Найти тему
Живописные истории

Вынужденная эмиграция художницы Мари-Элизабет-Луизы Виже-Лебрён. Часть 1. Италия

За исключением одиночного визита во Фландрию и Голландию в 1781 году, французская художница Мари-Элизабет-Луиза Виже-Лебрён (1755–1842) вплоть до 1789 года не могла считать себя великой путешественницей, но буря Революции вынудила её пересечь всю Европу.

В 1789 году она была первой художницей, выбравшей путь ссылки.

Она стала частью второй волны отъездов, названной "страшной" эмиграцией, вызванной, после тревожных летних волнений, маршем на Версаль в октябре.

Портретистка отсутствовала во французской столице дюжину лет, с 6 октября 1789 года по 18 января 1802 года.

Портрет Елизаветы Французской
Портрет Елизаветы Французской

Уверенная, что политическая ситуация стабилизируется, она предполагала, что сможет вернуться в Париж к сентябрю 1790 года.

Её пребывание в Италии, предпринятое в интересах запоздалого образования в области искусства (художнице в то время было тридцать четыре года), могло ещё больше узаконить её превосходство на парижской художественной сцене.

Италия (1789–92 гг.)

В ходе своего путешествия художница остановилась в Болонье, где 3 ноября 1789 года была избрана членом Академии Клементины.

Во Флоренции она смело поддержала предложение написать свой автопортрет для знаменитого Корридойо Вазариано.

Автопортрет, 1790 г.
Автопортрет, 1790 г.

Вскоре после прибытия в Рим, в результате положительных отзывов на этот автопортрет, художницу приняли в Академию Святого Луки.

Виже-Лебрён пользовалась успехом в Риме, равным достигнутому Жаком Луи Давидом (1748–1825) с его «Клятвой Горациев» в 1785 году. Хотя, как говорил Франсуа Гийом Менажо (директор Французской Академии), Мари-Элизабет-Луиза отмечала: "Римляне не хвалебны, особенно когда дело касается иностранцев".

Леди Гамильтон в роли Ариадны (или вакханки), 1790 г.
Леди Гамильтон в роли Ариадны (или вакханки), 1790 г.

"Меня зовут г-жа Ван Дейк, г-жа Рубенс", — заявляла Виже-Лебрён в своей переписке, легко принимая на себя эти титулы.

Художница намеренно не отправляла свой автопортрет во Флоренцию до сентября 1791 года, решив вместо этого в эти первые годы за границей выставить картину для продвижения своего творчества в рамках стратегии по завоеванию нового рынка.

В Риме художница оказалась в конкуренции с другой великой художницей своего времени, Ангеликой Кауфман (1741–1807).

Ангелика Кауфман, Автопортрет, 1770/75 гг.
Ангелика Кауфман, Автопортрет, 1770/75 гг.

Виже-Лебрён была обязана своей сопернице главными художественными импульсами своего пребывания в городе, прежде всего своими обширными исследованиями практики мифологического портрета, а также растущим значением, которое она придавала пейзажу.

Ангелика Кауфман «Суд Париса», 1781 г.
Ангелика Кауфман «Суд Париса», 1781 г.

17 апреля 1790 года художница покинула Вечный город и перебралась в Неаполь, где она с перерывами проживала до марта 1792 года, а её визиты продлевались из-за королевских заказов Марии Каролины, старшей сестры Марии-Антуанетты.

Там она начала третий портрет бывшей Эммы Харт: леди Гамильтон в образе Кумской сивиллы.

-6

Картина, представленная ниже, является первой версией Севиллы, под названием «Этюд из жизни леди Гамильтон в образе Кумской сивиллы».

1792 г.
1792 г.

Впечатленная знаменитыми импровизациями своей натурщицы, художница выполнила то, что впоследствии стало ее любимой работой.

Поза сивиллы во многом подсмотрена у автопортрета Кауфман (1787 г.),

Ангелика Кауфман «Автопортрет», 1787 г.
Ангелика Кауфман «Автопортрет», 1787 г.

также на работу оказали влияние Доменикино (1581–1641), Гвидо Рени (1575–1642) и Гверчино (1591–1666), чьи картины были легко доступны ей как часть достояния Италии.

 Доменикино «Кумская сивилла», 1617 г.
Доменикино «Кумская сивилла», 1617 г.

Виже-Лебрён всегда считала эту картину исторической, упоминая её в своей книге «Сувениры» как "изображение Сивиллы... в честь леди Гамильтон".

"Сивилла", работа над которой была завершена весной 1792 года, впоследствии будет стратегически служить в стремлении художницы к её признанию и в поиске новых заказов.

Во время визита в Парму летом 1792 года Мари-Элизабет-Луиза была принята в члены Академии изящных искусств и выставила там свой "шедевр".

Позже она наслаждалась восторженной реакцией студентов, которые идентифицировали эту работу как принадлежащую итальянской школе.

Рафаэль «Портрет Биндо Альтовити», 1515 г.
Рафаэль «Портрет Биндо Альтовити», 1515 г.

Виже-Лебрён уехала из Неаполя в Рим в марте 1792 года с заявленной целью "ещё раз восхититься Рафаэлем во всей его славе".

Преследуя эту же цель во Флоренции, она скопировала его портрет Биндо Альтовити, который в то время считался автопортретом.

В мае 1792 года французский художник и археолог Доминик Виван Денон выставил «Сивиллу» в своем доме в Венеции.

Именно Виван Денон, позже известный как "глаз Наполеона", на своей гравюре (см. внизу) с изображением Вижё-Лебрен отразил двойную цель её пребывания в Италии.

-11

На этой гравюре художница предстает в той же позе, что и на её флорентийском автопортрете, но предполагаемый автопортрет Рафаэля заменяет собой портрет королевы на мольберте, тем самым привлекая внимание к богатым плодам её путешествия на итальянском полуострове.

Продолжение: