Кажется, теплоходы на Волге были всегда. С самого открытия навигации с высокого берега реки открывается вид на идущие пассажирские суда, сухогрузы и буксиры.
С судоходной отраслью связаны сотни тысяч человек, однако даже многие из этих профессионалов не знают, что эра теплоходостроения в мире началась благодаря российским инженерам, которые применили двигатель внутреннего сгорания на судне.
Сегодня на канале «История Волжского пароходства» рассказываем о первом в мире речном винтовом буксире «Коломенский дизель» («Мысль»), к которому впервые применили термин «теплоход».
Читайте также:
🔎 Катамараны: от плотов из бревен в Древней Индии до теплоходов на Волге.
Первые на планете
В начале XX века произошло знаменательное событие в истории судоходства — в мире появились теплоходы. А изобрели их российские инженеры. С Волги и Оки.
Немного предыстории. В 1892 году немецкий инженер Рудольф Дизель запатентовал двигатель для работы на пылевидном угольном топливе, в 1897-м построил опытный дизель-мотор. Крупный российский нефтепромышленник и судовладелец Нобель приобрел привилегию на производство таких моторов на своем заводе в Петербурге, правда, агрегат требовал доработки конструкции. Разрешение на производство дизель-моторов Нобель передал и другим заводам: Коломенскому, Николаевскому и Нижегородскому.
Отечественные инженеры начали активно совершенствовать изобретение Дизеля. Мастера завода Нобеля в 1898 году создали первые двигатели сложного компрессорного типа, способные работать не на керосине, а на сырой нефти. По данным Музея речного флота, в 1903 году промышленная фирма братьев Нобель построила на нижегородском заводе первый в мире речной нефтеналивной теплоход — танкер «Вандал», а чуть позже однотипные «Сармат» и «Скиф». Они предназначались для перевозки нефти из Рыбинска в Санкт-Петербург. Размеры корпуса приняли с учетом ограничений Мариинской системы. Их мощность была по 360 номинальных сил, грузоподъемность — по 750 т.
И вот осенью 1907 года с судоверфи в Коломне был спущен на воду первый в мире буксирный теплоход «Коломенский дизель», который позже переименовали в «Мысль». Судно приобрело акционерное общество «Океан» братьев Меркульевых для работы на Волге.
Все изменила «муфта Корейво»
Новое судно было впервые оснащено дизельным агрегатом мощностью 300 л.с. По словам специалистов, использование дизелей в судоходной отрасли в качестве главных энергетических установок стало настоящим техническим прорывом, сенсационным открытием.
Первому, кому это удалось сделать, был инженер Раймонд Корейво, выпускник Петербургского технологического института, конструктор теплоходов и двигателей, главный инженер завода братьев Струве в Коломне. Он сконструировал пневматическую фрикционную муфту для реверсирования (перемены хода) судна. Она позволяла изменять направление вращения выходящего вала двигателя на противоположное, предоставляя таким образом возможность корректировки направления тяги винта. В чем была уникальность изобретения?
«Появление такого совершенного двигателя, как дизель, вызвало стремление применить его для судовых целей. Однако препятствием к тому была его неприспособленность для этой новой роли: нереверсивность двигателя, его большой вес, громоздкость и мало выясненная в то время способность изменять число оборотов», — описывал проблему инженер Дмитрий Филиппов, выступивший с докладом в 1910 году на Петербургском съезде двигателестроителей.
Решение этой задачи нашли с помощью двух подходов:
✅ на Оке — коломенские инженеры использовали особое механическое приспособление, которое назвали «муфтой Корейво»;
✅ на Волге — нижегородские мастера применили электрическую передачу в 1908 году, уже после Корейво, создали реверсивный дизельный двигатель.
Филиппов объяснил суть изобретения Корейво так. Вал двигателя Дизеля вращается непрерывно в одном направлении и изменяет число оборотов лишь в небольших пределах, т.е. работает при тех же условиях, как на сухопутных установках. Управление же гребным аппаратом достигается посредством введения между гребным и машинным валами специальной пневматической, фрикционной муфты. Ее трущиеся поверхности охлаждаются водой, а степень нажатия произвольно изменяется. Таким образом, для изменения скорости вращения гребного вала можно не прибегать к изменению числа оборотов машины, а лишь увеличивать или уменьшать давление воздуха в муфте.
Врез («»):
Муфта Корейво и построенный благодаря этой системе реверсивный судовой дизель породили новый тип судна – теплоход, который мог без возобновления запаса топлива преодолевать расстояния в 3–5 раз больше, чем пароход.
«Русский двигатель»
Вернемся к теплоходу «Коломенский дизель». Колесный буксир со стальным корпусом для барж был построен по чертежам, разработанным под руководством коломенского инженера Карла Хагелина.
Характеристики судна:
⚙️Габариты: длина — 48,77 м, ширина — 15,24 м, высота — 3,05 м.
⚙️Главная силовая установка — четырехтактный дизель мощностью 300 л.с., с числом оборотов 240 об/мин. Вспомогательный агрегат — дизель-динамо.
⚙️Тип движителя — два гребных колеса.
⚙️Судно было оборудовано различными системами, в том числе осушения, пожаротушения, водоснабжения, сточной, отопления и вентиляции корпуса и помещений.
⚙️Экипаж теплохода — 18 человек.
Источник: библиотека корабельного инженера Е.Л. Смирнова.
По словам историков, лицензии на использование «муфты Корейво» приобрели ведущие машиностроительные заводы мира, а до революции под руководством и по проектам инженера Корейво построены десятки морских и речных судов оригинальной конструкции, один из теплоходов серии «Бородино» назван его именем.
В 1910 году профессор, русский корабельный инженер Иван Бубнов писал, что агрегат Дизеля в Германии, на родине изобретателя, стали называть «русским двигателем». Слово «теплоход», придуманное российскими мастерами, вскоре стало общепризнанным термином. На западе теплоходы появились только в 1911 году.
Читайте также:
🔎 На всех парах: как по Волге пошли первые суда на березовых дровах.