Найти в Дзене

10 способов научить дошкольника математике

Оглавление

«Математике надо учить с пелёнок!» «Он до сих пор не умеет считать!» «Надо срочно навёрстывать упущенное!» Такие и подобные мысли не редкость среди родителей дошкольников. И действительно, математические представления у детей формируются очень рано. Помочь ребёнку в развитии можно и нужно. Причём делается это бюджетно и без дополнительных затрат времени. Как встроить обучение маленького ребёнка математике в повседневные дела, рассказывает Юлия Анатольевна Афанасьева, кандидат педагогических наук, доцент ИПКР МГПУ.

— Развитие математических навыков у дошкольников не обязательно требует специальных пособий или сложных материалов. В этом процессе могут участвовать как педагоги, так и семья: родители, братья и сёстры, бабушки и дедушки. Многие повседневные ситуации — отличная возможность для обучения и практики. Вот несколько идей, как использовать обычные моменты для математического развития дошкольников.

В магазине

Во время похода в магазин предложите ребёнку помочь вам наполнить корзину нужными продуктами и посчитать их. Например, трёх-четырёхлетнего малыша можно попросить в отделе «Овощи и фрукты» принести яблоко, морковку, картошку, грушу, банан и пр. Взрослый обязательно уточняет, один, много или мало положили продуктов в корзину: «Молодец, ты принес бананы, их много». Выбирая морковь, можно попросить найти только маленькие по размеру и положить их в пакет. Детей среднего и старшего дошкольного возраста можно просить найти и принести конкретное количество продуктов: «Давай найдём 5 красных яблок».

На кухне

На кухне всегда найдется место для математических задач! Ребёнок может быть настоящим помощником! Например, он может помочь отсчитать необходимое количество картошки, лука, моркови для супа; посчитать сколько ложек сахара или соли мама положила в кашу; попросить разделить тесто на равные части для выпечки печенья. Дети постарше могут помогать взвешивать нужное количество продуктов.

В детской

Игры с конструктором или кубиками развивают расширяют математические представления ребёнка о форме, величине, пространственных и количественных отношениях предметов. Попросите ребёнка построить самую высокую башню или сложить пирамиду из определенного числа элементов: «Построй башню из 10 кубиков так, чтобы она была устойчивой». Во время игры взрослый может указывать и на размеры элементов, из которых стоится башня: «Возьми сначала большой кубик. Поставь на него маленький кубик». Можно акцентировать внимание на пространственном расположении элементов: «Давай на синий кубик сверху поставим красный кубик. Справа поставим еще кубик, например желтый». Выполнив постройку башни или крепости, можно с ней поиграть, расставив маленькие игрушки. Игрушки будут разговаривать, что-то делать, ходить в разные стороны, подниматься и спускаться вверх и вниз, стоять перед башней и за ней и пр.

В ванной и на площадке

Вода и песок — отличные материалы для изучения математических представлений о множестве, числе, величине, объёме для закрепления навыков счёта, измерений, конструирования, моделирования. Например, взрослый предлагает ребёнку младшего дошкольного возраста взять большое ведро и наполнить его песком. Затем вслух проговаривает, что в большом ведре много песка. Затем можно попросить пересыпать песок из большого ведра в маленькое. Ребёнок увидит, что не весь песок поместился в маленькое ведро, и сделает настоящее открытие: разные вёдра вмещают разное количество песка.

Старших дошкольников можно спросить: «Какое ведро заполнится быстрее — большое или маленькое?». Играющего в песочнице ребёнка можно попросить сосчитать построенные куличики, найденные в песке камешки, формочки, мелкие игрушки. Если ребёнок еще не называет числа, то взрослый пальцем указывает на куличики и медленно считает, например, до трёх.

По дороге

Прогулки на свежем воздухе тоже могут стать учебным процессом. Например, можно считать ступеньки у лестницы, поднимаясь или спускаясь по ней; считать шаги до ближайшего дерева; стоя на светофоре, вести обратный отсчет от 10, сколько еще осталось ждать; наблюдать за птицами и обсуждать, какие из них летают выше других, или играть в «найди самый высокий объект». Пример задания: «Посчитаем, сколько шагов нужно сделать, чтобы дойти до угла улицы».

С книгами и мультиками

Даже чтение книг и просмотр мультфильмов может включать элементы математики. Обратите внимание ребёнка на числовые данные в книгах или попросите его сосчитать персонажей на картинке. Пример задания: «На этой странице нарисованы три котёнка. Сколько всего лап у этих котят?». Можно по ходу мультика задавать детям вопросы, уточняя временные представления (что когда происходит: утром или вечером, зимой или летом). Развивая представления о величине, уточняйте, что ручеёк узкий, а река широкая; тропинка узкая, а дорога широкая, дуб большой, а ёлочка маленькая, дом одного героя высокий, другого — низкий и пр.

Настольные игры

Настольные игры часто включают элементы счёта, стратегии и планирования. Они отлично подходят для тренировки математических навыков в игровой форме. Пример задания: «Брось кубик и посмотри, сколько ходов тебе нужно сделать».

Рисование и лепка

Рисование и лепка — отличный способ для развития понимания формы и пространства, формирования представлений о количестве и счёте, ознакомления с величинами, развития наблюдательности и анализа, развития логического мышления и пр. Попросите ребёнка нарисовать дом с определённым количеством окон или слепить фигуру определённой формы и размера. Пример задания: «Нарисуй треугольник и круг рядом друг с другом».

Музыкальная математика

Ритм и музыка — отличный инструмент для освоения математических понятий. Пойте песни, сопровождаемые хлопками или топаньем ног, и просите ребёнка повторять ритм, считать шаги, хлопки в ладоши, звуки колокольчика, бубна. Пример задания: «Попробуем хлопнуть в ладоши 4 раза подряд».

Совместный проект

Звучит громко, не так ли? Но ведь проекты бывают очень простыми! Взрослые порой даже не замечают, что их рутина для ребёнка — неизведанное поле. Например, праздники. Дети очень их ждут. Вот и проект с использованием календаря и счётом: «Сколько дней осталось до нашего праздника?»

«А где же математика?», — спросите вы. Она именно в этом! Дошкольник не сможет взять интеграл, но уверенно считать, распознавать форму предметов и применять эти знания в обычной жизни — достойный уровень для человека, который собирается пойти в школу и научиться там решать примеры и задачи.

А как дети воспринимают время? Читайте в новой статье Юлии Анатольевны!