Найти в Дзене
Психолог Юлия Мурашева

Не прямой разговор: что это?

Всем привет!

Меня просили рассказать о непрямой коммуникации понятным языком.

Что ж, попытаюсь это сделать.

Итак, есть такое сложное, но вместе с тем интересное явление, как «непрямой разговор» или, если перейти на академический язык – «непрямая коммуникация».

«Непрямая коммуникация – это содержательно осложненная коммуникация, в которой понимание высказывания предполагает учет смыслов, отсутствующих в высказывании и требующих дополнительных интерпретационных усилий со стороны адресата».

– Иными словами, смысл сказанного не всегда прямолинеен и понятен.

До сути сказанного часто нужно докапываться, сопоставляя смысл слов (прямой и косвенный), настроение говорящего, его жесты и мимику, его состояние и контекст ситуации.

По большому счету, все литературные произведения демонстрируют этот стиль коммуникации.

Авторы нас подводят к нужным мыслям или, по крайней мере, пытаются подвести.

Чтобы было понятнее, давайте сравним уголовный кодекс и художественную книгу.

Авторы доносят мысли о том, что применять насилие, убивать, грабить и воровать нельзя. Но в уголовном кодексе высказывается прямой запрет и сообщается, что конкретно будет за нарушение запрета в случае правонарушения , а в романе читателя обычно плавно подводят к пониманию общечеловеческих норм поведения.

В жизни все работает примерно так же.

Приведу примеры.

Прямая коммуникация: «Давай я перееду к тебе»

Косвенная: «Мне так неприятно просыпаться в пустой квартире, так грустно. Ехать на работу далеко, а ты живёшь прямо рядом с моей работой. Как тебе повезло».

Прямая коммуникация : «Я не заинтересован в работе над новым проектом».

Косвенная: «Я думаю, что хотел бы сосредоточить большую часть своей энергии на текущих заданиях. Но был бы рад помочь, если у меня будет немного свободного времени».

Прямая коммуникация : «Наши отношения изжили себя, я тебя разлюбила».

Косвенная: «Давай останемся друзьями».

Прямая коммуникация : «Вы не подходите на эту вакансию. Вообще».

Косвенная: «Благодарим Вас за проявленный интерес к обращению в нашу компанию. Было замечательно иметь возможность поговорить с Вами во время собеседования и узнать Вас немного лучше. Мы Вам перезвоним».

При непрямой коммуникации человек не сообщает «в лоб» свои претензии, просьбы, желаний, не сообщает о намерениях и решениях, а заставляет об этом догадываться, говоря намеками и иносказаниями.

Иногда, это помогает пощадить чье-то самолюбие и смягчить удар, но в большинстве случаев это наносит вред.

Непрямая коммуникация ворует время, а также способствует манипулированию.

По сути, это одно из средств манипуляции.

Ведь с помощью намеков, передергивания смысла и недосказанности, можно внушить ложные надежды, запутать человека и обмануть.

Или же вообще, заставить человека сделать что-то нужное для тебя, а потом сообщить, что просьбы не было – это дает возможность снять ответственность с себя.

Сразу скажу то, что хорошо в искусстве, часто неприменимо в жизни.

Как говорится, «гладко было на бумаге, но забыли про овраги».

Думать над скрытыми смыслами романа приятно, а вот догадываться, что в данный момент это чудо имело в виду, как-то не очень.

На это тратиться много нервных клеток.

Неприятно и энергозатратно общаться с человеком, который просьбы выражает намеками, а недовольство обиженным молчанием.

Да, не всегда непрямую коммуникацию применяют в манипулятивных целях. Часто это следствие страха обидеть и неуверенности в себе.

– Да, но окружающим от этого не легче общаться.

Это не оправдание.

Лучше всего, умеют противостоять непрямому разговору люди с РАС: они не понимают намеков и не склонны додумывать, а улавливают только смысл сказанного.

Не сказали прямо – значит, сообщение не принято.

Этот подход стоит перенять – будет проще общаться с любителем непрямых разговоров.

Да и жить будет проще.

А в Вашей жизни были ситуации, когда с Вами говорили применяя непрямую коммуникацию?

#психологияотношений #психология #манипуляции #мужчинаиженщина #абьюз #самооценка #отношения #защита #юлиямурашева