От «Махорки» до Сухаревки: как Мельников переосмыслил торговлю
Константин Мельников, легендарный представитель советского авангарда, оставил глубокий след в истории архитектуры благодаря своему смелому подходу к решению привычных задач.
Его первая реализованная работа — деревянный павильон «Махорка» 1923 года — стала символом новой эпохи, но, увы, не сохранилась.
Зато второе творение мастера, здание конторы Ново-Сухаревского рынка (1924–1925), выстояло, став редким свидетельством раннего конструктивизма. Почему именно кирпичная постройка пережила столетие? Ответ кроется не только в материале, но и в гениальности замысла.
Сухаревка: от книжного рая до барахолки
История Сухаревского рынка — это история Москвы в миниатюре. Еще в XVIII веке площадь у Сухаревой башни кипела торговлей, а к XIX столетию превратилась в «книжный нерв» города. Букинисты и старьевщики, трактиры и толчея — Владимир Гиляровский называл Сухаревку «морем голов», где за раритетами охотились купцы-коллекционеры. Однако после революции рынок, ставший пристанищем криминала, закрыли по личному распоряжению Ленина.
НЭП вернул частную торговлю, но уже на новом месте — у Гефсиманского скита. Именно здесь Мельникову, только что завершившему эскиз саркофага для первого Мавзолея, поручили создать «торговый город будущего».
Архитектура как «оркестр танцующих гармоний»
Мельников подошел к задаче как визионер. Вместо скучных рядов палаток он спроектировал 1500 цветных киосков, размещенных «пилообразно» — так, чтобы витрины под углом не мешали потоку покупателей. «Архитектура заставила торговлю подчиниться», — гордо замечал зодчий. Каждый павильон, окрашенный в цвет товара (синий для рыбы, коричневый для кожи), закрывался на ночь, словно ящик.
Но главной жемчужиной стала контора рынка — трехэтажное здание-треугольник с открытой винтовой лестницей и круглым иллюминатором. Изначально Мельников хотел сделать здание круглым, но остановился на динамичной форме со «срезанным» углом. На плоской крыше планировалось летнее кафе, а фасад украшала реклама пива — дань трактирному прошлому Сухаревки.
Этот проект предвосхитил павильон СССР в Париже (1925), прославивший Мельникова на весь мир. Рынок же стал прообразом современных торговых центров: с электричеством, водопроводом и пожарной сигнализацией.
Судьба здания: от электроподстанции к культурному центру
В 1930 году рынок закрыли, а в здании конторы разместили автобазу, потом электроподстанцию. За век оригинальный облик истерся: скатная крыша заменила плоскую, пластиковые окна — деревянные, а лестничный иллюминатор заложили кирпичом. Несмотря на это, в 2023 году здание признали объектом культурного наследия.
Сегодня его ждет второе рождение
«Чтобы творение одного из мэтров авангарда вновь стало соответствовать задумке автора, реставраторам предстоит сохранить и восстановить конструктивные и декоративные элементы здания. Мастера уже начали демонтировать позднюю отделку и планировочные решения, диссонирующие с обликом памятника, а также расчищать стены.
В ходе работ на основании архивных данных будут максимально сохранены и воссозданы элементы конструкций здания, относящихся к периоду постройки — 1926 году. Так, специалистам предстоит отреставрировать фасады и интерьеры здания, восстановить исторические проемы и кирпичную кладку стен памятника. Также в ходе работ приведут в порядок подлинные окна и подоконники, восстановят фурнитуру по историческим образцам», — отметил руководитель Мосгорнаследия Алексей Емельянов.
Мельниковский ренессанс
Ново-Сухаревский рынок — не просто здание. Это манифест веры в то, что даже утилитарная постройка может стать искусством. Мельников превратил контору в символ авангардной мечты, где функциональность танцует с красотой. И спустя 101 год его «оркестр гармоний» вновь зазвучит — уже как напоминание о том, что гениальная архитектура бессмертна.
Екатерина Серёжина