Найти в Дзене
Эстетика Эпох

Деревянный мавзолей Ленина: саркофаг, спроектированный гениальным Мельниковым и пирамида Щусева

Оглавление

Смерть Владимира Ленина 21 января 1924 года не только изменила ход истории СССР, но и породила уникальный архитектурный и идеологический феномен — Мавзолей. Первая деревянная усыпальница, возведенная за три дня, стала отправной точкой для создания монумента, который на десятилетия превратился в сакральный символ советской власти. История его строительства — это смесь политических амбиций, научных экспериментов и архитектурных поисков, отразивших дух эпохи.

Деревянная пирамида: спешка и символизм

Первый Мавзолей, спроектированный Алексеем Щусевым, появился на Красной площади уже 27 января 1924 года. При возведении первого деревянного Мавзолея в 1924 году обошлись без конкурсов. В ночь с 23 на 24 января архитектор Алексей Щусев получил от Советского правительства задание: срочно, за трое суток, спроектировать и построить на Красной площади временный мавзолей, который должен быть готов ко дню похорон Владимира Ильича.

От архитектора требовалось, чтобы мавзолей был не грандиозным, но величественным и вписывался в архитектуру площади. А еще давал бы возможность трудящимся проститься с вождем, то есть был бы доступен для массового посещения.

Первый деревянный мавзолей
Первый деревянный мавзолей

Первый мавзолей проект
Первый мавзолей проект

Архитектор, вдохновленный формой древних пирамид, создал трехступенчатую конструкцию из кубов, обшитую деревом. Внутри находился Траурный зал с гробом Ленина, оформленный художником Игнатием Нивинским: красные стены с черными полосами, серп и молот на потолке, матовые люстры. Однако узкие лестницы и проблемы с вентиляцией быстро выявили недостатки сооружения. Температура в зале поднималась из-за потока людей, что угрожало сохранности тела, временно забальзамированного формалиновым раствором.

Второй деревянный Мавзолей: трибуны, дуб и «хрустальный» саркофаг

К весне 1924 года временную усыпальницу закрыли для перебальзамирования тела по методу профессора Воробьева и биохимика Збарского. Второй вариант Мавзолея, также деревянный, получил портик и ступенчатые трибуны, ставшие местом для партийных выступлений. Обшитый лакированным дубом, он простоял до 1929 года, а вокруг него разбили сквер с чугунной решеткой.

Строительство второго деревянного мавзолея
Строительство второго деревянного мавзолея

Второй деревянный мавзолей
Второй деревянный мавзолей

Трибуна второго мавзолея
Трибуна второго мавзолея

Щусев использовал упрощенные формы ордерной архитектуры, что подчеркивало связь с античными традициями, но с советской интерпретацией.

Саркофаг для вождя спроектировал гениальный русский архитектор-авангардист Константин Степанович Мельников. И именно эта работа спасла в дальнейшем его жизнь от репрессий. Мельников был вдохновлён сказкой о Спящей красавице.

Проектный лист Мельникова
Проектный лист Мельникова

Она однажды пробудилась ото сна — а авангардисты верили, что однажды будет изобретено и «лекарство от смерти». Поэтому тело Вождя нужно было до этого момента сохранить — во многом это зависело и от качества саркофага. Архитектор предложил крышку, напоминающую кристалл, — она асимметрична и имеет острые выступающие углы, по-разному преломляющие свет. На листах можно увидеть этапы работы над проектом — от быстрых набросков до чертежей и изометрий.

Проект номер 5
Проект номер 5

На конкурсе победил саркофаг, чья крышка напоминала хрустальный преломляющийся кристалл, но впоследствии выяснилось, что реализовать эту форму с технологиями того времени было невозможно. В результате Мельникову пришлось предложить ещё восемь вариантов стеклянного купола над телом с той же идеей, но более простых в реализации — один из них и был использован в Мавзолее до 1945 года.

Примечательно, что при монтаже готовой крышки одно стекло было разбито, и его срочно вырезали из витрины ресторана «Яр», поскольку только там оно нашлось подходящего размера. Внутри был предусмотрен вакуум, и архитектор разработал специальную конструкцию, позволяющую поправлять на теле макияж, не нарушая целостность вакуума.

Реализованный вариант
Реализованный вариант

Архивное фото
Архивное фото

Каменный колосс: международный конкурс и вечность власти

В 1925 году был объявлен международный конкурс на проект каменного Мавзолея. Среди предложений фигурировали корабль «Октябрь», земной шар и пятиконечная звезда, но комиссия выбрала сохранение пирамидальной формы. Щусев, вдохновленный египетскими и месопотамскими зиккуратами, создал сооружение из красного гранита, почти полностью повторяющее деревянное, но из черного лабрадора и порфира. Высота увеличилась до 12 метров, а внутренний объем — в 12 раз. Траурный зал, оформленный как десятиметровый куб, создавал иллюзию «парящего» саркофага благодаря скрытым металлическим колоннам.

-11

-12

Каменный Мавзолей, завершенный в 1930 году, стал не только усыпальницей, но и трибуной для партийной элиты. Его расположение на высшей точке Красной площади символизировало незыблемость советской власти, а форма пирамиды отсылала к древним культам вечности, что позже породило конспирологические теории о «престоле Сатаны».

Эволюция саркофага: от стекла к пуленепробиваемому кубу

Первый саркофаг Мельникова, несмотря на инновационность, имел недостатки: блики на стекле и перегрев ламп. В 1945 году его заменили на конструкцию в форме перевернутой трапеции с зеркальными светильниками, разработанную Щусевым и скульптором Борисом Яковлевым. Угол наклона стекла сделал его «невидимым», а освещение подчеркивало естественность облика Ленина. Позже, в 1973 году, установили пуленепробиваемый саркофаг, защищавший тело даже во время покушений.

-13

Екатерина Серёжина

Эстетика Эпох