Смерть Владимира Ленина 21 января 1924 года не только изменила ход истории СССР, но и породила уникальный архитектурный и идеологический феномен — Мавзолей. Первая деревянная усыпальница, возведенная за три дня, стала отправной точкой для создания монумента, который на десятилетия превратился в сакральный символ советской власти. История его строительства — это смесь политических амбиций, научных экспериментов и архитектурных поисков, отразивших дух эпохи.
Деревянная пирамида: спешка и символизм
Первый Мавзолей, спроектированный Алексеем Щусевым, появился на Красной площади уже 27 января 1924 года. При возведении первого деревянного Мавзолея в 1924 году обошлись без конкурсов. В ночь с 23 на 24 января архитектор Алексей Щусев получил от Советского правительства задание: срочно, за трое суток, спроектировать и построить на Красной площади временный мавзолей, который должен быть готов ко дню похорон Владимира Ильича.
От архитектора требовалось, чтобы мавзолей был не грандиозным, но величественным и вписывался в архитектуру площади. А еще давал бы возможность трудящимся проститься с вождем, то есть был бы доступен для массового посещения.
Архитектор, вдохновленный формой древних пирамид, создал трехступенчатую конструкцию из кубов, обшитую деревом. Внутри находился Траурный зал с гробом Ленина, оформленный художником Игнатием Нивинским: красные стены с черными полосами, серп и молот на потолке, матовые люстры. Однако узкие лестницы и проблемы с вентиляцией быстро выявили недостатки сооружения. Температура в зале поднималась из-за потока людей, что угрожало сохранности тела, временно забальзамированного формалиновым раствором.
Второй деревянный Мавзолей: трибуны, дуб и «хрустальный» саркофаг
К весне 1924 года временную усыпальницу закрыли для перебальзамирования тела по методу профессора Воробьева и биохимика Збарского. Второй вариант Мавзолея, также деревянный, получил портик и ступенчатые трибуны, ставшие местом для партийных выступлений. Обшитый лакированным дубом, он простоял до 1929 года, а вокруг него разбили сквер с чугунной решеткой.
Щусев использовал упрощенные формы ордерной архитектуры, что подчеркивало связь с античными традициями, но с советской интерпретацией.
Саркофаг для вождя спроектировал гениальный русский архитектор-авангардист Константин Степанович Мельников. И именно эта работа спасла в дальнейшем его жизнь от репрессий. Мельников был вдохновлён сказкой о Спящей красавице.
Она однажды пробудилась ото сна — а авангардисты верили, что однажды будет изобретено и «лекарство от смерти». Поэтому тело Вождя нужно было до этого момента сохранить — во многом это зависело и от качества саркофага. Архитектор предложил крышку, напоминающую кристалл, — она асимметрична и имеет острые выступающие углы, по-разному преломляющие свет. На листах можно увидеть этапы работы над проектом — от быстрых набросков до чертежей и изометрий.
На конкурсе победил саркофаг, чья крышка напоминала хрустальный преломляющийся кристалл, но впоследствии выяснилось, что реализовать эту форму с технологиями того времени было невозможно. В результате Мельникову пришлось предложить ещё восемь вариантов стеклянного купола над телом с той же идеей, но более простых в реализации — один из них и был использован в Мавзолее до 1945 года.
Примечательно, что при монтаже готовой крышки одно стекло было разбито, и его срочно вырезали из витрины ресторана «Яр», поскольку только там оно нашлось подходящего размера. Внутри был предусмотрен вакуум, и архитектор разработал специальную конструкцию, позволяющую поправлять на теле макияж, не нарушая целостность вакуума.
Каменный колосс: международный конкурс и вечность власти
В 1925 году был объявлен международный конкурс на проект каменного Мавзолея. Среди предложений фигурировали корабль «Октябрь», земной шар и пятиконечная звезда, но комиссия выбрала сохранение пирамидальной формы. Щусев, вдохновленный египетскими и месопотамскими зиккуратами, создал сооружение из красного гранита, почти полностью повторяющее деревянное, но из черного лабрадора и порфира. Высота увеличилась до 12 метров, а внутренний объем — в 12 раз. Траурный зал, оформленный как десятиметровый куб, создавал иллюзию «парящего» саркофага благодаря скрытым металлическим колоннам.
Каменный Мавзолей, завершенный в 1930 году, стал не только усыпальницей, но и трибуной для партийной элиты. Его расположение на высшей точке Красной площади символизировало незыблемость советской власти, а форма пирамиды отсылала к древним культам вечности, что позже породило конспирологические теории о «престоле Сатаны».
Эволюция саркофага: от стекла к пуленепробиваемому кубу
Первый саркофаг Мельникова, несмотря на инновационность, имел недостатки: блики на стекле и перегрев ламп. В 1945 году его заменили на конструкцию в форме перевернутой трапеции с зеркальными светильниками, разработанную Щусевым и скульптором Борисом Яковлевым. Угол наклона стекла сделал его «невидимым», а освещение подчеркивало естественность облика Ленина. Позже, в 1973 году, установили пуленепробиваемый саркофаг, защищавший тело даже во время покушений.
Екатерина Серёжина