Найти в Дзене

Легенда о «Метеоре» — как создавались знаменитые суда на подводных крыльях.

Оглавление

Белоснежный, легкий, быстрый теплоход, буквально летящий по воде, стал символом скоростных путешествий по рекам нашей страны. Созданное почти 65 лет назад и на время забытое судно сегодня обрело вторую жизнь.

Как появился «Метеор», куда пропал и как вернулся? Рассказываем в нашей новой статье!

💡Подпишитесь на канал «История Волжского пароходства», и мы отправимся вместе в увлекательное путешествие длиной в 180 лет!

Фото: Андрей Корзун, CC BY-SA 4.0
Фото: Андрей Корзун, CC BY-SA 4.0

«Метеор» — серия скоростных речных пассажирских теплоходов на подводных крыльях. Производство этих судов стало самым массовым в своем классе. Всего на воду было спущено около 400 «Метеоров», активно использующихся не только в СССР, но и почти в двух десятках стран.

«Парящие» суда

Первый теплоход на подводных крыльях «Ракета», о котором мы уже рассказывали в нашей статье ранее, был очень востребован, но недостаточно вместителен. При конструировании «Метеора» эта проблема была решена: судно могло перевозить в два раза больше пассажиров — 123 человека.

Эти теплоходы так же, как и «Ракеты», разрабатывали на базе Горьковского центрального конструкторского бюро по судам на подводных крыльях под руководством Ростислава Алексеева.

Первый «Метеор» спустили на воду в 1959 году. Испытательный маршрут был проложен от Горького до Феодосии и обратно. Через год новый и полностью готовый к производству теплоход показали председателю ЦК КПСС Никите Хрущёву. Серийное производство «Метеоров» запустили в 1961 году на Зеленодольском судостроительном заводе им. А. М. Горького в Татарстане.

Фото: Алекс «Флорштейн» Федоров, CC BY-SA 4.0
Фото: Алекс «Флорштейн» Федоров, CC BY-SA 4.0

Технические характеристики:

⚙️ «Метеор» — пассажирский однопалубный теплоход стреловидной формы.

⚙️ Полное водоизмещение составляет до 53,5 тонн.

⚙️ Корпус сделан преимущественно из дюралюминия.

⚙️ На судне было установлено два дизельных двигателя М400 мощностью по 1100 л.с.

⚙️ Максимальная скорость — 70 км/ч.

⚙️ Пассажиры размещались в 3 салонах: носовом, среднем и кормовом.

Встал на крыло

Во времена СССР пассажирские теплоходы «Метеор» пользовались невероятной популярностью. Многие и по сей день с теплотой вспоминают поездки на этом теплоходе: кто-то путешествовал как турист между городами, кто-то ездил каждые выходные на дачу. «Метеоры» курсировали не только по российским рекам, они эксплуатировались в Китае, Италии, Греции, Вьетнаме, Марокко, Нидерландах и других странах.

Правдива флотская примета: «Как корабль назовёшь, так он и поплывёт». Теплоходы на подводных крыльях «Метеор» стали яркой, красивой вспышкой в истории судоходства, похожей на ту, которую оставляет после себя на небе пролетевший мимо Земли метеороид.

Закат судов на подводных крыльях и…

«Метеоры» выпускали до 1999 года в различных модификациях — проекты 342, 342Э, 342У. В 2007 году линия по производству теплоходов этого типа была закрыта. Основной причиной, по мнению экспертов, стала высокая эксплуатационная стоимость судов и назревшая необходимость в модернизации. Самолетные двигатели, которые устанавливали на «Метеоры», расходовали много топлива, что в условиях новой экономики сделало их нерентабельными на коротких маршрутах.

Большинство судов были списаны, но далеко не все из них пошли на металлолом: многие теплоходы были размещены на площадях крупных городов России в качестве памятников или переделаны в кафе, бары, видеосалоны, залы игровых автоматов и даже в библиотеки.

"Метеор" Нижний Новгород. Фото: Апатинаити, CC BY-SA 3.0
"Метеор" Нижний Новгород. Фото: Апатинаити, CC BY-SA 3.0

…и новая жизнь «Метеора»

В 2019 году в «ЦКБ по СПК им. Р. Е. Алексеева» решили возродить проект судна на подводных крыльях. Так появился тридцатипятиметровый «Метеор 120Р».

Как рассказывают конструкторы, получился «теплоход XXI века», достойно продолжающий лучшие традиции легендарного предка. Новые силовые установки, системы управления с элементами искусственного интеллекта, кондиционеры, мультимедийные системы и кафе-бар — наступила новая эра «Метеоров».

Головное судно проекта спустили на воду 3 августа 2021 года в Нижнем Новгороде — это событие эксперты назвали знаковым для всего отечественного судостроения. Теплоход отправился в Ханты-Мансийск.

Фото: Комсомольская правда
Фото: Комсомольская правда

В августе 2023 года специально для Нижегородской области выпустили «Метеор 120Р» с именем конструктора Алексеева на борту. Судно на подводных крыльях может перевозить сразу 120 человек со средней скоростью до 65 км/ч, дальность хода — 700 км. «Метеор» уже совершил первый рейс из Нижнего до Казани и обратно с остановкой в Козьмодемьянске и Чебоксарах. Пусть занял около 8 часов.

8 ноября 2023 года стартовали испытания еще одного нижегородского «Метеора», названного в честь Виктора Григорьевича Полуэктова, первого капитана экспериментальных судов на подводных крыльях и одного из ближайших сподвижников Ростислава Алексеева. В 2024 году «Капитан Полуэктов» должен отправиться в рейс до Ярославля с остановками в Кинешме и Костроме. Желаем счастливого пути!

Путешествовали ли вы когда-нибудь на «Метеорах»? Делитесь своими воспоминаниями и впечатлениями в комментариях!

Читайте также:

➡️1843. Год, перевернувший историю речного флота.

➡️История «речных княжон»: необычная судьба двухпалубных пароходов-близнецов.

➡️Как по Волге пошли первые в мире теплоходы— судостроение в начале XX века.