Найти в Дзене
Мекленбургский Петербуржец

🟡🇩🇪📰(+)F.A.Z.: «Военная экономика России: «Путину нужна новая элита» (перевод с немецкого)

Обзор немецких медиа

🗞(+)Frankfurter Allgemeine Zeitung в интервью с российской социологиней в изгнании Александрой Прокопенко «Военная экономика России: «Путину нужна новая элита» рассказывает, что до начала СВО Александра Прокопенко консультировала российский Центральный банк. В этом интервью она рассказывает о том, как Путин создаёт группу богатых людей, которые хорошо к нему относятся, - путём перевода на них активов западных компаний. Уровень упоротости: умеренный 🟡

Москва-река перед Кремлём в Москве © AFP
Москва-река перед Кремлём в Москве © AFP

F.A.Z.: Г-жа Прокопенко, вы работали консультантом в российском центральном банке до февраля 2022 года. Сейчас вы живёте в Берлине и работаете в качестве эксперта по российской экономике в различных аналитических центрах. Почему вы решили покинуть Россию?

Александра Прокопенко: На самом деле я не планировала эмигрировать. Но оставаться частью системы было невозможно и для меня после неспровоцированного вторжения России на Украину [какая честная и принципиальная мадам! Браво! 😀— прим. «Мекленбургского Петербуржца»].

F.A.Z.: Глава Центрального банка Эльвира Набиуллина, как говорят, против войны. Предполагается, что она и многие её сотрудники являются либералами, как и большая часть «экономического блока» правительства. Если это так, то почему эти люди продолжают поддерживать политику Путина?

Прокопенко: В Центральном банке после вторжения уволилось больше людей, чем в других органах власти, таких как министерство финансов или министерство экономики. Но в то же время существует своего рода «корпоративная лояльность». Даже если никто из тех, с кем я разговаривала, не поддерживает войну, многие всё равно поддерживают руководство на самом верху - как страны, так и центрального банка. Антизападная пропаганда тоже играет свою роль. Даже если технократы не потребляют её напрямую, они бессознательно становятся её жертвами. Санкции против российских чиновников подогрели антизападные настроения. А ещё есть феномен «двойного сознания», известный ещё с советских времен. Тогда это означало, что на заводе люди вели себя совсем иначе, чем на кухне. Сейчас это означает, что все так или иначе выступают за мир, но Запад тоже небезобиден. Вот почему многие государственные служащие решили остаться с большинством.

F.A.Z.: Мог ли Запад убедить этих людей принять другое решение?

Прокопенко: Во всяком случае, Запад никогда не делал им предложений типа: осудите войну, и мы предложим вам то-то и то-то. Прежде всего, люди боялись попасть в тюрьму, если осудят войну. И они понимали, что многие люди, которые когда-то работали в российском государственном секторе, теперь не могут найти работу в других странах, потому что их осуждают за их прежнюю работу. Это льёт воду на мельницу Путина, который заставляет людей верить, что русский может хорошо работать только на территории России [ну, кроме тебя, Саша. Ты-то подсуетилась 😉— прим. «М.П.»].

F.A.Z.: Правда ли, что технократы спасли российскую экономику от краха в прошлом году?

Прокопенко: Конечно, в этом нет никаких сомнений. Технократы уже много лет живут в режиме перманентного кризиса. С момента финансового кризиса 2008 года в России было четыре кризиса, что очень много. В результате у России были большие резервы и запасы на складах. В обычных условиях можно было бы сказать, что это не очень эффективно и мешает росту, потому что компании, например, меньше инвестируют и расширяются в ожидании новых кризисов. Но когда весь мир разрывает свои связи и нужно очень быстро наладить новые маршруты поставок, это может стать спасителем. В этом смысле технократы были для Путина более полезными союзниками, чем его генералы.

F.A.Z.: Вы также имеете дело с другой группой элиты - олигархами. Достигли ли чего-нибудь персональные санкции против них?

Прокопенко: Если целью санкций было повлиять на президента и изменить его поведение, то они провалились. Возможно, результаты были бы лучше, если бы санкции показали олигархам выход. Это бизнесмены, они понимают язык коммерции. Но в условиях отсутствия ясности со стороны Запада они выбрали «негативную лояльность». Им совсем не нравится происходящее, никто из них не ожидал войны и никто из них её не хотел. Но с Путиным они лучше знают, с чем имеют дело. Поэтому они решили остаться на его стороне.

