Время — это абстрактное понятие, которое взрослые воспринимают интуитивно, но для ребенка оно остается загадкой. Дети не видят и не слышат время, а ощущают его через события, эмоции и ритм жизни. Почему для малыша пять минут ожидания кажутся вечностью, а целый день пролетает незаметно? Как помочь ребенку научиться ориентироваться во времени? Рассказывает Юлия Анатольевна Афанасьева, кандидат педагогических наук, доцент ИПКР МГПУ.
Как дети чувствуют время?
Восприятие времени у ребёнка сильно отличается от взрослого. Это связано с особенностями мышления и отсутствием жизненного опыта.
До 3 лет малыши живут «здесь и сейчас». Они не понимают, что такое «скоро», «потом» или «завтра». Для них существует только настоящее.
Пример: Ребёнок плачет, потому что мама сказала: «Сейчас приду», но для него «сейчас» — это мгновенно, а не через пять минут.
В 3–5 лет дети начинают осознавать последовательность событий («сначала поели, потом поспали»), но еще путают понятия «вчера», «сегодня», «завтра».
Пример: Ребенок может сказать: «Мы завтра ходили в зоопарк», имея в виду вчерашний день.
В 5–7 лет дети учатся определять время по часам, но их восприятие все еще субъективно:
- Время тянется, если скучно («Когда же мы приедем?»).
- Пролетает, если весело («Как быстро закончился праздник!»).
Время может «лететь» или «тянуться» в зависимости от того, чем мы его наполняем. Ученые заметили, что:
- настоящее кажется долгим, если день скучный, и пролетает незаметно, если насыщен событиями;
- прошлое, наоборот, вспоминается длинным, если было много впечатлений, и коротким – если ничего не происходило;
- ожидание искажает восприятие: когда ждёшь чего-то приятного, время «ползёт», а если неприятного – «мчится».
Почему детям сложно понимать время?
- Время неосязаемо — его нельзя потрогать или увидеть.
- Оно субъективно — зависит от эмоций (ожидание мучительно, а радость мимолетна).
- Оно необратимо — время нельзя вернуть или остановить.
- Отсутствует контроль — ребёнок не может ускорить или замедлить время.
- Требует сложных измерений (часы, минуты, дни недели).
Как помочь ребёнку ориентироваться во времени?
1. Связывайте время с событиями
Дети лучше понимают абстрактные временные промежутки, когда они связаны с конкретными действиями. Вот как можно это обыграть.
- «После мультиков мы поужинаем» (вместо «через час»).
- «Когда папа придет с работы, будем купаться» (вместо «вечером»).
- «Сначала почистим зубы, потом ляжем спать» (последовательность).
- «Мы пойдем гулять, когда большая стрелка дойдет до шестёрки» (обучение по часам).
- «На выходных поедем к бабушке» (связь с днями недели).
- «Когда на улице станет тепло, посадим цветы» (времена года).
- «Ты пойдешь в школу, когда тебе исполнится 7 лет» (долгосрочные ориентиры).
- «Мы включим новогоднюю ёлку, когда стемнеет» (связь с природными явлениями).
2. Используйте наглядные модели
- Песочные часы — показывают, как «убегают» минуты.
- Календарь с картинками — помогает запомнить дни недели.
- Распорядок дня в картинках — визуализирует последовательность событий.
3. Играйте со временем
Игры помогают сделать восприятие времени более наглядным и веселым.
- «Стоп-час» — ребенок закрывает глаза и пытается угадать, когда прошла минута.
- «Кто быстрее?» — соревнование, например, кто быстрее соберет игрушки. У игроков есть 2 минуты.
- «Песочные гонки» — переворачиваем песочные часы и выполняем задание, пока песок сыплется.
- «Живые часы» — рисуем циферблат на полу, ребенок становится стрелкой и двигается по команде.
- «День и ночь» — когда ведущий говорит «день», дети бегают, «ночь» – замирают.
- «Что сначала, что потом?» — раскладываем карточки с событиями в правильном порядке (утро → день → вечер → ночь).
- «Времена года в коробке» — собираем предметы, связанные с разными сезонами (снежинки, листья, цветы).
- «Тик-так» — хлопаем в ладоши в ритме секундной стрелки.
- «Сколько успеешь за минуту?» (собрать кубики, нарисовать рисунок).
- «Угадай, сколько прошло времени» (закрыть глаза и сказать, когда пройдет минута).
4. Обсуждайте временные понятия в повседневной жизни
Чем чаще ребенок слышит временные термины в контексте, тем быстрее он их освоит.
- «Смотри, солнце садится — значит, скоро вечер» (связь с природой).
- «Сегодня среда — у тебя танцы» (дни недели и расписание).
- «Через три дня будет твой день рождения!» (обратный отсчет).
- «Зимой холодно и идет снег, а летом жарко и можно купаться» (времена года).
- «Бабушка приедет в следующем месяце» (долгосрочное планирование).
- «Мы завтракаем утром, а ужинаем вечером» (режим дня).
- «Ты был маленьким, а теперь растешь» (возраст и течение времени).
- «Когда ты спишь, на другой стороне Земли — день» (географическое время).
5. Наполняйте дни яркими моментами
Чем больше интересных событий, тем быстрее и счастливее пролетает время для ребенка. Примеры: «Сегодня мы идем в зоопарк — день пролетит весело!», «Давай устроим пикник на лужайке — будет маленькое приключение».
6. Будьте терпеливы
Ребенок не сразу научится правильно оценивать время. Важно мягко поправлять его:
- Не «Мы пойдем завтра», а «Мы пойдем после сна».
- Не «Жди пять минут», а «Я подойду, когда закончу мыть посуду».
Восприятие времени у детей формируется постепенно. Чем больше вы будете обсуждать с ребенком временные понятия в игровой форме, тем легче ему будет научиться ориентироваться в часах, днях недели и сезонах. Главное — терпение и поддержка!
Хотите научить дошкольника не только представлениям о времени, но и другим премудростям математики? Вот 10 способов это сделать.