тех виртуозных пассажей, которые выделывал Паганини на своей скрипке.
Необходимыми элементами романтического портрета стали свободная, раскованная поза, домашняя одежда, неприбранный интерьер. Таким мы видим Пушкина в хорошо известном портрете кисти Тропинина. Стиль романтизма отчетливо проявляется в сравнении с другим столь же известным портретом Пушкина, выполненным Кипренским. Оба портрета написаны в один и тот же год — 1827-й.
Орест Кипренский, в творчестве которого пересекались классицистические и романтические тенденции, в данном случае пишет репрезентативный портрет, создающий возвышенный образ поэта, гений которого выражает статуя музы на фоне. Пушкин, будучи поэтом романтизма, с некоторой иронией отозвался об этом портрете:
Себя как в зеркале я вижу,
Но это зеркало мне льстит.
Тропинин же пишет романтический портрет и использует его постоянные атрибуты: рубаха с раскрытым воротом, халат, небрежно повязанный галстук.
Особое место среди произведений портретного жанра у романтиков занимает автопортрет. Для них он был примерно тем же, чем интимная лирика для романтических поэтов, — самопознанием и исповедью. Поэтому живописцы оставили такое большое количество автопортретов, каждый из которых был своего рода страницей духовной биографии. Делакруа и Тропинин написали по семь автопортретов, Гойя и Кипренский — по девять, Карл Брюллов — около двадцати.
Художник-классицист стремился к воплощению идеальных образов и следовал принципу «очищенной природы». Романтики выдвигают другой принцип: «подражание природе». Они считают, что не престало художнику совершенствовать мир, созданный творцом, и надо отображать мир таким, каков он есть, — в высоких и низких проявлениях, в трагических и комических состояниях.
Классицизм — стиль строгой симметрии и правильной геометрии: в живописи и архитектуре оперирует прямыми линиями и параллелями. Романтизм асимметричен. Прямые и параллели романтики называют линиями-уродами. «Когда человек создает их, — говорит Эжен Делакруа, — природа начинает их разрушать. Мхи и различные случайности ломают прямые линии человеческих построек. <…> Сколько животных, с яростью работающих над разрушением всякой правильности! Ласточка лепит свое гнездо над карнизом дворца, червь прокладывает свою извилистую дорожку в балках здания. Отсюда очарование старинных и разрушенных вещей: разрушение приближает вещь к природе».
Особенно увлекают романтиков контрасты — столкновения возвышенного и низменного. Средством отображения этих контрастов для них служит гротеск. Именно романтики ввели понятие гротеска в культурный оборот. Конечно, гротеск существовал и раньше, хотя не имел постоянного имени. Гротескные образы наполняют полотна Иеронима Босха, Дюрера, Арчимбольдо, Веласкеса и других художников. Для романтиков гротеск служит средством фантастики, пародии и сатиры.
Беспощадный гротеск отличает сатирические портреты кисти Франсиско Гойи: в них отражены самые отвратительные проявления человека. Гротеск преобладает в жутких фантасмагориях Уильяма Блейка.
Классицисты отображали в человеке типическое и социальное; романтики, напротив, интересуются всем, что типическим не является. Их занимает человек в экстремальных проявлениях и экстраординарных поступках, в состояниях помутненного сознания — сновидения, бреда, кошмара.
Карла Брюллова привлекает образ девушки-сомнамбулы, героини романтической оперы Винченцо Беллини.
Теодор Жерико проводит много времени в приюте умалишенных, где пишет портретную серию душевнобольных. Вот он всматривается в лицо сумасшедшего, воображающего себя полководцем; ловит неподвижный взгляд старухи, смотрящей в одну точку.
Интерес к пограничному сознанию отражает знаменитый офорт Франсиско Гойи «Сон разума рождает чудовищ».
Мировоззрению романтиков присущ катастрофизм. Живописцы любят изображать природные катаклизмы, разгул стихии, перед которой человек бессилен.
В картине Жерико гигантские волны вздымают маленький полуразрушенный плот, ставший последним убежищем для пассажиров затонувшего корабля «Медуза». На переднем плане мы видим старика, безучастного к происходящему, склонившегося над телом мертвого сына. Взоры тех, в ком еще теплится жизнь и кого не покинул рассудок, обращены на дальний край плота, где подросток, стоя на бочонке, машет красным платком в сторону корабля, появившегося на горизонте. Жерико замечательно передает сложную гамму человеческих чувств: тут и отчаяние, и надежда. Динамика полотна определяется диагональной композицией, энергичной лепкой объемов, напряженными контрастами света и тени.
В картине Брюллова «Последний день Помпеи» мы видим множество людей, охваченных ужасом. Их руки и платья извиваются, будто языки пламени. От удара молнии рушится здание, падают стоящие на фронтоне статуи. Драматизм усиливает огненное зарево на горизонте.
На картину Брюллова Пушкин откликнулся коротким стихотворением:
Везувий зев открыл — дым хлынул клубом — пламя
Широко развилось, как боевое знамя.
Земля волнуется — с шатнувшихся колонн
Кумиры падают! Народ, гонимый страхом,
Толпами, стар и млад, под воспаленным прахом,
Под каменным дождем бежит из града вон.
Постоянной темой романтической живописи служат социальные катастрофы — войны и революции. Романтики не пишут батальные панорамы, в которых живописец обозревает битву как бы с высоты птичьего полета. Романтический художник оказывается в самой гуще сражения: мимо него проносится офицер конных егерей, идущих в атаку; где-то рядом раненый кирасир покидает поле боя.
Делакруа пишет картину «Резня на Хиосе» так, будто сам был очевидцем и жертвой расправы турок над греками, заявившими о независимости острова от Османской империи. В день Хиосской резни, 11 апреля 1822 года, были убиты 25 тысяч жителей, включая малолетних детей, женщин и стариков; десятки тысяч обращены в рабство.
