Найти в Дзене

Через века — на мокшане: возвращение уникального судна спустя 400 лет.

На канале «История Волжского пароходства» мы продолжаем рассказывать о старинных судах на Волге, Оке и их притоках. В XVII-XIX веках в Поволжье ходили мокшанские хлебные караваны. Мокшана — речное парусно-гребное судно, основной транспорт на территории нынешней Мордовии. Лодку в наше время воссоздали историки. В тему: ⛵Катамараны: от плотов из бревен в Древней Индии до теплоходов на Волге. Вдоль берегов крупных водных артерий всегда располагалось множество поселений, жители которых активно использовали реки для промысла рыбы, торговли и передвижения. Жизнь у воды естественным образом способствовала развитию судоходства. Некоторые суда носили название тех рек, где их придумали и построили. «Мокшан, или мокшана — судно, получившее свое название от реки Мокши, где первоначально строили эти суда. Они ходили по Волге, Оке, Мокше, Цне, Москве-реке и вплоть до конца 20-х гг. ХХ века были особенно распространены в Окском бассейне, а также на реке Суре, где служили главным образом для перевозки
Оглавление
Современная реконструкция исторического судна мокшан. Фото из официальной группы проекта «Малые реки России – общие судьбы народов»
Современная реконструкция исторического судна мокшан. Фото из официальной группы проекта «Малые реки России – общие судьбы народов»

На канале «История Волжского пароходства» мы продолжаем рассказывать о старинных судах на Волге, Оке и их притоках. В XVII-XIX веках в Поволжье ходили мокшанские хлебные караваны. Мокшана — речное парусно-гребное судно, основной транспорт на территории нынешней Мордовии. Лодку в наше время воссоздали историки.

В тему:

Катамараны: от плотов из бревен в Древней Индии до теплоходов на Волге.

Главная река Мордовии

Вдоль берегов крупных водных артерий всегда располагалось множество поселений, жители которых активно использовали реки для промысла рыбы, торговли и передвижения. Жизнь у воды естественным образом способствовала развитию судоходства. Некоторые суда носили название тех рек, где их придумали и построили.

«Мокшан, или мокшана — судно, получившее свое название от реки Мокши, где первоначально строили эти суда. Они ходили по Волге, Оке, Мокше, Цне, Москве-реке и вплоть до конца 20-х гг. ХХ века были особенно распространены в Окском бассейне, а также на реке Суре, где служили главным образом для перевозки хлебных грузов до Рыбинска. Преимущественными местами постройки мокшан были города Кадом на Мокше и Елатьма на реке Оке», — писал в своей знаменитой книге «Волга и волжское судоходство» историк Иван Шубин.

Воды реки Мокша, протяженность которой 656 километров, протекают по Мордовии, Пензенской, Нижегородской и Рязанской областям, впадая в Оку чуть ниже Касимова. С древних времен берега этой реки населяли мокшане — этническая группа мордвы со своим особенным языком и культурой. Именно мокшане и строили грузовые лодки с похожим названием.

Кстати, один из известных представителей этого народа — Михаил Девятаев, летчик-истребитель, Герой Советского Союза, в 1945 году совершивший побег из немецкого концлагеря на угнанном бомбардировщике, а впоследствии ставший одним из известных волжских капитанов.

Подробнее историю о нем читайте в нашем материале:

Полет к солнцу Михаила Девятаева: подвиг летчика и история капитана «Ракеты».

Изображение мокшан из книги чертежей и рисунков, составленных П. А. Богославским к книге о купеческом судостроении в России. 1859 год.
Изображение мокшан из книги чертежей и рисунков, составленных П. А. Богославским к книге о купеческом судостроении в России. 1859 год.

Мокшанский хлебный караван

Жизнь мокшан была неразрывно связана с рекой, поэтому они и построили собственное уникальное судно, которое получило довольно широкую известность. Эти суда — мокшаны — использовались для перевозки различных грузов, в основном хлеба. По данным Темниковского музея им. Ф.Ф. Ушакова, в конце XIX века на мокшанских пристанях ежегодно загружали хлебом по 800-900 мокшан. Несколько лодок соединяли вместе, образуя большие караваны.

Подготовка к этому сплаву начиналась еще зимой, в прибрежные поселения стекались рабочие, чтобы наняться на постройку судов и подготовку к предстоящему перегону. На малых мокшанах работало около 80 человек и лоцман, на больших — до 180 человек и два лоцмана. С наступлением весны рабочие смолили корпуса, устанавливали оснастку и загружали лодки.

