— В одной школе я наблюдал, как детям 6-8 лет предложили написать на стикерах свои вопросы и ответы и повесить их на стену. Девочка написала «Что важнее — мама или интернет?» и тут же написала: «Конечно, мама», — рассказывает доцент дирекции образовательных программ МГПУ, преподаватель магистратуры «Тьюторство в сфере образования», автор телеграм-канала Questioning Thinking Вадим Евгеньевич Карастелёв. А на деле? Как часто ваш ребёнок просит оставить его в покое и дать пообщаться в соцсетях? Не замечали ли вы такого поведения за собой? Давайте вместе с Вадимом Евгеньевичем разберёмся, как перестать делать из гаджетов смысл жизни и как стать для ребёнка не менее интересным собеседником, чем машинные алгоритмы.
Младенчество: время прививать от интернет-зависимости!
В первые годы жизни, когда ребенок еще не может говорить, родители довольно часто используют директивный и телеграфный стиль и говорят в основном на бытовые темы: «Давай есть», «Идём спать» и т. д. Слов мало, интонация — авторитарная.
Но доказано: чем больше разнообразных слов родители используют в первые годы жизни ребёнка, тем больше его словарный запас. А если мы заменим краткие утверждения на вопросительные предложения, дети будут развиваться быстрее.
Младенец ещё не может говорить, но он уже может понимать. Поэтому можно, например, взять в каждую руку по игрушке и спросить ребенка: «С чем ты хочешь сейчас поиграть — с этим или с этим?», при этом показывая руку с соответствующей игрушкой. Или спросить: «Что ты будешь пить: воду или сок?». Детей постарше можно спросить: «Какую одежду мы надевали вчера, а какую ты хочешь надеть сегодня?». Ребёнок будет понимать, что к нему обращаются с вопросом и предлагают сделать выбор, а не указывают, что делать, с чем играть, что надевать.
Когда ребёнок научился говорить, пора обращать его внимание на что-то интересное в виде вопроса («Видишь, какой необычный сегодня закат?»). Ребёнок во внутреннем диалоге может начать спрашивать себя сам, обращая внимание на что-то любопытное. На следующем этапе он, воспроизводя норму, продемонстрированную взрослым, может обратить внимание родителя на то, что его заинтересовало.
Задавайте вопросы об играх и творчестве детей:
«Что ты строишь? Дом? А кто в этом доме будет жить? А что это здесь на крыше? А что будет около дома?»
«Что ты рисуешь? А кто это? А в руке у него что?» и т.п.
Читая книгу, можно спрашивать, как думает ребёнок, что будет дальше делать герой, в чём опасность, а что сам ребёнок стал бы делать на месте героя, почему что-то произошло. Такие же вопросы можно ставить о реальных ситуациях — «Почему это вороны так раскричались?», «О, смотри, кот крадется. За кем это он охотится?». Такие вопросы будят любознательность и творчество.
Школьники: прирождённые почемучки
Спрашивайте о том, чем интересуется ребёнок! Иначе есть риск быстро оказаться менее интересными, чем Интернет.
Если говорить с ребёнком серьёзно, в соответствии с его возрастом и интересами, то и ребёнок, скорее всего, ответит вам тем же. Чем больше родители будут задавать вопросов, тем быстрее дети будут развиваться, и уже вы получите от них вопросы, на которые не всякий учитель ответит. Например дети 6-8 лет спрашивают:
— Почему медведь сосет лапу зимой?
— Почему Вселенная бесконечная?
— Зачем нужен человек?
— Почему я похожа на человека?
— Почему нет единорогов?
— Почему в мире есть цветы?
— Почему контрольные в апреле?
— Почему человек не может жить на Марсе?
— Кто любит животных?
— Почему школа существует?
Такие вопросы делают общение детей и родителей интереснее, и любимым собеседником ребёнка станет живой человек, а не машина. Но нужно быть готовым к тому, что ребенок вкладывает в вопрос другой смысл, чем слышит его взрослый. Например, о чем спрашивает ребенок, спрашивая «Почему Луна круглая?»? О форме объекта или о фазах Луны? Поэтому почаще проверяйте, правильно ли вы поняли вопрос и на него ли вы отвечаете.
Пеняем на зеркало?
Сверхзависимость от технических устройств, подключенных к Интернету, есть не только у детей, но и у взрослых. В Чебоксарах тьюторы из организации «На стороне ребёнка» придумали и реализовали несколько интенсивов без гаджетов для семейных пар. На два дня взрослые выезжают без детей за город и сдают все гаджеты, а тьюторы организуют плотное содержательное общение, мастер-классы и игры на тему родительства, образования, здоровья, творчества.
Добровольный отказ от гаджетов сопровождается насыщенной коммуникацией по актуальным темам. После приезда с интенсивов родители обговаривают с детьми правила использования гаджетов в доме, которым подчиняются все члены семьи. Например, после 21:00 все смартфоны переводятся в беззвучный режим и убираются. Время перед сном — для чтения, рассказов о том, как прошел день и другим делам в реальности. В вечерние часы родители и дети начинают сближаться, появляются общие темы и дела. Кстати, вполне можно обсудить и вопрос, что мы теряем, когда становимся сверхзависимыми от гаджетов.
Конечно, надо отдельно обсуждать что значит «сверхзависимость». Одним из признаков может служить количество экранного времени, когда человек смотрит на экран (условно больше 5 часов в день), а также регулярная судорожная проверка сообщений и лайков в соцсетях и т. д.
Четыре вопроса о гаджетах для подростков
В 2024 году мы с Верой Даниловой выпустили самоучитель «Практикум интерактивного вопрошания», который по версии платформы skillbox.ru стал новинкой года в области книг по образованию. Приведем одно из упражнений «Предметы вопрошают», которое родители могут сначала выполнить и обсудить самостоятельно, а потом его можно предложить выполнить подросткам.
- Представьте, что вы остались без гаджета (забыли дома и поздно это обнаружили, потеряли и т. д.). Что вы будете делать?
- Вообразите, что смартфон получил возможность задавать вам только вопросы. Запишите хотя бы 10 вопросов, которые бы он вам задал в описанной выше ситуации.
- Запишите смысл каждого вопроса для вас: зачем, с какой целью он был задан. Например, смысл вопроса «А кто может тебе помочь?» может заключаться в обнаружении тех, кто способен оказать помощь.
- Что важного вы получили при выполнении этой техники? Запишите.
При выполнении заданий:
- может возникнуть ощущение, что даже когда ты один, можно получить помощь со стороны, главное — это увидеть и услышать;
- можно наткнуться на проблему или решение, которые не ожидал увидеть;
- открыться самому себе в трудной ситуации;
- не отвергать затруднение, а принять его как вызов.
Техника тренирует навык опосредованного формулирования вопросов, который помогает начать спрашивать. Кроме того, может проявляться неявное и непонятное, и вы окажетесь готовым к встрече с неопределенным будущим. В целом техника работает на занятие проактивной позиции по отношению к трудностям и предотвращает появление ступора в критических ситуациях.
Пробовали применять идеи из этого материала? Напишите, пожалуйста, автору в комментариях о том, помогло это или нет. И — задавайте вопросы! Самый глупый вопрос — тот, который не задан!