В картине Делакруа казни дожидаются 13 персонажей, изображенных на переднем плане: среди них — обнявшиеся юноша и девушка, раненый мужчина, молящаяся старуха, младенец, прижавшийся к груди убитой матери. Над ними возвышается солдат на вздыбленной лошади, занесший саблю, чтобы убить юношу, который вцепился в сбрую и пытается освободить привязанную к ней женщину. Картина «Резня на Хиосе» обозначила водораздел между классицизмом и романтизмом. Отрицательно высказывались о ней классицисты Гро и Энгр.
Свое место художник-романтик находит на революционных баррикадах. Франсиско Гойя — не сторонний наблюдатель расстрела мадридских повстанцев, а живой свидетель, ощущающий себя одним из расстрелянных. В картине Делакруа «Свобода, ведущая народ» фигура молодого человека в черном сюртуке, сжавшего в руках ружье, — обобщенный образ художника-романтика.
Романтиков привлекает экзотический мир Востока. Они любуются красотой этого мира, но одновременно показывают его фанатизм и жестокость.
Для русских романтиков особой притягательностью обладает мир жаркого юга. Нужно долго прожить в суровом промозглом климате Петербурга, чтобы написать такую картину, как «Итальянский полдень» Брюллова.
Важное место в творчестве живописцев-романтиков занимает пейзаж. Создателями романтического пейзажа считаются французские художники барбизонской школы — Теодор Руссо, Жюль Дюпре, Шарль-Франсуа Добиньи. Они были первыми пейзажистами, которые стали работать на пленэре; их опыт подхватил Камиль Коро.
До романтизма пейзажный жанр представлен, главным образом, ведутой — городским ландшафтом. Пейзажи, изображающие поля, леса, горы и долины, время от времени появлялись, но в большинстве случаев были написаны peindre de chic — в мастерской, по памяти.
Почему художники не нуждались в пленэре? На то были две причины: внешняя и внутренняя. Внешняя причина связана с тем, что до ХIХ века люди чувствовали себя в безопасности только в городе, и поэтому остерегались подолгу находиться за городской стеной. Внутренняя же причина в том, что живописец, руководствуясь принципом «очищенной природы», не видел смысла в том, чтобы как-то особо всматриваться в природный ландшафт.
Создатели романтического пейзажа, барбизонцы покинули город и поселились в деревушке Барбизон, от названия которой пошло их прозвище. Они начинают наблюдать природу, ловить ее оттенки — в разное время суток, при разной погоде, при различном освещении.
Романтический пейзаж имеет ярко выраженный лирический характер, отмеченный субъективным переживанием художника. Эту особенность точно выразил поэт Батюшков, сказавший однажды, что «пейзаж должен быть портрет». В романтическом пейзаже видимое, наблюдаемое в природе переходит в душевное состояние и ощущается как внутреннее переживание. Это позволило романтиком создать особый тип пейзажа настроения.
Живопись барбизонцев лишена эффектов: палитра сдержанная, почти монохромная. Чтобы передать вибрации света, художники применяют валёры — множество разных по светосиле оттенков одного и того же цвета. Опыт барбизонцев стал отправной точкой поисков импрессионистов, творчество которых приходится на вторую половину ХIХ века.
Как художник романтического направления начинал барбизонец Жан-Франсуа Милле, но впоследствии повернул в сторону реализма.
Классицисты в картинах-ведутах стремились точно отразить архитектурный объект. Романтиков интересует не объект как таковой, а производимое им впечатление.
Мрачной и суровой крепостью выглядит Мон-Сен-Мишель в картине Теодора Руссо. Ту же крепость Джордж Стэнфилд изображает сказочным волшебным замком. Мон-Сен-Мишель пугает и тревожит Руссо, тогда как Стенфилд им любуется.
Различия в подходе к жанру ведуты классицистов и романтиков можно проследить на примере трех пейзажей с видом на крепость Сант-Анджело, написанных почти во одно время Александром Брюлловым, Сильвестром Щедриным и Камилем Коро.
Все три картины выполнены примерно с одной точки наблюдения, но выглядят мало похожими друг на друга. Александр Брюллов, брат живописца Карла Брюллова, — архитектор ампира. В его акварели точен общий вид и прорисованы все архитектурные детали. Щедрин и Коро — романтики, и смотрят они на объект совсем другими глазами. Картина Щедрина, залитая рассеянным утренним светом, замечательно передает атмосферу наступающего дня. У Коро — жаркий день, в раскаленном мареве которого плавятся очертания зданий.
Если классицисты ориентировались на античность, то романтики связали свои культурно-исторические интересы со средневековьем. Так, австрийские и немецкие художники, создавшие объединение назарейцев (Овербек, Пфор, Фогель и др.), образуют коммуну по типу средневековых цеховых корпораций: в ней они живут общей жизнью, деля друг с другом кров и стол, и творчеством часто занимаются совместно.
Английские романтики (Россетти, Джон Милле, Хант) образуют союз прерафаэлитов: их увлекает искусство до Рафаэля, до Ренессанса — отсюда название объединения.
Тягой к средневековью обусловлено появление в архитектуре стилизованной готики, или неоготики.
Романтизм питал большой интерес к национальным традициям. В отечественной культуре поиски национальных корней привели к возникновению так называемого «русского стиля», вытеснившего стиль ампир.
В середине ХIХ века романтизм угасает как художественное направление и стиль живописи, но его отголоски наблюдаются вплоть до конца столетия.
Текст лекции опубликован на сайте Библиотека Сергея Стахорского.
© Стахорский С.В.