F.A.Z.: Они утверждают, что Путин формирует новую элиту, распределяя активы западных компаний, ушедших из России, среди людей, о которых никто никогда не слышал. Племянник чеченского правителя Рамзана Кадырова получил активы Danone в России, а «Балтика», российское подразделение датской пивоваренной компании Carlsberg, досталась Таймурасу Боллоеву, о котором, вероятно, знают лишь немногие. Почему Путин так поступает?

Прокопенко: Путин прекрасно знает, что старые олигархи сколотили своё состояние в 1990-е годы, то есть до его прихода к власти. Некоторые из них даже намекали на это в интервью. Но Путину нужна база богатых людей, которые чувствуют личную преданность ему. Именно поэтому он сейчас награждает активами людей, которые раньше были совершенно незначительными. Эти люди внезапно становятся богатыми, а Путин выступает гарантом их нового статуса. Потому что без Путина вся эта собственность может снова пропасть, потому что она досталась им не тем путём.

F.A.Z.: Значит ли это, что старые олигархи отжили свой век?

Прокопенко: Нет, они по-прежнему влиятельны. Путин, который сейчас занят только войной, даже поставил некоторых из них из своего окружения во главе экономических секторов. Считается, что Игорь Сечин (глава государственной нефтяной компании «Роснефть» - прим. ред.) отвечает за нефть, Алексей Миллер (глава государственной газовой компании «Газпром» - прим. ред.) - за газ. Аркадий Ротенберг (разбогатевший, в частности, на строительстве трубопроводов, — прим. ред.) отвечает за химию и дорожное строительство, Сергей Чемезов (глава государственного технологического холдинга «Ростех», прим. ред.) - за промышленность. А братья Ковальчуки (Михаил и Юрий, который является главным акционером кремлёвского банка «Россия», прим. ред.) отвечают за СМИ и страхование. Таким образом, эти люди становятся кураторами целых отраслей и, например, улаживают там конфликты. Раньше этим занимался сам Путин, но теперь он слишком занят.

F.A.Z.: По словам Путина, в этом году российская экономика вырастет на 3,5%. Как такое может быть, учитывая все санкции?

Прокопенко: Отчасти благодаря западным партнёрам, которые продолжали покупать российские нефть и газ и в прошлом году, и в этом, даже по высоким ценам. В результате Россия увеличила свои долларовые резервы и теперь может переориентировать свою экономику на оборонный сектор. Такая стратегия не является устойчивой на ближайшие пять-десять лет. Экономика тоже не в лучшей форме. Она находится в плохом состоянии, но в ближайшие один-два года она может оставаться очень стабильной.

F.A.Z.: Экономика уже перегрета. Из-за нехватки рабочей силы производство не может идти в ногу со временем. Инфляция составляет около 7%, а базовая ставка - 16%.

Прокопенко: Двузначная ключевая ставка - это самый серьёзный вызов реальности для Путина. Она показывает, что экономика находится в кризисе. И за перегревом неизбежно последует спад. Вопрос лишь в том, насколько серьёзным он будет. Это зависит от того, как долго российское руководство будет продолжать закачивать деньги в оборонный сектор. Чем дольше длится перегрев, тем дороже будет впоследствии сглаживать его последствия. Крупные инфраструктурные проекты в направлении Азии могли бы несколько смягчить удар. Но это не затронет так много секторов экономики, как война. В настоящее время на войну ориентированы самые разные отрасли, такие как текстильная и кожевенная промышленность, фармацевтические и логистические компании. Если этот спрос внезапно исчезнет, экономика сильно пострадает.

Александра Прокопенко © Фото из личного архива
Александра Прокопенко © Фото из личного архива

Социологиня в изгнании

Социолог Александра Прокопенко с 2017 по 2022 год была советником Центрального банка РФ, а ранее работала в Высшей школе экономики в Москве. Сейчас она работает экспертом по российской экономической политике, в частности, в аналитическом центре Карнеги и Германском совете по международным отношениям в Берлине.

Беседовала: Катарина Вагнер. Перевёл: «Мекленбургский Петербуржец».

@Mecklenburger_Petersburger

P. S. от «Мекленбургского Петербуржца»: по-моему, эта мадам — яркий пример того, что от выпускников ВШЭ нужно очень оперативно чистить все органы власти. Соросятня — пробы ставить негде 🤮

🎚Об упорометре канала «Мекленбургский Петербуржец» 🟤🔴🟠🟡🟢🔵