Найти в Дзене

Вынужденная эмиграция художницы Мари-Элизабет-Луизы Виже-Лебрён. Часть 2. Вена

Предыдущая часть: Вена (1792–1795 гг.) Падение французской монархии 10 августа 1792 года сделало возвращение в Париж совершенно немыслимым для Мари-Элизабет-Луизы Виже-Лебрён, и она решила переехать в Вену. Там к ней присоединился художник Огюст Ривьер, брат невестки, который будет рядом с ней на протяжении всего оставшегося времени её пребывания за границей, взяв на себя обязательства распространять работы Виже-Лебрён посредством копий. В то время как в Париже её членство в Королевской академии искусства и скульптуры было важно, в Вене принадлежность художницы к нескольким итальянским Академиям оказалась второстепенным фактором карьеры. Здесь она устанавливала связи со своими покровителями напрямую, без официальных посредников. И даже наоборот, по прибытии в ноябре 1792 года художница, похоже, стала избегать пересечений с Академией искусств Бильденден, поскольку её вице-директор Генрих Фридрих Фюгер (1751–1818) мог воспринимать художницу как конкурента на венском портретном рынке.

Предыдущая часть:

Вена (1792–1795 гг.)

Падение французской монархии 10 августа 1792 года сделало возвращение в Париж совершенно немыслимым для Мари-Элизабет-Луизы Виже-Лебрён, и она решила переехать в Вену.

Там к ней присоединился художник Огюст Ривьер, брат невестки, который будет рядом с ней на протяжении всего оставшегося времени её пребывания за границей, взяв на себя обязательства распространять работы Виже-Лебрён посредством копий.

«Портрет княгини Александры Голицыной с сыном Петром», 1794 г.
«Портрет княгини Александры Голицыной с сыном Петром», 1794 г.

В то время как в Париже её членство в Королевской академии искусства и скульптуры было важно, в Вене принадлежность художницы к нескольким итальянским Академиям оказалась второстепенным фактором карьеры.

Здесь она устанавливала связи со своими покровителями напрямую, без официальных посредников.

Генрих Фридрих Фюгер «Князь Николай Борисович Юсупов», 1783 г.
Генрих Фридрих Фюгер «Князь Николай Борисович Юсупов», 1783 г.

И даже наоборот, по прибытии в ноябре 1792 года художница, похоже, стала избегать пересечений с Академией искусств Бильденден, поскольку её вице-директор Генрих Фридрих Фюгер (1751–1818) мог воспринимать художницу как конкурента на венском портретном рынке.

Самую твердую поддержку Виже-Лебрён оказал принц Кауниц-Ритберг, который предложил выставить её «Сивиллу» в течение двух недель в его дворце.

Эта рекламная стратегия не только привлекла множество заказов, но и привела к частому использованию мифологических портретов в ее венских работах и повлияла на позы, выбранные многими натурщиками.

«Портрет графини Симятковский Быстры», 1793 г.
«Портрет графини Симятковский Быстры», 1793 г.

В Вене, которую она называла "идеальным Вавилоном", Виже-Лебрён встречалась с бывшими парижскими знакомыми, особенно с французскими эмигрантами, ведущими себя так, как если бы они были послами мнимого французского правительства в изгнании.

Однако она редко рисовала их, потому что их финансы были нестабильными, и они больше не могли позволить себе услуги заведомо дорогого портретиста.

«Каролина Мандершейд-Бланкенхайм», 1793 г.
«Каролина Мандершейд-Бланкенхайм», 1793 г.

Кроме того, двор держал “клан Полиньяк” на расстоянии, и этот неохотный приём имел для художницы определенные последствия, поскольку она не получала никаких значительных заказов от властей.

«Герцогиня де Полиньяк», 1782 г.
«Герцогиня де Полиньяк», 1782 г.

Тем не менее Виже-Лебрён "много работала в Вене", привлекая клиентуру из аристократии.

Заказы, которые они ей делали, хотя и считались менее престижным, чем императорские, все же был чрезвычайно прибыльным.

«Портрет Пелагеи Сапеги, урожденной Потоцкой», 1794 г.
«Портрет Пелагеи Сапеги, урожденной Потоцкой», 1794 г.

В апреле 1795 года Виже-Лебрён покинула Вену, где, в отличие от своего пребывания в Италии, не получила каких-либо значительных новых знаний.

Продолжение: