Найти в Дзене

Как дети воспринимают время: советы родителям

Оглавление

Время — это абстрактное понятие, которое взрослые воспринимают интуитивно, но для ребенка оно остается загадкой. Дети не видят и не слышат время, а ощущают его через события, эмоции и ритм жизни. Почему для малыша пять минут ожидания кажутся вечностью, а целый день пролетает незаметно? Как помочь ребенку научиться ориентироваться во времени? Рассказывает Юлия Анатольевна Афанасьева, кандидат педагогических наук, доцент ИПКР МГПУ.

Как дети чувствуют время?

Восприятие времени у ребёнка сильно отличается от взрослого. Это связано с особенностями мышления и отсутствием жизненного опыта.

До 3 лет малыши живут «здесь и сейчас». Они не понимают, что такое «скоро», «потом» или «завтра». Для них существует только настоящее.

Пример: Ребёнок плачет, потому что мама сказала: «Сейчас приду», но для него «сейчас» — это мгновенно, а не через пять минут.

В 3–5 лет дети начинают осознавать последовательность событий («сначала поели, потом поспали»), но еще путают понятия «вчера», «сегодня», «завтра».

Пример: Ребенок может сказать: «Мы завтра ходили в зоопарк», имея в виду вчерашний день.

В 5–7 лет дети учатся определять время по часам, но их восприятие все еще субъективно:

  • Время тянется, если скучно («Когда же мы приедем?»).
  • Пролетает, если весело («Как быстро закончился праздник!»).

Время может «лететь» или «тянуться» в зависимости от того, чем мы его наполняем. Ученые заметили, что:

  • настоящее кажется долгим, если день скучный, и пролетает незаметно, если насыщен событиями;
  • прошлое, наоборот, вспоминается длинным, если было много впечатлений, и коротким – если ничего не происходило;
  • ожидание искажает восприятие: когда ждёшь чего-то приятного, время «ползёт», а если неприятного – «мчится».

Почему детям сложно понимать время?

  • Время неосязаемо — его нельзя потрогать или увидеть.
  • Оно субъективно — зависит от эмоций (ожидание мучительно, а радость мимолетна).
  • Оно необратимо — время нельзя вернуть или остановить.
  • Отсутствует контроль — ребёнок не может ускорить или замедлить время.
  • Требует сложных измерений (часы, минуты, дни недели).

Как помочь ребёнку ориентироваться во времени?

1. Связывайте время с событиями

Дети лучше понимают абстрактные временные промежутки, когда они связаны с конкретными действиями. Вот как можно это обыграть.

  • «После мультиков мы поужинаем» (вместо «через час»).
  • «Когда папа придет с работы, будем купаться» (вместо «вечером»).
  • «Сначала почистим зубы, потом ляжем спать» (последовательность).
  • «Мы пойдем гулять, когда большая стрелка дойдет до шестёрки» (обучение по часам).
  • «На выходных поедем к бабушке» (связь с днями недели).
  • «Когда на улице станет тепло, посадим цветы» (времена года).
  • «Ты пойдешь в школу, когда тебе исполнится 7 лет» (долгосрочные ориентиры).
  • «Мы включим новогоднюю ёлку, когда стемнеет» (связь с природными явлениями).

2. Используйте наглядные модели

  • Песочные часы — показывают, как «убегают» минуты.
  • Календарь с картинками — помогает запомнить дни недели.
  • Распорядок дня в картинках — визуализирует последовательность событий.

3. Играйте со временем

Игры помогают сделать восприятие времени более наглядным и веселым.

  • «Стоп-час» — ребенок закрывает глаза и пытается угадать, когда прошла минута.
  • «Кто быстрее?» — соревнование, например, кто быстрее соберет игрушки. У игроков есть 2 минуты.
  • «Песочные гонки» — переворачиваем песочные часы и выполняем задание, пока песок сыплется.
  • «Живые часы» — рисуем циферблат на полу, ребенок становится стрелкой и двигается по команде.
  • «День и ночь» — когда ведущий говорит «день», дети бегают, «ночь» – замирают.
  • «Что сначала, что потом?» — раскладываем карточки с событиями в правильном порядке (утро → день → вечер → ночь).
  • «Времена года в коробке» — собираем предметы, связанные с разными сезонами (снежинки, листья, цветы).
  • «Тик-так» — хлопаем в ладоши в ритме секундной стрелки.
  • «Сколько успеешь за минуту?» (собрать кубики, нарисовать рисунок).
  • «Угадай, сколько прошло времени» (закрыть глаза и сказать, когда пройдет минута).

4. Обсуждайте временные понятия в повседневной жизни

Чем чаще ребенок слышит временные термины в контексте, тем быстрее он их освоит.

  • «Смотри, солнце садится — значит, скоро вечер» (связь с природой).
  • «Сегодня среда — у тебя танцы» (дни недели и расписание).
  • «Через три дня будет твой день рождения!» (обратный отсчет).
  • «Зимой холодно и идет снег, а летом жарко и можно купаться» (времена года).
  • «Бабушка приедет в следующем месяце» (долгосрочное планирование).
  • «Мы завтракаем утром, а ужинаем вечером» (режим дня).
  • «Ты был маленьким, а теперь растешь» (возраст и течение времени).
  • «Когда ты спишь, на другой стороне Земли — день» (географическое время).

5. Наполняйте дни яркими моментами

Чем больше интересных событий, тем быстрее и счастливее пролетает время для ребенка. Примеры: «Сегодня мы идем в зоопарк — день пролетит весело!», «Давай устроим пикник на лужайке — будет маленькое приключение».

6. Будьте терпеливы

Ребенок не сразу научится правильно оценивать время. Важно мягко поправлять его:

  • Не «Мы пойдем завтра», а «Мы пойдем после сна».
  • Не «Жди пять минут», а «Я подойду, когда закончу мыть посуду».

Восприятие времени у детей формируется постепенно. Чем больше вы будете обсуждать с ребенком временные понятия в игровой форме, тем легче ему будет научиться ориентироваться в часах, днях недели и сезонах. Главное — терпение и поддержка!

Хотите научить дошкольника не только представлениям о времени, но и другим премудростям математики? Вот 10 способов это сделать.