В общей сложности суда преодолевали почти 600 километров и через месяц непростого плавания приходили в Нижний Новгород, где происходило перевооружение судов. Из нижегородского порта бурлаками или на веслах и парусах мокшаны по отдельности уходили на Рыбинск. Этот путь занимал еще месяц. После разгрузки в Рыбинске лодки отправляли обратно, иногда частично загружались грузом в Нижнем Новгороде и уходили по Оке на родные Мокшу и Цну.

«Оборудование на мокшане было очень сложным и большим, так как, идя с грузом хлеба, обыкновенно на Рыбинск, по рекам Цне, Мокше и Оке, они применяли «сплавные» припасы (рысковые канаты и якоря). По Волге же, от Нижнего до Рыбинска, «ходовые», т. е. необходимые для движения вверх, и паруса, для которых ставили в Нижнем большие мачты», — продолжал историк.

По словам историков, дешевизна изготовления приводила к тому, что порой такие суда использовались лишь на протяжении одного сезона или вообще, дойдя до конечного пункта, шли на слом. В те времена сделать это было проще, чем вести их обратно против течения.

В тему:

Дедушка современного сухогруза: история насада, древнейшего грузового судна на Руси.

Фото из официальной группы проекта «Малые реки России – общие судьбы народов».
Фото из официальной группы проекта «Малые реки России – общие судьбы народов».

Как выглядели мокшаны?

Мокшана представляла собой беспалубное парусное судно (барку), оборудованное съемной мачтой.

«Мокшаны строили из соснового и елового леса. В течение долгого времени своего существования они несколько раз меняли не только свои размеры в сторону их постепенного увеличения, подобно большинству волжских судов, но и конструкцию некоторых деталей и узлов…», — писал Иван Шубин.

Суда доходили до 70 метров в длину и до 13 метров в ширину. Для управления требовалась команда численностью от 23 до 32 человек. Грузоподъемность судна составляла 3-5 т. Посередине лодки устраивали жилое помещение для команды — домик с двускатной крышей.

Отличительная особенность мокшан — богатые украшения:

«…на передних огнивах мокшан, а также на корме, на казенке, бортовых парусках и балконах рисовали или вырезали и затем красили в разные цвета (преимущественно в белый, зеленый, голубой и красный) разные узоры или обозначали год постройки судна, фамилию ее владельца и пр. На носовой части рисовали глаза и другие изображения. На тонкой снасти, протянутой между двумя флагштоками — один на носу, другой у казенки или на мачте, — поднимали шерстяные ленты и три-четыре довольно больших разноцветных флага из шелковой или другой материи, нередко с вышитыми на них пейзажами, птицами и пр. На концах самих флагштоков прикрепляли разные фигуры, например, рыба, конь или изображение Михаила-архангела с трубой, Георгия Победоносца на коне…», — описывал мокшан в своей книге И.А. Шубин.

Фото из официальной группы проекта «Малые реки России – общие судьбы народов».
Фото из официальной группы проекта «Малые реки России – общие судьбы народов».

Мокшана нового времени

В 2011 году энтузиасты построили небольшое парусно-гребное судно, взяв за основу чертежи мокшаны.

Проект реализовали в рамках празднования 1000-летия единения мордовского народа с народами Российского государства. Цель похода — воссоздание опыта освоения рек России различными народами Волжско-Балтийского региона в XVII веке.

За эту непростую работу взялись специалисты верфи деревянного судостроения из города Петрозаводск. Изучение письменных источников позволило им реконструировать судно с высокой достоверностью и сохранением традиций речного кораблестроения XVII века. Строительство велось традиционным способом, только из дерева, скрепленного медными заклепками, без использования синтетических материалов. Кстати, карельские судостроители дали 25-летнюю гарантию на свою работу.

Характеристики мокшаны нашего времени:

· длина — 9,15 м;

· ширина — 2,4 м;

· высота бортов — 0,85 м;

· вместимость — 12 человек;

· оснащена двумя небольшими мачтами и 8 веслами;

· вес с оборудованием — около 1 т;

· мощность стационарного мотора – 10-15 л.с.

Современная мокшана участвовала в историко-культурной экспедиции: в 2011 году команда прошла из Петрозаводска, через Онежское и Белое озеро, затем в Кирилло-Белозерский монастырь на озере Сиверском. В 2012 году экспедиция отправилась из Москвы в Рязань и далее в Кадом и Теньгушево (Мордовия), на родину судна.

➡️Читайте также материалы о древних судах в специальной подборке на канале «История Волжского пароходства».